Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Бог христиан.






Августиновский синтез тринитарного богословия, осуществлённый им в монументальном трактате «О Троице», несомненно, является значительнейшим вкладом этого богослова в христианскую теологию. Вопросы отношения между лицами в Троице, естественно, затрагиваются и в рассматриваемой работе, но здесь они лишь часть общей фундаментальной теологии Августина.

Августин полагает, что некоторые языческие интеллектуалы подошли достаточно близко к правильному пониманию Божественной сущности, например, Варрон, который отверг народные предрассудки, хотя и не дошел до познания истинного Бога, при этом полагал, что надлежит почитать единого Бога[84], под которым ошибочно понимал Юпитера[85]. Однако истинный Бог для всех людей открылся только в проповеди Евангелия.

Для Августина триединый Бог христиан - это единственный истинный Бог, который «не укажет границ власти, не положит предела времени, но даст господство без конца»[86]. Всё происходит по воле Божьей, Который знает все прежде, чем оно бывает, и не оставляет неупорядоченным. От истинного Бога происходит всякая власть, хотя не от Него происходят все желания[87], так как нечестивые их них являются следствием греха.

Итак, Бог триедин, то есть обладает простой и неизменяемой тринитарной сущностью - Отец и Сын вместе со Святым Духом суть единый Бог. Лица троицы единосущны, но самостоятельны и, таким образом, Отец, имея в себе Сына, не является при этом Сыном, а Сын, имея отца, не является Отцом. Святой Дух является лицом исходящим от Отца и Сына[88], Их святостью, но не в смысле свойства, а в качестве субстанции и третьего лица в Троице[89].

Ввиду смертности и слабости людей, Посредником между ними и Богом выступает Иисус Христос – Сын Бога, истинный Бог и истинный человек, смертность Которого смогла возвести людей от смертного злополучия к блаженному бессмертию. Это было необходимо для того, чтобы, имея преходящую смертность и пребывающее блаженство, уподобиться подлежащим смерти, и через пребывающее возвести от мертвых, и тем самым победить смерть. То есть, Бог «принял на Себя слабость плоти; но и во плоти Он не остался смертным, а воскресил ее из мертвых: потому что посредничество Его принесло именно те плоды, что сами смертные, ради освобождения которых Он сделался Посредником, не остались в постоянной смерти, хотя и облечены плотью» [90].

Умерев за грехи людей, Иисус Христос совершил высочайшую истинную жертву. Человек Христос Иисус в образе Бога принимает жертву вместе с Отцом, с Которым Он един. Следовательно, «Он - и Священник, приносящий жертву, и в то же время Сам - приносимая Жертва». Этой единственной жертвой люди очистились от всех грехов в надежде на спасение[91]. Повседневным таинством причастия Иисус Христос благоволил совершать это жертвоприношение Церкви, которая, являясь телом Христа, приносит через Него в жертву саму себя. И эта высочайшая и истинная жертва заменила собою все ложные жертвы[92].

Иисус Христос основывает Церковь[93]- апофеоз человеческой общности Града Земного и Града Божьего, которая будет до конца времён распространяется, совершая свое странствование среди гонений от мира и утешений от Бога[94]. В конце времени, Иисус Христос вернётся на землю, что бы судить живых и мертвых в день божественного суда[95]. Тогда же придёт конец и обоим градам[96].

Церковь есть источник справедливости. И именно в Церкви находится истинная справедливость, ни в какой-либо иной республике, кроме той Республики, Основатель и Правитель которой — Христос[97]. Эта Церковь открыта для спасения всех людей, так как через неё народы узнают, как хорошо они должны проводить эту временную жизнь, чтобы заслужить после нее блаженную и вечную[98].

Не верно было бы полностью отождествлять Церковь с Градом Божьим. Это следствие упрощённого понимания Церкви как зримого Града Божьего, а государство, как Града Земного. Но для Августина разница между Церковью и Градом Божьим ясна[99]. Церковь представляет на земле правление Бога, но, реальность может быть иной: можно принадлежать зримой Церкви, но не любить Бога больше себя. Град Божий же есть действительное правление Бога, но не всякий, кто кажется подчинённым Богу, будучи членом Церкви, является таковым на деле. Подобным же образом и государство есть действительное правление людей, однако быть гражданином государства вовсе не означает, что сделан окончательный выбор в пользу любви к себе, или в пользу любви к Богу. Можно быть гражданином государства и принадлежать к Граду Божию одновременно. В конечном счёте, решающим будет не гражданство в государстве или членство в Церкви, а то, что является предметом любви, коим определяется гражданство либо в Граде Божием, либо в Граде Земном[100].

