Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Методы изучения личностных особенностей и сферы общения






Наиболее распространенные методы изучения личностных особенностей и сферы общения — это проективные тесты и личностные опросники (анкеты). Как правило, для исследования детей и подростков проективные методы оказываются более удобными, чем опросники и анкеты, большинство из которых рассчитаны на взрослых. Если жалобы клиента или результаты выполнения тестов “Рисунок человека” и “Пиктограмма” заставляют подозревать наличие личностных и/или эмоциональных проблем, то можно рекомендовать использование тестов “ Несуществующее животное ”, “ Домдерево — человек ” и “ Красивый рисунок ”. Для направленной диагностики сферы общения удобны тесты “ Рисунок семьи ”, “ Семья животных ” и “ Два дома ”. Для теста “ Красивый рисунок ” нужны цветные карандаши, а для остальных перечисленных тестов — только бумага, простой карандаш и резинка.

Как не существует методик, выявляющих уровень умственного развития в отрыве от личностных особенностей, так не существует и методик, выявляющих личностные особенности и вовсе не чувствительных к уровню умственного развития. Поэтому, как и ранее, следует учитывать условность названия данного подраздела.

Несуществующее животное. Эта методика, разработанная М. З. Дукаревич, проста в проведении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизонтально) и говорят: “Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было, и которого до тебя никто не придумывал. Его нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах”.

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: “А теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет? ”

73

Рассказ ребенка записывается по возможности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

— Чем оно питается?

— Где живет?

— Чем оно обычно занимается?

— А что любит делать больше всего?

— А чего оно больше всего не любит?

— Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

— Есть у него друзья? Кто?

— А враги у него есть? Кто?

— Почему они его враги?

— Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?

— Какого оно размера?

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможности дословно.

Дом — дерево — человек. Этот тест разработан Баком и Хэммером. Он представляет собой расширение теста “Рисунок человека” и дает дополнительную информацию о психологических особенностях ребенка. Рисунок дома отражает отношение ребенка к своей “домашней жизни”, к семье. В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой.

Если уже проведен тест “Рисунок человека”, то остается аналогичным образом предложить ребенку нарисовать на отдельном листе (положенном перед ним горизонтально) дом, а еще на одном листе (положенном вертикально) — дерево. Дополнительную информацию дает ответ ребенка на вопрос о том, кто живет в доме. Если в качестве рисунка дерева представлено условное изображение елки, то ребенка просят нарисовать еще одно дерево, на этот раз — не елку.

“Красивый рисунок”. Эта методика направлена на выявление эмоциональных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. На выявлении цветовых предпочтений основан, в частности, широко известный цветовой тест Люшера. В отличие от него, тест “Красивый рисунок” не требует специальных материалов. Кроме того, он больше подходит для младших школьников,

74

так как основан на привычной и естественной для них изобразительной деятельности. Для выполнения теста нужен лист бумаги (который кладется перед ребенком горизонтально) и достаточно полный набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с обязательной представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима.

Инструкция: “Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок — какой захочешь”. Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.

Рисунок семьи. Методика “Рисунок семьи” предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений (в восприятии ребенка). Методика проводится так же, как и другие рисуночные тесты. Для нее нужны лист бумаги (который кладется перед ребенком горизонтально), простой карандаш и резинка.

Инструкция: “Нарисуй на этом листе всю свою семью”. Если ребенок спрашивает, кого именно надо рисовать, а кого нет (например, “А бабушку рисовать? ”), то проверяющий отвечает: “Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня”.

Семья животных. Этот тест представляет собой своеобразный вариант теста “Рисунок семьи”. Он может быть использован вместо теста “Рисунок семьи”, а может даваться в сочетании с ним для получения дополнительных данных. В этом случае желательно давать его раньше, чем тест “Рисунок семьи”. Поскольку направленность теста “Семья животных” для ребенка менее очевидна, чем теста “Рисунок семьи”, первый бывает более показателен в случае, когда ребенок сознательно “закрывается” от обследующего. С другой стороны, некоторые семейные отношения в тесте “Семья животных” могут быть менее очевидны, так как в нем отсутствуют показатели, относящиеся к фигуре человека, и не обязательно выдерживается состав семьи, соответствующий реальной семье ребенка (ведь он рисует не свою, а абстрактную семью).

Инструкция. Ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных (“так, чтобы все члены семьи были разными животными”). В этом случае, разумеется, ребенку не говорят, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать животных, то ему объясняют, что это несущественно: если будет непонятно, кого он нарисовал, то он

75

подпишет, какое это животное (или скажет это, а проверяющий запишет). При изображении каждого животного проверяющий выясняет, какое это животное и кто оно в семье (какой член семьи). При этом сам проверяющий, задавая вопросы, не произносит слов типа “мама”, “папа”, “ребенок”, а ограничивается нейтральным словосочетанием “член семьи”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.