Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На уроках русского языка






 

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в классах интегрированного обучения, должно иметь подлинно практическую направленность. Обучение в классах интегрированного обучения должно быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику вспомогательной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.
Речь в социальном значении является средством общения и служит для налаживания деловых и межличностных контактов, осуществления совместной деятельности.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит главенствующая роль в духовной жизни ребенка. Изучая язык, ребенок познает мир, совершенствуется. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении ребенка с особыми образовательными возможностями считают принцип развития речи.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных массовых школах в структуре интегрированного обучения выводит педагога на новые методические приемы, которые способствуют совершенствованию языковых возможностей учеников, вводят в предметный и социальный мир с помощью рациональных, личностно – ориентированных направлений работы. В организации интегрированного обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью возникает ряд проблем. Одна из них, когда ученик и педагог остаются одни. Возникает проблема в организации коммуникативной деятельности. Диалог ведется по схеме – педагог - ученик. Отсутствует вариант лучших ответов, что гасит мотивационную заинтересованность к происходящему на занятии.
В данном варианте коммуникативный подход в интегрированном обучении «особого» ребенка становится ведущим, социально-ориентированным и эффективным при активном взаимодействии учителя-дефектолога, учителя начальных классов или учителя русского языка общеобразовательного учреждения.
Использование коммуникативного подхода - объективная необходимость, продиктованная как общими закономерностями процесса овладения речевыми умениями, так и особенностями применения знаний и умений на практике, характерными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Коммуникативная функция речи – функция общения. Общаясь с другими людьми человек, не только сообщает им свои мысли, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия – вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция и др. Общее речевое недоразвитие детей с интеллектуальной недостаточностью сказывается на коммуникативной функции речи. Нормальному речевому общению препятствует неполное и неточное понимание ребенком с ограниченными возможностями обращенной к нему речи, ограниченность словаря, аграмматизмы, дефекты произношения. Постоянная смена роли слушающего и говорящего в процессе диалога трудна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Эти особенности должны постоянно учитываться при организации определенных ситуаций в структуре уроков русского языка во вспомогательной школе классов первого отделения.
Современные требования к организации уроков русского языка выдвигают определенные требования к увеличению времени на формирование речевой активности детей с интеллектуальной недостаточностью. Положительный эффект при формировании коммуникативной компетенции играют словарные слова, соединение словарных слов в смысловые группы помогают построению диалогов, жизненно-практических ситуаций. Использование специально созданных ситуаций при изучении словарных слов повышает интерес детей в данной области.
В интегрированной форме обучения детей с особыми образовательными возможностями, имеются определенные трудности, которые заключается в малом количестве детей на уроке, зачастую это один ребенок. И тогда главная роль в организации коммуникативной деятельности ложится на педагога. Инициатива в полной мере за педагогом. Он активно работает в паре с ребенком, не подчеркивая своей значимости, увлекает ребенка в диалог, в жизненно-практическую ситуацию, создавая эмоциональный фон практической речевой деятельности. В процессе активного взаимодействия постепенно создает такие ситуации, при которых ученик начинает чувствовать себя ведущим в познавательном процессе. Но как бы активен педагог не был, заменить по эмоциональной значимости общения ребенка с ребенком он не может. Личностные качества у детей формируются лучше всего в процессе взаимодействия со сверстниками.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.