Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 2. Продолжим предыдущий пример






Продолжим предыдущий пример. Напомним, что фирма ввезла в Россию белорусский погрузчик и оприходовало его в учете в марте 2005 года. Значит, НДС по нему фирма должна уплатить в бюджет не позднее 20 апреля. В эти же сроки ей нужно представить налоговую декларацию по НДС с соответствующими документами.

В соответствии с пунктом 8 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов НДС, уплаченный по материалам и оборудованию, ввезенным с территории Беларуси, подлежит вычету в России в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ. Правда, сотрудники налоговых органов предъявляют дополнительные требования для того, чтобы возместить НДС из бюджета. О них, к примеру, указано в письме ФНС России от 2 марта 2005 г. № ММ-6-03/167@ и в письме УФНС России по Московской области от 11 марта 2005 г. № 21–25/14.

Так, налоговики требуют наличие следующих документов:

• налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС;

• платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в налоговой декларации;

• заявления о ввозе товаров, в котором должна стоять отметка налогового органа об уплате НДС. Такую отметку на экземплярах заявления организации налоговые органы проставляют в течение 10 рабочих дней с даты, когда им будут представлены документы, подтверждающие уплату НДС. Этот срок установлен в пункте 4 приложения № 2 к приказу Минфина России от 20 января 2005 г. № 3н «О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

Однако эти требования не соответствуют положениям главы 21 Налогового кодекса РФ. Следуя им, организация сможет возместить из бюджета уплаченный НДС в более поздний срок, чем тот, который предусмотрен кодексом.

К примеру, в письме УФНС России по Московской области № 21–25/14, на которое мы уже ссылались, указано, что если НДС по ввезенным из Беларуси материалам фирма уплатила в феврале, то он будет отражен в налоговой декларации за февраль, которая сдается до 20 марта. А включить НДС в вычеты фирма сможет в налоговой декларации, представляемой за март (до 20 апреля). Если же следовать Налоговому кодексу, то, оприходовав материалы в учете и оплатив НДС по ним в феврале, фирма сможет предъявить налог к вычету также в феврале.[12]

Однако решать, как поступить, конечно же, вам. Если вы не хотите лишних споров с налоговиками, то с вычетами придется немного подождать, хотя это и отвлекает из оборота средства. И порой немалые.

Другим не мене интересным вопросом бухгалтерского учета является учет купленного здания. Организация купила недостроенное здание, чтобы его достроить, а затем использовать в своих целях. В настоящий момент здание не используется. Работы по его достройке не ведутся. На каком счете учитывать это здание? Возникает ли в данном случае у организации обязанность по уплате налога на имущество.

В бухучете его нужно учитывать в составе «незавершенки», иначе говоря, на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Это следует из пункта 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Здесь сказано о том, что затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий и т. п., не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами, относятся к незавершенным капитальным вложениям. Расходы по содержанию и достройке здания также нужно учитывать на счете 08.

После того как организация достроит здание и начнет его эксплуатировать, расходы нужно будет перенести со счета 08 на счет 01 «Основные средства». Причем в бухучете это можно сделать даже до того, как организация зарегистрирует право собственности на объект. Достаточно лишь передать документы на регистрацию. Правда, при этом объект нужно отражать на отдельном субсчете к счету 01. Основание – пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

С момента передачи документов на госрегистрацию объект можно включить в состав основных средств, начисляя на него амортизацию, и в налоговом учете (п. 8 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, если организация использует одинаковые нормы амортизации по объекту в бухгалтерском и налоговом учете, то данные учета будут совпадать.

Будет ли в этом случае фирма платить налог на имущество? Как закреплено в п. 1 ст. 374 НК РФ, это движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе организации в составе основных средств по правилам бухгалтерского учета.

А в пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, которое регулирует правила отражения в бухучете имущества в составе основных средств, указано, что это Положение не применяется в отношении капитальных и финансовых вложений. Поэтому недострой не нужно учитывать при расчете налога на имущество.[13] Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 20 октября 2004 г. № 03-06-01-04/71.

Рассмотрим бухгалтерский учет в долевом строительстве жилых домов.

Действующее законодательство не дает прямых рекомендаций по отражению в учете хозяйственных операций, связанных с инвестиционной деятельностью в форме строительства объектов с целью их дальнейшей продажи. Следовательно, порядок ведения бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации является элементом учетной политики организации. Рассмотрим порядок учета таких договоров у инвестора, привлекающего дольщиков, в двух случаях, когда инвестор, привлекающий дольщиков:

1) является заказчиком на объекте строительства;

2) не является заказчиком на объекте строительства.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

Инвестор, привлекающий дольщиков в строительство, выполняет функции заказчика. Под заказчиком строительства здесь понимается инвестор-застройщик, имеющий лицензию на выполнение функций заказчика и выполняющий указанные функции. Он заключает договор генерального подряда на строительство объекта с подрядной организацией или берет на себя функции, свойственные генподрядной организации (содержание строительной площадки, снабжение, координация выполнения строительных работ на объекте и т. д.). Однако, в нашем случае, риэлторские фирмы не могут брать на себя функции свойственные генподрядной организации, следовательно ни какой лицензии на строительство жилых домов 1 и 2 уровней ответственности вовсе не нужно. На все работы в таком случае, риэлторская фирма заключает договоры строительного подряда.

