Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Интроверты и экстраверты. Шизоидный, гипертимный, эпилептоидный типы






Интровертность — это личностная черта, характеризующаяся замкнутостью, высокой избирательностью в общении. Для интроверта затруднено вхождение в новый коллектив, завязывание знакомств. Экстравертность — качество, противоположное интровертности. Это общительность, склонность

34

к широким контактам. Экстраверт легко входит в новый коллектив, заводит новых друзей. Экстравертная личность сравнительно мало избирательна в контактах, их количество имеет для нее большее значение, чем глубина. У интроверта имеющиеся контакты обычно более глубоки и более устойчивы.

Большинство людей трудно однозначно отнести к экстравертам или интровертам, и можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности у них тех или иных черт. Высокая выраженность любой из этих черт может приводить к проблемам общения. Главная проблема, с которой сталкиваются интроверты, — это одиночество, отсутствие друзей, изолированность. Проблемы, встречающиеся у экстравертов, носят другой характер: это конфликтность или формальность (поверхностность) отношений.

Высокий уровень интровертности типичен для шизоидной акцентуации. Она характеризуется также низкой конформностью, оригинальностью мышления. У шизоидных детей часты трудности в общении со сверстниками (если эти трудности очень сильно выражены, то говорят, что ребенок аутизирован). Нередко снижен уровень социализированности. Рассуждения шизоидного ребенка могут быть недостаточно понятны другим детям, а иногда и взрослым. Развитие эмоциональной сферы обычно заметно отстает от интеллектуального развития. В итоге шизоидный ребенок может рассуждать “как взрослый” и в то же время вести себя очень инфантильно.

Гипертимный склад личности. Этот личностный тип характеризуется экстравертностью, открытостью, повышенным уровнем активности, низкой чувствительностью, снижением самоконтроля, склонностью к импульсивным необдуманным действиям. В общении дети с таким личностным складом часто бывают нетактичны, навязчивы. У них часты конфликты с социальным окружением. Переживания гипертимной личности, как правило, очень ярки, но несколько поверхностны и неустойчивы.

Эпилептоидный склад личности. Этот личностный тип также более част у экстравертов, однако он нередко приводит к трудностям социализации. Его главную особенность составляет высокая эмоциональная ригидность, т. е. склонность “застревать” на тех или иных переживаниях (особенно — на отрицательных, что иногда порождает злопамятность). В деятельности также наблюдается “застревание” (вязкость): затруднено включение в новую деятельность, переключение с одной деятельности на другую. Этот личностный склад характеризуется высоким уровнем активности, стремлением все делать “так, как надо”. Эпилептоидному ребенку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. При этом личностном складе, как правило, выражены лидерские наклонности, но часты высокая конфликтность и недостаточная гибкость, мешающие реализовать эти наклонности.

35

Иногда проявляется повышенный уровень агрессивности. При снижении настроения у детей с эпилептоидным складом личности легко возникают взрывчатые (эксплозивные) реакции, дисфорическое (т. е. недовольно-раздраженное, озлобленное) состояние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.