Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогичес­ких воздействий






Эти принципы вытекают из признания основополагающего посту­лата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие су­ществования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совер­шенствования индивидуальных возможностей.

Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств, ме­тодов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно дей­ствующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Принцип адекватности предусматривает учет следую­щих факторов: тяжести основного дефекта, характера сопутствующих забо­леваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуаль­ные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомо­торной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обуче­нию, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и при­родные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные вели­чины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адапта­ционных процессов, которые определяются силой и характером внеш­них стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложно­сти, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содер­жания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не толь­ко в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональ­ный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной де­ятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, ме­тодов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоциональ­ного состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечис­ленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуаль­ностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и долж­ны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направ­ленности в адаптивной физической культуре?


2. Что означает непрерывное физкультурное образование?

3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для ин­валида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.

4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной физической культуры в социализации личности?

5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инва­лида?

6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрирован­ное обучение».

7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в ин­теграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?

8. В чем заключаются возможности реализации принципа интегра­ции в адаптивной физической культуре?

9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для ребенка с нарушениями в развитии?

10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.

11. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материн­ской депривации на воспитание и развитие детей.

12. Раскройте, почему соблюдение методических принципов опре­деляет профессиональную компетентность педагога адаптивной физи­ческой культуры?

13. Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности?

14. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами?

15. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-инвалидов?

16. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в про­цессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зре­ния, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

17. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступ­ности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

18. Что означает принцип систематичности в адаптивном физичес­ком воспитании?

19. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченны­ми возможностями?

20. Раскройте значение принципа прочности для долговременного непрерывного физкультурного образования и социализации личности.

21. Раскройте комплексный характер диагностирования.

22. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключа­ются?

23. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направ­ленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики?

24. В чем заключается компенсаторная направленность педагогичес­ких воздействий?


25. В чем проявляются возрастные особенности физического и пси­хического развития ребенка?

26. В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии?

27. Почему в адаптивной физической культуре необходимо макси­мально использовать сенситивные периоды развития?

28. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона бли­жайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного фи­зического воспитания?

29. Что означает принцип адекватности педагогических воздействии в адаптивной физической культуре?

30. Что означает принцип оптимальности педагогических воздействии в адаптивной физической культуре?

31 В чем состоит принцип вариатив! юсти педагогических воздействии! 32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.