С проповедью Евангелия начинается новая эпоха - эпоха милосердия, какого не было во времена языческих заблуждений. Превосходство любви христианского Бога состоит уже в том, что в то время, как храм Юноны избрала для себя жадность и гордость легкомысленных греков, а базилики Христовы — милосердие и смирение самых необузданных варваров[101][102]. Жестокость, случившаяся при взятии Рима Аларихом I в 410 году, Августин списывает на обычай войны, но в то же время в милосердных поступках, совершенных варварами, видит могущество имени Христа[103]. Именно милосердие Божие спасло жизни многих римлян во время истребления Города[104]. Таким образом, именно Бог является первопричиной милосердия нового времени, последовавшего после проповеди Евангелия всем народам.

Отельные случаи благополучия, случавшиеся с римлянами в дохристианские времена, Августин списывает на Божественную благость и долготерпение[105].

Христианский Бог милостив, и его милость распространяется и на язычников. Так, годы мира, наступившие в царствование Нумы Помпилия он связывает с благодеянием Бога неблагодарным и негодным людям[106]. Однако, со временем умножившиеся и собранные под охраной Города столь многие храмы, алтари, жертвоприношения и священство, посвящённые ложным богам оскорбили единого Бога, коему должны были принадлежать эти обряды религиозного почитания. Из-за этого Господь и насылает на Рим многие испытания[107]. Но при всём этом, именно истинный Бог, во власти Которого находятся все царства, благоволил способствовать увеличению Римского государства, при том, что почитаемые римлянами ложные лживые боги реально не сделали для этого практически ничего[108], так как не Юпитер посылал Победу римлянам, а Господь, являясь истинным Царём Веков, посылал ангела Своего, и делал победителем того, кого считал нужным[109]. Поэтому продолжительность и исходы войн зависят от суда Божия. Если Он соизволит по своему справедливому суду и милосердию подвергнуть человеческий род бедствиям или дать ему утешение, — одни войны оканчиваются быстрее, другие тянутся долго[110].

Таким образом, времена всех царей и царств определены властью истинного Бога. Он сам раздает земные царства добрым и злым, благочестивым и нечестивым правителям. И делает Он это не без разбора, но сообразно с порядком вещей и времен, — порядком, сокровенным для людей, но всецело известным Ему[111]. Стало быть, и Римское государство обязано своим существованием Богу истинному, от которого происходит всякая власть и провидением которого управляется все[112].

Бог всемогущ, и возможности отдельных существ мира духов делегированы исключительно Его всемогуществом - если боги, а точнее, демоны в обличии богов, и имеют какую-либо силу, то лишь настолько, насколько дозволяет им это сокровенная воля Истинного Бога. Ввиду этого не следует гордиться земным счастьем, «которое весьма часто предоставляется и людям злым, подобным Марию». В то же время само жизненное счастье не должно считаться чем-нибудь злым, так как «им, наперекор демонам, пользуются и многие благочестивые и добродетельные почитатели Единого Бога»[113]. Бог знает всё обо всём, обладая неизменяемым знанием об природе любой вещи и любого явления ещё до его сотворения[114].

Бог располагает вечной и непреложной волей. Он «обладает такой премудростью и могуществом, что все, кажущееся противным Его воле, обращает к таким последствиям или целям, которые Его предвидение нашло добрыми». Благодаря своей непреложной воле Он сотворил уже все, что только хотел сотворить на небе и на земле, не только прошедшее и настоящее, но и будущее[115].

Эта воля Божья не может быть осознана людьми в полном объёме[116], они могут лишь приблизиться к её пониманию настолько близко, насколько это является возможным человеческому разуму[117].

