Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип интеграции






Необходимо различать два понятия: социальная интеграция и педа­гогическая интеграция.

Социальная интеграция предполагает активное включение инвали­дов и лиц с ограниченными возможностями в культурную, социальную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми людьми. Если окружаю­щие в процессе трудовой, культурной или иной деятельности не заме­чают инвалидности и сам инвалид успешно справляется с этой дея­тельностью, не испытывая чувства неполноценности, реализует нор­мативный для сегодняшних условий образ жизни, - этот человек пол­ностью интегрирован в общество.

Педагогическая интеграция предполагает обучение детей и взрос­лых с различными дефектами в учреждениях системы образования — в образовательных школах, средних и высших учебных заведениях вме­сте со здоровыми. Педагогическая интеграция является этапом, упреж­дающим процесс социальной интеграции. Это сложнейший двусторон­ний процесс взаимного сближения инвалидов и здоровых людей как равноправных членов общества. Цель интегрированного обучения — под­готовить людей с ограниченными возможностями к этому сближению, а здоровых — выйти им навстречу.

Политика государства в отношении интеграции инвалидов, и осо­бенно детей-инвалидов, должна строиться на научно обоснованной концепции, иметь правовые нормы и законодательные документы, стра­тегию воздействия на общество в целом для изменения отношения к этой категории людей и оказания содействия их интеграции.

Возможность интегрированного обучения во многом определяется отношениями здорового окружения к детям с отклонениями развития. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного кон­такта, установки здоровых школьников благоприятны, при необходи­мости тесного взаимодействия — становятся негативными, вызываю­щими дискомфорт. В исследованиях зарубежных авторов, изучающих эту проблему более 40 лет, установлено, что отношения здоровых к инва­лидам характеризуются как откровенно неблагоприятные, но с чув­ством сострадания, вежливого нерасположения и имеют характер до­минирования, т.е. подчинения тех, у кого есть какие-либо отклонения (Л.М. Шипицына, 2001).


Существенной причиной негативного отношения детей к совмест­ному обучению, по мнению специалистов, является вынужденная ин­теграция без достаточной подготовки обеих сторон. Поэтому она долж­на начинаться в специальном классе, в котором ученик с ограничен­ными возможностями (двигательными, сенсорными, задержкой пси­хического развития) постепенно начинает контакт с обычными школь­никами в учебной и неучебной деятельности, а уже потом переходит в обычный класс. Учитель принимающего класса нуждается в опыте про­фессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной про­граммы обучения ребенка с отклонениями. Интеграцию следует начи­нать как можно раньше, желательно в дошкольном возрасте.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

- программа интеграции должна включать непосредственный кон­такт между детьми разных систем обучения;

- программа интеграции не может быть директивной, она должна строиться на неформальной ситуации общения;

- программа должна включать совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школы.

Формы организации занятий адаптивной физической культуры столь разнообразны и обладают такими резервами интеграции, каких нет ни в одной дисциплине образовательной деятельности.

Иллюстрацией этому могут быть следующие варианты интеграции, осуществляемые в разных видах адаптивной физической культуры:

- в адаптивном спорте: в процессе соревнований любого масшта­ба, объединяющих спортсменов-инвалидов разных видов спорта, воз­раста, из разных городов и стран. Интегрирующим началом является честная борьба, максимальное проявление своих физических и духов­ных возможностей, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие. На соревнованиях интеграция проявляется не только в единении спорт­сменов, но и других заинтересованных участников события: тренеров, представителей команд, врачей, психологов, судей, журналистов, во­лонтеров, зрителей и др. Наиболее ярко интеграция высвечивается на таком форуме, как Паралимпийские игры, где спортивные результаты и рекорды спортсменов-инвалидов рассматриваются как высшие чело­веческие ценности. Спортивные достижения (даже не рекорд, а учас­тие) для каждого человека с ограниченными возможностями это ре­зультат его деятельности, личной активности, проявления воли и ха­рактера, способ самоутверждения и самореализации;

- в адаптивной физической рекреации интеграция здоровых и инва­лидов является естественной формой, не требующей особых усилий. Интересное и эмоциональное зрелище всегда объединяет людей, со­здает обстановку неформального общения. Спортивные и подвижные игры, праздники, фестивали, дни здоровья, туристские походы и сле­ты, специально организуемые для здоровых и инвалидов, детей, подро­стков, студентов с участием взрослых, родителей, учителей, добро­вольных помощников, способствуют установлению более тесных кон­тактов между людьми, расширению общения и жизненного опыта, по­явлению новых друзей и знакомых;


- в адаптивном физическом воспитании чаще реализуется интер­нальная интеграция внутри одной нозологической группы, например на уроке физкультуры слабовидящих, с остаточным зрением и тоталь­ но слепых. Слабовидящие дети сопровождают слепого, помогают ори­ентироваться в пространстве, определять местонахождение, контро­лировать движения. Эти функции помощника воспитывают такие нрав­ственные качества, как доброту, заботливость, способность к эмпа-тии, у вторых - доверие, чувство защищенности и благодарности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.