Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как наступать?






 

В фильме 1983 года о компьютерах и войне «Военные игры» с Мэтью Бродериком в главной роли компьютерный голос задает вопрос: «Желаете поиграть в термоядерную войну?» Почему бы и нам не поиграть? Попробуем провести кибервоенные учения, чтобы разъяснить некоторые моменты. Министерство обороны ежегодно проводит подобные мероприятия, которые получили название «Кибершторм». Аналогичные учения ЦРУ, «Безмолвный горизонт», проходят регулярно с 2007 года. В целях исследования я обращусь к вам с той же просьбой, что и к своим студентам из Школы государственного управления Кеннеди Гарвардского университета и чиновникам госбезопасности, которые собираются за одним столом в оперативном штабе Белого дома: «Придерживайтесь сценария». То есть не тратьте время на рассуждения о том, что однажды в силу неких обстоятельств США окажутся на грани конфликта с Россией или Китаем. Когда американские кибервоины говорят о big one, они подразумевают конфликт в киберпространстве с Россией или Китаем — странами, которые наряду с Соединенными Штатами обладают самым мощным наступательным потенциалом. Никто не хочет войны с такими противниками. Но, рассматривая данный вариант развития событий, чтобы разобраться, какой может быть кибервойна, мы делаем ее более вероятной. По существу, соглашаясь с рисками кибервойны, мы имеем шансы снизить вероятность ее начала. А если вопреки нашим надеждам кибервойны не удастся избежать, лучше заранее обдумать, как она может разворачиваться.

До 11 сентября я, безусловно, не хотел таких «перспектив», но немало поиграл в настольные войны — проработал ряд возможных сценариев, чтобы подготовить себя и чиновников к подобным событиям. Когда день X настал, мы уже знали, как реагировать на атаку и действовать. Мы не только прилагали невероятные усилия для предотвращения атак, но и продумывали, как действовать, если какая-нибудь из них все же начнется. Не поступи мы так, тот кошмарный день был бы еще страшнее. Так что давайте на время представим, что отношения между США и Китаем обострились. Назовем эти учения «Южно-Китайское море» и переместимся на несколько лет в будущее.

Почти ничего не изменилось, только в Китае возросла зависимость от Интернета. В свою очередь Соединенные Штаты не слишком много сделали для улучшения собственной киберобороны. В игре примут участие три команды — Киберкомандование США, Кибердивизия Народно-освободительной армии Китая и Наблюдатели, то есть все остальные. Наблюдатели, помимо прочего, решают, что может произойти в результате действий двух команд. Давайте для чистоты эксперимента предположим, что Китай надавил на Вьетнам и другие страны АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), чтобы те уступили свои права на обширные подводные газовые и нефтяные месторождения. (Китай на самом деле уже заявлял о своих правах на эти территории, простирающиеся на сотни километров на юг, вдоль побережья Вьетнама и Филиппин.) Условимся, что небольшие столкновения военно-морских сил этих стран уже происходили. Представим, что Вьетнам попросил США о военной поддержке (вот уж исторический анекдот), как сделали другие страны в регионе, претендующие на оспариваемые территории. В свою очередь президент Соединенных Штатов санкционировал совместные морские учения США и АСЕАН и отправил две группы авианосцев из 20 кораблей и 150 самолетов и несколько подводных лодок. Китай и США обменялись дипломатическими нотами и публичными заявлениями, и каждая страна заявила, что другой лучше воздержаться от вмешательства. Канал CNN начал передавать новости под заголовком «Кризис в Южно-Китайском море».

Наши гипотетические учения начинаются в Форт-Мид, где команда Киберкомандования США получает приказ продумать шаги, которые предпримет в случае обострения политической ситуации. Согласно приказу министра обороны необходимо:

1. Убедить китайское правительство отказаться от военных действий в оспариваемых водах.

2. Если переговоры не увенчаются успехом, максимально снизить опасность, исходящую от китайских военных, для американских и союзнических сил в регионе.

3. В случае, если напряжение усилится или противник внезапно начнет боевые действия, быть готовыми нанести удар по войскам Китая, чтобы уменьшить его возможности применения силы.