Бог нравственен и дальновиден. Римская республика погибла ещё до пришествия Иисуса Христа ввиду испорченных нравов граждан, однако многие римляне не ставили это в вину античным богам, которые никакими заповедями чтившему их народу не сделали ничего, что могло бы предотвратить гибель республики; более того, своим примером они усугубляли порчу, содействуя этой гибели. Между тем, Христос дал многочисленные заповеди в пользу наилучших нравов и против разврата [118]. Проповедь Христа освободила людей от ига нечестивых властей, преступного сообщества с ними, и привела к свету спасительного благочестия.

Бог благостлив, от Него исходят все блага[119]. Бог дарует людям благодетель и счастье[120]. «Поэтому людям не следует почитать никакого другого бога, кроме Того, Который может сделать их счастливыми, как если бы счастье было богиней, то только одна эта богиня должна была бы почитаться»[121].

Бог является первопричиной всего. Бог есть душа мира, а мир представляет собой тело этой души, а отсюда, Он содержит в себе все, так что из Его души, оживляющей весь мир, проистекают и жизнь, и душа всего живущего, так, что не остается решительно ничего, что не было бы частью Бога[122] - единого и всемогущего Творца и Создателя всякой души и всякого тела[123]. Он установил для созданных Им существ начала и цели их бытия и упорядочивает причины вещей, как главные, так и второстепенные[124]. Будучи высочайшей сущностью, обладая высочайшим и неизменяемым бытием, Бог дал бытие вещам, которые сотворил из ничего[125]. Следовательно, любая природа и любой вид существующего «есть исключительно дело Божие»[126].

Ввиду того, что любая сущность, сотворённая Богом не противна ему, как высшей сущности, то и врагами Божиими называются в Писаниях именуются не те, которые по природе противятся Богу, а те, кто делает это вследствие пороков, «не будучи в силах вредить Ему, но нанося вред себе». Они являются врагами по желанию сопротивления, а не по силе делать вред, так как невозможно как-либо повредить Господу - он неизменяем и нетленен. Таким образом, не природа противна Богу, а порок. И именно порок противен Богу[127].

Бог вездеприсущ, то есть «не ограничен каким-либо пространством, не связан какими-либо узами, не разделен ни на какие части, ни в чем не изменяется и наполняет небо и землю присутствием Своего могущества и полнотой Своей природы. Всем, что сотворил, Он управляет так, что оно и само, с Его ведома и изволения, совершает и исполняет свои собственные движения» [128].

Только истинный Бог достоин божественных почестей, но «не ради преходящего дыма жизни смертной, но ради жизни блаженной, которой может быть только жизнь вечная; хотя Божество это подает необходимую помощь и в настоящей тленной жизни»[129]. Но лучшей жертвой Богу бывает всякое дело, «которое совершается нами из желания быть в святом общении с Богом», то есть дело, имеющее отношение к тому конечному благу, которое человек совершает ради Бога[130].

Бог предвечен, он был всегда, и нет ничего совечного Ему, и любое Им сотворённое сотворено из ничего, будучи предварённым, не преходящим временем, а пребывающей вечностью[131].

Бог - это жизнь, и он дарует её людям. Только пребывая с Богом, человек может жить. Человеческая душа называется бессмертной, по тому, что «не перестает в известном виде и в некоторой степени жить и чувствовать». Но смерть души возможна тогда, когда ее оставляет Бог, равно как смерть тела случается тогда, когда его оставляет душа. Следовательно, смерть души и тела, то есть смерть всего человека, бывает тогда, когда тело оставляет душа, оставленная Богом[132].

Ввиду такого всецелого могущества истинного Бога, почитание ложных божеств и скрывающихся под их личной демонов не имеет под собой какой-либо рациональной необходимости. Достаточно отдавать должные почести одному реальному Богу, чем тысячам идолов, ведь древние иудеи без культов Марсу и Беллоне вели войны и побеждали, считая победу даром Божиим. У них и без Сегетии были жатвы, без Бубоны — волы, без Меллоны — мед, без Помоны — яблоки — словом, все, из-за чего римляне считали нужным молиться такой массе богов, они получали с гораздо большим счастьем от одного истинного Бога[133].