Для заказчика-застройщика средства, полученные от привлеченных инвесторов, по своей природе являются средствами целевого финансирования. Однако действующий План счетов не предусматривает использование счета 86 «Целевое финансирование и поступления» для учета средств, полученных заказчиком-застройщиком для финансирования строительства. Исходя из этого, организация должна самостоятельно определить в учетной политике, на каком счете будут учтены такие средства.

Если будет применяться счет 86, то следует учесть, что в бухгалтерском балансе данные средства не могут быть отражены в разделе «Капитал и резервы». Данные средства следует отражать в разделе «Долгосрочные обязательства» или «Краткосрочные обязательства», в зависимости от срока окончания реализации инвестиционного проекта, оставшегося с даты, на которую составлен бухгалтерский баланс. Автор рекомендует отражать полученные от привлеченных инвесторов средства на отдельном субсчете счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для целей налогообложения указанные средства также являются средствами целевого финансирования, отчет о расходовании которых организации-застройщики представляют в налоговые органы в составе декларации по налогу на прибыль.

Учет затрат по строительству объектов заказчик-застройщик ведет по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Тем не менее для заказчика, не являющегося инвестором (выполняющего функции заказчика по договору с инвестором) либо являющегося инвестором, но строящего объект для целей его реализации, производимые при строительстве затраты не являются капитальными вложениями. По этой причине в бухгалтерском балансе, по мнению автора, данные затраты не следует отражать в составе внеоборотных активов. Автор рекомендует отражать указанные затраты в бухгалтерском балансе в разделе «Оборотные активы».

Уплачиваемые в процессе строительства подрядчикам и поставщикам суммы НДС учитываются у застройщика отдельно по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Указанные суммы налога в процессе строительства у заказчика-застройщика к налоговому вычету не принимаются (п. 6 ст. 171 НК РФ). Полученные при этом счета-фактуры учитываются в журнале полученных счетов-фактур и в книгу покупок не включаются.

Полученные денежные средства от дольщиков по договорам долевого участия в строительстве (контрактам об инвестировании строительства), по мнению автора, учитываются по дебету счета учета денежных средств и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором ведется аналитический учет по каждому соинвестору. По окончании строительства и подписания акта о реализации инвестиционного контракта с каждым соинвестором инвестиционная стоимость его доли и приходящаяся на нее сумма НДС списываются за счет ранее полученного инвестиционного взноса, например, Д-т сч.76 К-т сч.08 и Д-т сч.76 К-т сч.19.

При этом каждому соинвестору – юридическому лицу выдается сводный счет-фактура на сумму НДС, приходящегося на его долю площади.

Деятельность застройщиков-инвесторов по строительству жилья, связанная с извлечением прибыли, в том числе в виде разницы между полученными средствами от привлеченных инвесторов и фактическими затратами на строительство, является коммерческой деятельностью. Следовательно, для целей учета необходимо определить статус получаемого дохода. Рассмотрим варианты определения статуса дохода от инвестиционной деятельности как разницы между средствами, полученными от соинвесторов и фактически направленными на строительство.

Вариант 1.

Договором с привлеченным инвестором предусмотрено, что разница между полученными средствами и фактически направленными на строительство является вознаграждением заказчика за выполнение им своих функций.

В этом случае в бухгалтерском учете заказчика необходимо наладить обособленный учет затрат на собственное содержание (зарплата, аренда, коммунальные платежи, другие текущие расходы) на счете 08 до момента привлечения первого инвестора. Уплаченный при этом НДС учитывается обособленно на счете 19 и к возмещению из бюджета не принимается. Счета-фактуры учитываются в журнале полученных счетов-фактур.

В момент заключения первого договора с привлеченным инвестором определяется процентная доля такого инвестора, подлежащая передаче ему по окончании строительства. Эта доля может рассчитываться исходя из физических параметров (например, кв. м передаваемого жилья по отношению к общей площади строительства). Часть расходов на собственное содержание, учтенных ранее обособленно на счете 08, определенная исходя из процентной доли привлеченного инвестора в общей сумме издержек на содержание заказчика, относится в дебет счета 20 «Основное производство» как расходы, связанные с получением дохода от выполнения функций заказчика.

Сумма уплаченного НДС с затрат на собственное содержание в этой же доле учитывается обособленно на счете 19. В дальнейшем, при осуществлении затрат на собственное содержание, данные расходы распределяются между счетами 08 и 20 в установленной на момент осуществления данных расходов пропорции.

При заключении следующих договоров с привлеченными инвесторами доля затрат на содержание заказчика, приходящаяся на каждого вновь привлеченного инвестора, определяется аналогично. При этом в расчете данной доли учитываются все понесенные расходы, как учтенные на счете 08, так и на счете 20. Так же определяется и сумма НДС, относящаяся к расходам, учтенным на счете 20.

Расчет расходов, подлежащих отнесению на счет 20, можно производить по окончании каждого месяца исходя из общей доли площади, подлежащей передаче привлеченным на расчетную дату инвесторам (нарастающим итогом), а не рассчитывать по каждому инвестору в отдельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.