Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная структура додинастического Египта. Специфические черты древнеегипетской цивилизации.






Древнейшие египетские надписи, летопись Древнего Царства, позднейшие родословные египетских фараонов и царские списки Манефона сохранили вполне исторические имена египетских царей первых двух династий. Историчность этой эпохи в некоторой степени подтверждается раскопками больших царских гробниц в районе Негада и Абидоса. Амелино, де Морган и Флиндерс Петри нашли здесь большое количество самых разнообразных предметов материальной культуры и древнейшие гиероглифические надписи с именами фараонов первых двух династий. Памятники материальной культуры додинастического периода, уже описанные выше, а также предметы и надписи, относящиеся к первым двум династиям, позволяют в самой общей форме обрисовать процесс возникновения древнейшего классового общества в дельте и в долине Нила в начале четвёртого тысячелетия до н. э.

В эту эпоху население Египта жило отдельными небольшими общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Наряду с древними отраслями хозяйства — охотой, скотоводством и рыболовством — всё большее и большее значение постепенно приобретает земледелие, принимавшее в силу естественных условий форму оросительного земледелия. Поэтому уже в древнейшую эпоху существования египетского народа сначала общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания, сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети.

Наряду с сельским хозяйством уже в архаическую эпоху развиваются различные ремёсла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим со времени архаики очень широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото, а затем метеоритное железо. В погребениях первых династий были найдены изящные украшения из золота, свидетельствующие о развитии ювелирного мастерства. Металлургия уже в эпоху архаики считалась важным ремеслом. Возможно, что при царском дворце находились металлургические мастерские, во главе которых стоял особый чиновник...

Развитие сельского хозяйства и ремесла вызвало рост производства и появление избыточных продуктов. Появление этих избыточных продуктов сельского хозяйства и ремесла, а также потребность в различных видах иноземного сырья вызвали появление и развитие торговли.

Однако в этот древнейший период всё хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Всё, что производится в общинах, потребляется тут же на месте. Все повинности носят ярко выраженный натуральный характер. Египетские номы, существовавшие уже в эпоху архаики, в течение тысячелетий сохранили свои древние названия, свои местные религиозные культы, свою хозяйственную замкнутость и свои местные сепаратистские тенденции, что в полной мере отражает прочное пережиточное сохранение общин в древнем Египте.

Происходит процесс распада родового строя и оформление рабовладельческого строя и деспотического государства, что знаменует собой один из крупнейших переворотов в истории человечества.

В конце этого периода в Египте образуется классовое общество и древнейшее государство, во главе которого стоит рабовладельческая аристократия. Начинающееся имущественное расслоение можно проследить по многочисленным погребениям.

Богачи и рабовладельцы, для того чтобы укрепить своё классовое господство, чтобы безнаказанно эксплуатировать трудовой народ и постоянно держать его в узде, создают древнейший государственный аппарат. Первичные органы этого древнейшего рабовладельческого государства порой сохраняют форму управления времени разложения родового строя. Отдельные наиболее древние названия должностей чиновников времени I династии фараонов восходят к периоду военной демократии. Таков, например, верховный сановник (чати), который как древний жрец-чародей носил на плече звериную шкуру, постоянно сопровождая царя в качестве его ближайшего помощника.

Таков «столп народа» — древний начальник народного ополчения, или «уста Нехена», как называли главного судью одного из древнейших городов Египта. Таковы, наконец, советы родовых и племенных старейшин, которые впоследствии частично превратились в органы государственной власти.

Дворец царя был средоточием верховной власти, в котором сходились все нити управления страной. Высшие чиновники составляли ближайшее окружение царя и носили соответствующие торжественные титулы: первый после царя, начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и т. д. Наряду с этими чиновниками упоминаются придворные, называвшие себя в надписях «князьями», «состоящими при дворце» и «друзьями царя».

Развитие рабовладельческого хозяйства требовало ведения войн. Войны давали возможность самым простым и быстрым способом захватить пленников, которых в те времена обычно обращали в рабство. В связи с этим древние племенные вожди, военачальники народа превращаются в приближённых царя, военных командиров, которые по его приказу командуют отрядами царских войск и в некоторых случаях после завоевания соседней страны получают титул «начальник чужеземной страны».

Централизация земельного фонда в руках государства и необходимость управлять всей системой искусственного орошения привели к постепенному оформлению древнейших финансово-хозяйственных ведомств.

Всё государство делилось на отдельные области (номы), во главе которых стояли местные правители, номархи, принадлежавшие в большинстве случаев к древней родовой знати. В обязанности этих местных чиновников с древнейших времён входило управление системой искусственного орошения. Весьма возможно, что уже в эту эпоху появляются как должностные лица, так и учреждения, связанные с учётом и контролем в области центрального и местного управления.

В состав рабовладельческой аристократии входили и высшие жрецы, также занимавшие различные государственные должности, поскольку в те времена жречество ещё не образовывало замкнутой касты и отдельные чиновники часто занимали жреческие должности.

Очевидно, в этот период возникают древнейшие рабовладельческие хозяйства, принадлежавшие как отдельным знатным чиновникам, аристократам, так, возможно, и храмам. В этих поместьях трудились бедняки и рабы, жестоко угнетаемые

Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи. Во главе этих древнейших государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами. Обоготворявшиеся цари должны были совершать важнейшие религиозные обряды.

Процесс объединения Египта в одно государство объясняется необходимостью создания более мощного аппарата для угнетения трудовых масс. Далее, развитие земледельческого хозяйства требовало организации единой и сложной системы искусственного орошения, что было возможно лишь в рамках объединённого государства, поглотившего более древние мелкие государственные образования. Таким образом, наблюдение за ирригацией и работы по её расширению становятся одной из функций древнейшего рабовладельческого государства. Наконец, развитие военной политики, связанной с возникающей внешней торговлей, требовало внутреннего усиления и чёткой организации этого государства.

Египетское государство этого времени во многом ещё напоминает древний и достаточно примитивный родоплеменной союз. Общины фактически владели землёй на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всех земель и взимала в свой пользу часть доходов свободного населения общин. «Часть прибавочного труда общины принадлежит высшему коллективу, существующему, в конечном счете, в виде одного лица, а этот прибавочный труд проявляется и в виде дани, и т. п., и в коллективных видах труда, служащих для возвеличения единства — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, — бога».

В течение долгого времени сохраняются и элементы общинно-племенного строя. В долине и в дельте Нила живут бок о бок различные племена, говорящие порой на различных языках и наречиях. Даже значительно позднее, в эпоху Нового Царства, египтяне, жившие близ Ассуана, недалеко от южных границ страны, на острове Элефантина, не понимали жителей дельты.

Авдиев В.И. 'История Древнего Востока' - Ленинград: Госполитиздат, 1953






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.