Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ис* ЗА Изменение латентного периода простой зрительно-моторной Реакции учащихся 10-х классов на занятиях






----- число случаев снижения остроты зрения при работе на компьютере I типа ----- число случаев снижения остроты зрения при работе на комьютере II типа ---- жалобы на зрительное утомдение при работе на комьютере I типа —— жалобы на зрительное утомдение при работе на комьютере II типа

 

Рис. ЗЛО. Динамика показателей зрительного утомления учащихся 9—10-х классов на занятиях с компьютерами I типа (соответствуют гигиеническим требованиям и И типа (не соответствуют гигиеническим требованиям) и в восстановительном периоде

Через 30 мин работы на ВДТ, соответствующих гигиеническим требованиям, 21—26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при работе с неудовлетворительными ВДТ за то же время число асте- нопических жалоб составляет 40%. Аналогичная ситуация наблю­дается и в отношении снижения остроты зрения: процент детей, у которых наблюдается снижение остроты зрения, соответственно составляет 10-20% и 25-30%. На 20-й минуте работы с ВДТ у 19% школьников отмечается снижение остроты зрения. В дальнейшем количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивает­ся и к концу занятия составляет 35%. В «норме» после урока острота

зрения восстанавливается через 15 мин, жалобы на зрительное утом­ление исчезают через 25 мин. Скорость восстановления показателей функционального состояния также зависит от качества ВДТ.

Таким образом, через 30 мин непрерывной работы за дисплеем у старшеклассников развивается утомление. Поэтому непрерывная длительность работы в индивидуальном ритме за дисплеем для уча­щихся старших классов не должна превышать 25-30 мин (в зависи­мости от типа ВДТ).

На функциональное состояние младших школьников выраженное влияние оказывает тип занятия (рис. 3.11).

Наиболее утомительны занятия компьютерными играми, после которых частота неблагоприятных реакций составляет 35—65%. После занятий смешанного типа частота неблагоприятных изменений у этих же школьников меньше. Промежуточное положение занимают занятия программированием, при котором используются диалоговый режим, свободный ритм деятельности. В связи с этим компьютерные игры 7—10-летних детей не должны превышать 30 мин. У детей более старших возрастов из-за увеличения темпа деятельности за ПК про­должительность игр также не должна превышать 30 мин.

Функциональное состояние ЦНС 6-летних детей после 10-минут­ной игры на ПК свидетельствует об отсутствии неблагоприятных изменений показателей зрительно-моторной реакции. Вместе с тем индивидуальный анализ позволяет выявить детей, у которых после 10-минутной игры на ПК отмечаются признаки развивающегося утомления. Это указывает на значимость индивидуального подхода при дозировании времени нагрузки для детей 6-летнего возраста.

Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования, которыми наводнен рынок компьютерных программ. Эти так называемые аркадные игры весьма привлекатель­ны для детей. Многие из них готовы часами погружаться в эти «кно­почные» соревнования, одержимые желанием «победить компьютер». Психологи предупреждают о «наркотическом», затягивающем вли­янии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения показателей функционального состояния после ком­пьютерных занятий свидетельствуют о том, что чем меньше возраст учеников, тем больше число неблагоприятных реакций со стороны UHC, зрительного анализатора (рис. 3.12).

Функциональное состояние без изменений наблюдается у 40% детей 7-9 лет и у 59-60% 16-18-летних детей. В распространенности ухудшения показателей функционального состояния картина обрат­ная. У каждого 2-го ребенка 7-9 лет после компьютерных занятий функциональное состояние ухудшается. У старшеклассников это наблюдается только у каждого 3-го.

По мнению экспертов ВОЗ, применение дисплеев низкого качества может способствовать развитию миопии со скоростью I дптр в гол. Оценка функционального состояния близоруких детей свидетель­ствует о том, что 30-минутная непрерывная работа на ПК вызывает у учашихся с миопией существенное изменение аккомодации. При миопии коэффициент утомляемости (К.У) аккомодационного аппа­рата глаза равен 9, 1±0, 7; а при нормальной рефракции - почти в 4 раза меньше — 2, 4±1, 0. При гиперметропии КУ также выше, чем при нор­мальной рефракции, но эта разница недостоверна. Продуктивность зрительной работоспособности после компьютерной нагрузки у уча­щихся с миопией также достоверно ниже, чем при эмметропми и гиперметропии [Гуменер П.И. и соавт., 1996].

При ограничении времени непрерывной компьютерной нагрузки до получаса, что регламентировано для учащихся старших классов, у школьником с миопией наблюдаются выраженные изменения состоя­ния аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособнос­ти и функционального состояния ЦНС. У школьников с нормальной Рефракцией существенные физиологические сдвиги отсутствуют. Все вышесказанное подтверждает необходимость специального гигиенического регламентирования работы школьников с наруше­ниями рефракции и обеспечения этого контингента защитными уст­ройствами в первую очередь.

Динамика состояния здоровья детей от начала к концу учебного года не зависит от их занятий на ПК. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников и способс­твует развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно действенному мышлению. Не наблюдается и отчетливого дополнительного отрицательного влияния обучения с работой на ВДТ на состояние здоровья старшеклассников. Ухудшение нервно-психи­ческого здоровья в выпускном классе, как правило, наблюдалось у школьников, которые в 9-м и 10-м классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при различных вузах или с преподавате­лями. Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на дисплее в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем на данную форму обучения.

Физиолого-гигиенические исследования позволили обосновать требования к организации занятий с использованием ПК.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ПК не должна превышать:

• для учашихся 5-х классов — 15 мин;

• для учашихся 5—7-х классов — 20 мин;

• для учашихся 8—9-х классов — 25 мин;

•для учашихся 10—11-х классов — на 1-м часу учебных занятий 30 мин, на 2-м — 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1—4-х классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8-х классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11-х классах — 3 урока.

Работа на ПК должна осуществляться в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин. Во время перемен необходимо сквозное проветривание с обязательным выходом учашихся из класса (кабинета).

При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПК в учебно-производственном комбинате (УПК) или других учреждениях по 50% времени следует отводить на теоре­тические и практические занятия. Режим работы должен соответс­твовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий. Время производственной практики учашихся старших классов во внеучебное время с использованием ПК. ограничивается для учащихся старше 16 лет 3 ч, а для учашихся моложе 16 лет — 2 ч с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз через 20—25 мин и физические упражнения во время перерыва).

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 ч после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пиши.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2раз в неделю общей продолжительностью:

• для учащихся 2—5-х классов (7-10 лет) не более 60 мин;

• для учащихся 6-х классов и старше - до 90 мин.

Недопустимо использовать время всего занятия для проведения компью­терных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 мин для учащихся 2-5-х классов и 15 мин для более старших учащихся. Режим занятий в кружках дол­жен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В ДОУ продолжительность занятий с использованием развива­ющих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, а для детей 6 лет — 15 мин. Компьютерные игровые занятия в ДОУ следует проводить не чаще 2 раз в неделю в дни наибо­лее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и четверг. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз. Не допус­кается проведение занятий с ПК в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. Занятия дошкольников с использованием ПК должны проводиться методистом или в его присутствии.

Занятиям с ПК должны предшествовать спокойные игры в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены ПК.Запрещается использование одного ПК для 2 и более летен независи­мо от их возраста.

 

 

Глава 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.