4. Подорвать внутреннюю инфраструктуру Китая так, чтобы переключить внимание китайского руководства на эту проблему и подвергнуть сомнению необходимость агрессивного поведения за пределами страны.

5. На протяжении всей операции Киберкомандование США должно сотрудничать с соответствующими правительственными ведомствами, чтобы предотвратить кибератаку китайского правительства или граждан на важнейшие военные и гражданские инфраструктуры США.

В такой ситуации перед командой, выступающей в роли Киберкомандования, возникает дилемма. Они не хотят демонстрировать все доступные им приемы кибератаки. Как только тот или иной прием используется, специалисты по киберобороне могут найти решение, позволяющее заблокировать такую атаку в будущем. Хотя защитники и не в состоянии подготовить все системы, которые могут подвергнуться атаке, они подлатают важнейшие, и нападение лишится немалой части своего потенциала.

Поэтому Киберкомандование предпочтет воздержаться от самых интеллектуальных методов. Пока они ждут, китайцы могут предпринять меры, которые существенно осложнят Соединенным Штатам проведение кибератак.

По мере усиления напряженности Китай сократит поток информационных пакетов в страну, а прошедшие будет сканировать и фильтровать на предмет обнаружения возможных угроз со стороны США. Затем, возможно, вообще оборвет связь с внешним миром. Если США к тому времени не запустят кибератаку, пробиваться через великий китайский брандмауэр Great Firewall будет гораздо сложнее.

Киберкомандование должно заранее создать туннели в киберпространстве Китая, например, спрятав спутниковые телефоны на территории страны, чтобы через них начать атаку на китайский Интернет. Или же совместно с ЦРУ распределить по всему Китаю агентов с ноутбуками, на которых установлено атакующее программное обеспечение.

Если США будут тянуть с использованием своего лучшего оружия, Китай может осложнить задачу, нарушив работу или разрушив наше киберпространство и интернет-магистраль. Переустановка серверов высшего эшелона в системе имен домена, занимающихся предоставлением интернет-адресов веб-сайтам или таблицами маршрутизации (протоколами пограничных шлюзов) провайдеров первого яруса, разрушит киберпространство на долгие дни. В результате поток информации будет попадать по неправильным интернет-адресам. Как я уже отмечал в третьей главе, мало что может помешать такому развитию событий, поскольку программы, управляющие работой Интернета, не проверяют, подлинна ли та или иная команда. Если китайцы смогут заслать своих агентов в «ящики», где расположены соединения интернет-провайдеров первого яруса, так называемые пиринговые точки, или на любые другие участки крупнейших сетей, они смогут отдавать команды непосредственно маршрутизаторам, которые коммутируют и направляют интернет-трафик. Даже несмотря на то что у Министерства обороны и разведывательных органов США есть собственные каналы, отделенные от общедоступного Интернета, их трафик, скорее всего, идет по тем же оптоволоконным магистралям. Просто их кабель покрашен в другой «цвет» либо идет по отдельному стекловолокну, но находящемуся в той же магистрали. Очень вероятно, что есть много участков, где трафик Министерства обороны и разведки проходит через те же самые маршрутизаторы, что и трафик общедоступного Интернета. Китай должен быть хорошо знаком с этими маршрутизаторами. Большая их часть произведена фирмой Cisco на территории Китая. Так что у Китая есть все возможности отключиться от Интернета и лишить Соединенные Штаты шанса нанести киберудар. Это означает, что на ранних этапах кризиса у Киберкомандования есть повод провести военные действия в киберпространстве за пределами США. Разумеется, это расширит масштабы кибервойны.

Чтобы начать операцию, группа Киберкомандования решит послать сигнал о своем участии, в надежде удержать Китай от дальнейших военных операций. Причастность Киберкомандования к последующим действиям будет отрицаться публично, но китайские власти должны понимать, что это вовсе не случайность. Сигнал, демонстрирующий, что США способны на технически сложные операции, должен быть достаточно явным для китайского руководства, но не настолько разрушительным, чтобы привести к полномасштабной кибервойне. Итак, взломав закрытую китайскую военную сеть, Киберкомандование рассылает старшим офицерам обработанную в фотошопе фотографию горящего китайского авианосца. Это не слишком прозрачный намек на то, что гордость китайского флота, его единственный авианосец, ВМС США могут отправить на дно, поэтому китайцам стоит подумать и не развязывать конфликт, который может привести к таким последствиям.

