Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) в целях налогообложения прибыли?






 

Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ (п. 2 Инструкции). Пунктом 40 разд. 3 Инструкции установлено, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Эти Нормы были утверждены Минтрансом России 29.04.2003 со сроком действия до 1 января 2008 г. В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 нормирование установлено не было. Новые нормы введены в действие 14.03.2008 (Распоряжение Минтранса России N АМ-23-р " О введении в действие Методических рекомендаций " Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"). Указанные Рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России (п. 1 указанных Рекомендаций).

Однако Налоговый кодекс РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание транспортного средства. Нормируются только расходы на выплату компенсации за использование личного транспорта в служебных целях (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела. Поэтому согласно п. 1 ст. 4 НК РФ он не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно разъяснениям Минфина России при определении расходов на ГСМ налогоплательщик вправе учитывать Нормы расхода топлив, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Также есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым при определении расходов на ГСМ налогоплательщику необходимо учитывать указанные Нормы (ранее - Нормы расхода топлив, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003). Аналогичное мнение высказано в судебном акте и авторской консультации.

В то же время ранее УФНС России по г. Москве придерживалось иной точки зрения: затраты на приобретение ГСМ можно учитывать исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях. Есть судебные акты с выводами о том, что нормирование расходов на приобретение ГСМ не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Некоторые авторы придерживаются такой же точки зрения.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Налогоплательщик вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах установленных норм

 

Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875

Разъясняется, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации " Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097

Письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12

Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61

 

Позиция 2. Налогоплательщик обязан учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах установленных норм

 

Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57

Финансовое ведомство указало, что при учете в расходах затрат на покупку топлива для служебного автомобиля необходимо руководствоваться Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

 

Письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15

Разъяснено, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. При этом ведомство отметило, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6

Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253

Письмо УФНС России по г. Москве от 13.10.2009 N 16-15/107268

 

Письмо Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640

Финансовое ведомство отмечает, что при учете затрат на покупку топлива в расходах необходимо руководствоваться Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенными в действие Распоряжением Минтранса России 29.04.2003 (Р 3112194-0366-03).

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) по делу N А27-4577/2008

Суд указал, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России. В связи с этим налогоплательщик неправомерно включил в расходы затраты на ГСМ сверх установленных Норм. Довод налогоплательщика об " экономии" топлива по отдельным транспортным средствам как доказательство возможности превышения норм по другим суд не принял, поскольку расход топлива рассчитывается по каждому конкретному транспортному средству. Кроме того, суд отметил, что ст. 265 НК РФ также не предусматривает возможности учета во внереализационных расходах сверхнормативных расходов на топливо.

 

Консультация эксперта, 2006

Автор считает, что при отнесении расходов на покупку бензина для служебных легковых автомобилей к расходам следует руководствоваться Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утвержденными Минтрансом России 29.04.2003, или нормами, установленными Письмом ФНС России от 29.03.2006 N ГИ-6-17/337@ " О нормах расхода топлива".

 

Позиция 3. Расходы на приобретение ГСМ учитываются в размере фактически произведенных затрат

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007

Сделан вывод, что при налогообложении прибыли учитываются затраты организации на приобретении ГСМ исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу N А27-8757/2011 (Определением ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд, согласившись с налоговым органом об экономической неоправданности расходов на ГСМ, указал, что в гл. 25 НК РФ не предусмотрено нормирования расходов на ГСМ. Такие расходы могут учитываться в полном объеме при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

 

Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007, 28.09.2007 N КА-А41/9866-07 по делу N А41-К2-18913/05

Суд указал, что нормирование расходов на приобретение ГСМ Налоговым кодексом РФ в целях налогообложения прибыли не предусмотрено.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что нормирование расходов на приобретение ГСМ Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, а Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003, носят рекомендательный характер.

 

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 12.03.2014

Комментируя Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, автор указывает, что организация, не являющаяся автотранспортной, может не нормировать расходы на приобретение ГСМ, а учитывать их в полном объеме.

При этом автор отмечает, что при учете подобных расходов в полном объеме возможен спор с инспекцией. Для минимизации риска рекомендуется утвердить нормы списания затрат на ГСМ приказом руководителя организации.

 

Консультация эксперта, 2011

Разъясняется, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать нормы расходов на приобретение ГСМ, поскольку в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено их нормирование. При этом автор отмечает, что споры с контролирующими органами возникают, когда установленные организацией нормы превышают рекомендованные Минтрансом России.

 

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 26.09.2007

Автор отмечает, что затраты на приобретение топлива налогоплательщик вправе учитывать в полном объеме. Поскольку, во-первых, Минтранс России не уполномочен издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ), а во-вторых, Руководящий документ Р3112194-0366-03 предназначен тем организациям, которые относятся к категории автотранспортных. Автор приводит примеры судебных решений, подтверждающих данный подход. Хотя указанные решения приняты по спорам, возникшим в период до введения в действие гл. 25 НК РФ, выводы судов актуальны и в настоящее время.

 

Консультация эксперта, 2011

Автор указывает, что Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по размеру расходов на приобретение ГСМ, поэтому затраты на приобретение ГСМ в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены к расходам в пределах фактически понесенных затрат.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2008

Статья: Путевые листы: оформление и порядок списания ГСМ (" Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9)

Статья: Списание горюче-смазочных материалов (" Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 4)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.