Земная жизнь для христианина, является лишь подготовкой к вечной жизни на небесах, поэтому не следует привязываться к материальным категориям, и сам по себе Господь не несёт в себе обязательства оберегать верящих в него от бедствий. Если Он подвергает верующих в Него несчастьям, то или испытывает их заслуги, или очищает грехи, и при этом готовит заранее вечную награду за благочестиво перенесенные временные страдания[134], и только истинное благочестие и богопочтение позволит обрести вечное блаженство[135]. И этим Бог христиан существенно отличается от античных божеств, целью почитания которых является именно защита от бедствий[136], при этом базирующаяся не на личном благочестии, а на верном служении.

В наше время, только благодать Божия через Господа Иисуса Христа освобождает от власти демонов[137], а значит, только Евангельская проповедь является причиной отказа от почитания античных божеств[138]. «Необходима была помощь того истинного Бога, Который посылает святых и истинно благочестивых мужей, умирающих за истинную религию, дабы избавить живых от религии ложной»[139].

При синтезе совокупности теологических положений Аврелия Августина, содержащихся в трактате «О граде Божьем» выкристаллизовываются вполне ортодоксальные христианские представления о сущности Бога и его отношения к людям и всему иному, находящемуся в мире. Августинов истинный Бог соотносится с тем Его образом, который сложился на тот момент в крупнейших богословских школах Средиземноморья, а также на состоявшихся ко времени написания трактата двух Вселенских соборах. Подобный религиозный ортодоксализм, характерный для всех работ Августина, позволяет занести его в число Отцов христианской Церкви.

 

 

 

Заключение.

Трактат Августина «О граде Божьем» несёт в себе полемику со сторонниками культов античных божеств. Написанный в эпоху уже состоявшегося торжества христианства, он содержит жёсткую критику языческих нравов, обычаев и религиозно-философских представлений.

Античные боги представляются Августину главными виновниками развращения римского общества и его системного кризиса в I веке до н.э.. Демоны, скрывавшиеся под личинами античных богов, не заботились о нравственном состоянии граждан, тщеславно требуя только почитания, подобающего божеству и потворствуя разврату. Неприемлемость подобной ложной религии очевидна Августину.

Но критика богов в трактате не является самоцелью сочинения. Она органично вплетена в общую концепцию функционирования двух градов Земного и Божьего. Боги являются как бы порочной частью града Земного, источником лжи, различных бед и напастей, в то время как только в единстве с истинным Богом в граде Божьем возможно спасение, являющееся истинной целью жизни любого человека.

На различных примерах из античной мифологии и римской традиции Августин иллюстрирует несовершенство богов, их противоречивость и ложность. Боги оказываются абсолютно ничтожны в сравнении с единым Богом христиан, истинным творцом всего и хозяином мира.

Триединый Бог у Августина является квинтэссенцией ортодоксальных христианских представлений о сущности Бога и его роли в этом мире. Бог христиан всемогущ, благ и милосерден, он первопричина всего и лишь только Он, через воплощение Сына Божия Иисуса Христа, указывает человечеству истинный путь в стенах града Божьего, заключённый в наше время во Вселенской Церкви, которая есть Республика основанная и управляемая Христом, вечным Главой Церкви.

 

Список литературы.

Источник:

1) Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1905-1910.Ч. 3-6 // Репринт издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

Литература:

1) Жильсон Э. Дух срдневековой философии. М., 2011.

2) Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина // Труд по патрологии. Сергиев Посад, 2005., T.II.

3) Сунин М. Средневековая политическая философия // Лекции по средневековой философии. М., 2006. В.2.

4) Сыров Н.В. СухановаС.Ю. «О граде божьем» и современная философия истории или что нам могут сказать размышления Августина об истории //Σ Χ Ο Λ Η Vol. 8. 2 (2014).

5) Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1978.

 


[1] Мнение противоречит позиции Г.Г. Майорова. См.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1978. С.191

[2] Отец – римский чиновник смог оплатить обучение сына в школе риторов.

[3] Сыров Н.В. СухановаС.Ю. «О граде божьем» и современная философия истории или что нам могут сказать размышления Августина об истории //Σ Χ Ο Λ Η Vol. 8. 2 (2014). С. 480

[4] Направление христианского /хотя есть ли нехристианское? / богословия, раскрывающее сущность Бога.