Затем американская разведка узнает, что китайцы готовы высадить десант на оспариваемые острова в Южно-Китайском море. Пентагон просит Киберкомандование выиграть время и отсрочить операцию, помешав погрузке войск и провианта на корабли, которые все еще находятся в порту. Штаб-квартира южнокитайского флота находится в Чжаньцзян на полуострове Лэйчжоу, а военно-воздушные силы, при поддержке которых проводятся операции на море, базируются на острове Хайнань в Тонкинском заливе. Штаб-квартира флота и морская авиабаза не имеют собственной электросети, они подключены к общей системе электроснабжения. У них нет собственных электрогенераторов, только аварийные резервные установки.

С помощью спецподразделения, 10-го флота, Киберкомандование использует заранее установленные «черные ходы» в электрораспределительной сети Китая и получает доступ к системе управления местной электросетью. Посылает сигналы, вызывающие скачки напряжения, вследствие чего срабатывают предохранители и генераторы останавливаются. Впрочем, американцы не провоцируют разрушение генераторов и трансформаторов.

Команда, играющая роль Китая, понимает, что блэк-аут был не случаен, и прослеживает следы атаки. Следы ведут в Эстонию и далее теряются. Никто в Пекине не подумает, что их атаковали эстонские хакеры. «Сигнал» привлекает внимание китайской команды. Им сообщают, что блэкаут на полуострове Лэйчжоу вызвал отключение электричества во всей провинции Гуандун (бывшем Кантоне), вследствие чего более ста миллионов граждан почти на сутки остались без света. Блэкаут затронет и Гонконг. Политбюро считает, что это лишь начало, и просит Киберподразделение Народно-освободительной армии предложить ответные действия. Киберподразделение рекомендует отреагировать соизмеримо и задеть города, в которых базируется американский флот, но послать сигнал о том, что Китай способен на большее. Политбюро одобряет все шесть шагов, предложенных кибервоинами:

1. Обеспечить подкрепление Южному флоту и отправить больше самолетов на Хайнань и аэродромы Южного побережья.

2. Отдать приказ китайской эскадре подводных лодок из Юйлинь, остров Хайнань, выйти в море.

3. Активировать логические бомбы, размещенные в электросетях Гонолулу, Сан-Диего и Бремертона (штат Вашингтон) — городах, где дислоцированы базы Тихоокеанского флота США. (Блэкаут распространится на Тихуану (Мексика) и Ванкувер (Британская Колумбия), хоть китайцы об этом и не знают.)

4. Разрушить открытую сеть Министерства обороны, запустив «червя», который заразит одну машину за другой и сотрет информацию с жестких дисков (атака будет запущена из внутренней сети Министерства обороны).

5. Атаковать эстонского интернет-провайдера, откуда предположительно была произведена атака на китайскую электросеть.

6. Вызвать блэкаут в японском городе Йокосука и на окружающей территории, где находится штаб-квартира 7-го флота США.

К началу следующего этапа учений напряжение нарастает, и Киберкомандование узнает, что Китай собирается отключиться от мирового киберпространства. Поэтому команда из Форт-Мид просит Пентагон разрешить запуск еще двух волн кибератаки и приготовиться к запуску третьей. Две атаки предлагается направить на сеть ПВО Китая и систему управления военного командования. Планируется использовать сверхсекретные программы атаки и логические бомбы, заранее размещенные в этих сетях. В перспективе можно атаковать железнодорожную сеть Китая, авиадиспетчерскую службу, банковскую систему и электросети (генераторы и трансформаторы).

Странно, но Киберкомандование получает из Белого дома и Пентагона приказ воздержаться от нападений на военное командование, системы управления и средства обороны, в частности ПВО. Киберкомандованию отдают приказ избегать атак на систему управления воздушным движением и банковский сектор.