[5] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1978. С.190

[6] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1978. С.191

[7] Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1905-1910.Ч. 3-6 // Репринт издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

[8] Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина // Труд по патрологии. Сергиев Посад, 2005., T.II.

[9] Жильсон Э. Дух срдневековой философии. М., 2011.

[10] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1978.

[11] Сунин М. Средневековая политическая философия // Лекции по средневековой философии. М., 2006. В.2.

[12] Сыров Н.В. СухановаС.Ю. «О граде божьем» и современная философия истории или что нам могут сказать размышления Августина об истории //Σ Χ Ο Λ Η Vol. 8. 2 (2014)

[13] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXIX.

[14] Augustinus. De Civitate Dei. II., II.

[15] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXIХ.

[16] Схожая классификация имеется и у М. Варрона

[17] Augustinus. De Civitate Dei. IV., XVII.

[18] Augustinus. De Civitate Dei. I., III.

[19] Augustinus. De Civitate Dei. III., XIV.

[20] Augustinus. De Civitate Dei. I., IV.

[21] Augustinus. De Civitate Dei. I., V.

[22] Augustinus. De Civitate Dei. III., XXII.

[23] Augustinus. De Civitate Dei. III., XVII.

[24] Augustinus. De Civitate Dei. III., XXIX.

[25] Augustinus. De Civitate Dei. III., X.

[26] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXIII.

[27] Augustinus. De Civitate Dei. III., II.

[28] Augustinus. De Civitate Dei. III., ХIII.

[29] Augustinus. De Civitate Dei. III., VII-VIII.

[30] Augustinus. De Civitate Dei. IV., VII.

[31] Augustinus. De Civitate Dei. III., XVIII.

[32] «Даже охранение сел они не сочли возможным вверить какому-либо одному богу, но над деревьями (rura) поставили богиню Рузину, над вершинами (juga) гор — бога Югатина; над холмами (collis) — богиню Коллатину, над долинами (vallym) — Валлонию. Не выдумали они даже такой Сегетии, которой одной смогли бы вверить свои жатвы (segeles) но посеянные семена, пока они находятся в земле, подлежат, по их мнению, ведению богини Сейи, а когда выходят из-под земли и образуют жниво (Seges) — богине Сегетии; наконец, когда хлеб обмолочен и убран, безопасная сохранность (tutum) его поручалась богине Тугилине».

[33] Augustinus. De Civitate Dei. IV., VIII.

[34] Augustinus. De Civitate Dei. IV., VIII.

[35] Augustinus. De Civitate Dei. IV., Х.

[36] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХIV.

[37] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХХI.

[38] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХХIII.

[39] Augustinus. De Civitate Dei. IV., XIV.

[40] «Все эти избранные боги, по их мнению, представляют собой настоящий мир, один — весь, другие — части его: весь — это Юпитер, части — это Гений, Великая Мать, Солнце и Луна, или лучше — Аполлон и Диана, и проч. Иногда одному богу приписывают многие вещи, а иногда одну вещь разделяют между многими богами. Так, многие вещи приписывают, например, Юпитеру; Юпитер — и весь мир, и одно небо, и одна звезда Юпитер».

[41] Augustinus. De Civitate Dei. VII., II.

[42] Augustinus. De Civitate Dei. VII., III.

[43] Augustinus. De Civitate Dei. VII., III.

[44] Augustinus. De Civitate Dei. VII., IХ.

[45] Augustinus. De Civitate Dei. VII., ХIII.

[46] Augustinus. De Civitate Dei. VII., XIV.

[47] Augustinus. De Civitate Dei. VII., XVII.

[48] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХI.

[49] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХIII.

[50] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXXVI.

[51] Augustinus. De Civitate Dei. II., III.

[52] Augustinus. De Civitate Dei. VI., I.

[53] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXIII.

[54] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXIV.

[55] Augustinus. De Civitate Dei. II., IV.

[56] Augustinus. De Civitate Dei. II., V.

[57] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXII.

[58] Распевание непотребных песен.

[59] Augustinus. De Civitate Dei. II., IV.

[60] Augustinus. De Civitate Dei. II., VIII.

[61] Augustinus. De Civitate Dei. II., Х.

[62] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХII.

[63] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХIII.

[64] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХI.

[65] Augustinus. De Civitate Dei. III., X.

[66] Augustinus. De Civitate Dei. VII., XIV.

[67] При этом сами римляне не поверили Ликургу, утверждавшему, что составить законы для Спарты ему предписал сам Аполлон.

[68] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХVI.

[69] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХХV.

[70] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХХVI.

[71] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХХVI.

[72] Augustinus. De Civitate Dei. III., V.

[73] Augustinus. De Civitate Dei. III., VI.

[74] Augustinus. De Civitate Dei. III., ХIV.

[75] Augustinus. De Civitate Dei. III., ХV.

[76] Ромул был отождествлён с Квирином.

[77] Augustinus. De Civitate Dei. XVIII., ХIV.

[78] Augustinus. De Civitate Dei. XVIII., ХVI.

[79] Augustinus. De Civitate Dei. III., IV.

[80] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХХIХ.

[81] Augustinus. De Civitate Dei. VII., ХXXIII.

[82] Augustinus. De Civitate Dei. VIII., ХXIV.

[83] Augustinus. De Civitate Dei. Х., VII.

[84] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХХХI.

[85] Augustinus. De Civitate Dei. ХIX., XXII.

[86] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXIX.

[87] Augustinus. De Civitate Dei. V., VIII.

[88] Augustinus. De Civitate Dei. ХI., X.

[89] Augustinus. De Civitate Dei. ХI., XXIV.

[90] Augustinus. De Civitate Dei. IХ., ХV.

[91] Augustinus. De Civitate Dei. VII., ХXXI.

[92] Augustinus. De Civitate Dei. Х., XX.

[93] Augustinus. De Civitate Dei. ХXII., XVIII.

[94] Augustinus. De Civitate Dei. ХVIII., LI.

[95] Augustinus. De Civitate Dei. ХX., I.

[96] Augustinus. De Civitate Dei. ХXI., I.

[97] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХХI.

[98] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXVIII.

[99] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXХV.

[100] Сунин М. Средневековая политическая философия // Лекции по средневековой философии. М., 2006. В.2. С. 43-44.

[101] Augustinus. De Civitate Dei. I., IV.

[102] Augustinus. De Civitate Dei. II., II.

[103] Augustinus. De Civitate Dei. I., VII.

[104] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXXIV.

[105] Augustinus. De Civitate Dei. I., VIII.

[106] Augustinus. De Civitate Dei. III., IХ.

[107] Augustinus. De Civitate Dei. III., XII.

[108] Augustinus. De Civitate Dei. IV., II.

[109] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХVII.

[110] Augustinus. De Civitate Dei. V., ХXXII.

[111] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХXXIII.

[112] Augustinus. De Civitate Dei. V., ХXI.

[113] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXIII.

[114] Augustinus. De Civitate Dei. ХI., XXI.

[115] Augustinus. De Civitate Dei. ХXII., II.

[116] Augustinus. De Civitate Dei. IV., VII.

[117] Augustinus. De Civitate Dei. ХI., VII.

[118] Augustinus. De Civitate Dei. II., XXV.

[119] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХXII.

[120] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХXI.

[121] Augustinus. De Civitate Dei. V., Pr.

[122] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХII.

[123] Augustinus. De Civitate Dei. V., XI.

[124] Augustinus. De Civitate Dei. VII., ХXX.

[125] Augustinus. De Civitate Dei. ХII., II.

[126] Augustinus. De Civitate Dei. ХII., XXV.

[127] Augustinus. De Civitate Dei. ХII., III.

[128] Augustinus. De Civitate Dei. VII., ХXX.

[129] Augustinus. De Civitate Dei. VII., Pr.

[130] Augustinus. De Civitate Dei. Х., VI.

[131] Augustinus. De Civitate Dei. ХII., XV.

[132] Augustinus. De Civitate Dei. ХIII., II.

[133] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХXXIV.

[134] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXIX.

[135] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXXVI.

[136] Augustinus. De Civitate Dei. I., XXIX.

[137] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХXVI.

[138] Augustinus. De Civitate Dei. II., ХIХ.

[139] Augustinus. De Civitate Dei. IV., ХXIX.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.