Пока Киберкомандование формулирует дальнейшие предложения, из Security Industries Automation Corporation и Deposit Trust в Нью-Йорке сообщают о том, что их базы данных серьезно повреждены и даже разрушены. Также пострадали базы данных железных дорог CSX, Union Pacific и Burlington Northern Santa Fe и авиакомпаний United, Delta и American Airlines. Нью-Йоркская фондовая биржа закрыта, остановлены товарные поезда, самолеты не могут взлететь в аэропортах по всей стране. Управление информационного обеспечения, которое управляет внутренней сетью Министерства обороны, объявляет чрезвычайное положение, поскольку в секретную сеть SIPRNET и в сверхсекретную JWICS проникли «черви», распространяющиеся с невероятной скоростью и разрушающие жесткие диски. Все эти атаки пришли не из-за границы, поэтому американская разведка и Киберкомандование не обнаружили их на входе и не могли остановить. Очевидно, были использованы новые, неизвестные приемы, поэтому Киберкомандование не сумело заблокировать их, используя опыт прошлых нападений.

Выбор у Киберкомандования США невелик — нельзя атаковать китайскую систему ПВО, банки, систему управления вооруженных сил и авиадиспетчерскую службу. Более того, поскольку американское Киберкомандование должно защищать сети Министерства обороны, некоторым сотрудникам приходится переключиться на борьбу с появившимися там «червями». Учитывая масштабы действий китайской команды, американцы решают устроить блэкаут по всему Китаю и в том числе вывести из строя несколько крупных генераторов. В то же самое время они попытаются вызвать как можно больше аварий товарных поездов и устроить беспорядок в базах данных железнодорожной системы. Чтобы найти замену военным целям, которые вычеркнуло высшее командование, американская команда решает атаковать китайские военные и гражданские спутники связи.

Доклад руководящей группы о последствиях второго раунда атаки сложно назвать хорошей новостью для американцев. Китай отсоединил свои сети от глобального Интернета, тем самым ограничив возможности американского нападения. Более того, когда Соединенные Штаты впервые атаковали электросеть, Пекин приказал всем остальным ее секторам перейти в положение обороны, то есть отключиться от Интернета. Электрические сети Китая разделились на «островки», чтобы предотвратить каскадные отключения электричества. Лишь несколько генераторов, выбранные американцами в качестве мишеней, были выведены из строя, что привело к локальным отключениям электричества. Все остальное было переведено в режим обороны — железные дороги стали управляться вручную и по радиоканалам. Попытка нарушить работу системы товарных поездов не удалась.

США взломали китайский спутник связи, заставив его поворотный двигатель работать, пока не израсходовалось все топливо, и направив в сторону Юпитера. Однако в течение часа китайский флот привел в действие запасную, засекреченную телетайп-систему. Но атака американцев на сеть снабжения китайского флота оказалась успешной, что наряду с региональным отключением электроэнергии замедлило погрузку китайских военных подразделений на корабли.

Руководящая группа также сообщила, что китайская подводная лодка всплыла на поверхность точно между двумя американскими авианосцами. Она проникла за границу обороны, подобно тому, как произошло в 2009 году, когда подлодка класса Song оказалась рядом с американским авианосцем Kitty Hawk. Поднявшись на поверхность, подлодка выдала свое расположение, но послала США сигнал, что дислокация американских авианосцев китайцам точно известна. Если бы началась активная фаза войны, это позволило бы Китаю направить на данный участок множество крылатых ракет наземного и воздушного базирования.

Киберкомандование США проинформировали, что Белый дом приказал двум группам американских авианосцев взять курс на Австралию. Госдепартамент готов начать переговоры на высшем уровне по поводу территориальных претензий Китая. Киберкомандованию приказано прекратить наступательную операцию.

После каждых кабинетных учений в правительстве проводится собрание наблюдателей и игроков под названием «горячий душ». Пора записать полученные уроки и наметить области дальнейшего исследования. Итак. Что мы узнали из учений «Южно-Китайское море»? Наметилось десять важнейших проблем: концепция сдерживания; ненападение; предвоенная подготовка поля битвы; глобальное распространение регионального конфликта; сопутствующий ущерб; контроль эскалации; случайная война; атрибуция; кризис неустойчивости; асимметрия обороны. Давайте последовательно проанализируем каждую из них.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.