Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ методов диагностики мотивации учения младших школьников






Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в настоящее время имеется достаточно большое число методик для диагностики мотивации учения младших школьников и программ для её формирования и развития.

В работе предлагается диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности мотивации учения младших школьников, а также рекомендации для учителей и родителей по формированию и развитию мотивации учения младших школьников.

Каждая из предложенных методик достаточно информативна, компактна и проста в употреблении. Возможны индивидуальный и групповой варианты диагностики.

Можно проводить анкетирование учащихся по методике Н.Г. Лускановой.

Автор методики отобрала 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отно­шении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 бал­ла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оцени­вался в 1 балл.

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ре­бенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и на­дежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотива­цией:

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уро­вень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных моти­вов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые шко­лой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добро­совестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлет­ворительные отметки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показа­тели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (внешняя мотивация).

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, од­нако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нра­вится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьни­ки посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уро­ках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьез­ные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустой­чивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, у них не складываются взаимоотношения одноклассниками, с учителем. Школа нередко вос­принимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них не­выносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и прави­лам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психи­ческого здоровья.

Полное описание методики представлено в приложении 1.

Мотивация учебной деятельности в методике «Лесенка уроков» (на основе " Методики выявления понимаемых мотивов учебной деятельности", автор М.В.Матюхина) представлена соотношением " внутренних" (учебно-познавательных) и " внешних" (социальных) мотивов.

Испытуемые получают набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, как и в исходном варианте методики М.В. Матюхиной, испытуемые получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Это особенно важно для младших школьников. Каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно " перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает " лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. " Ступеньки" изготовлены из половинок стандартных нелинованных почтовых конвертов. " Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи:

- Самые важные (верхняя ступенька);

- Важные (вторая сверху ступень);

- Не очень важные;

- Имеют маленькое значение;

- Совсем для меня не важные (нижняя ступенька " лесенки").

Карточки с суждениями по размеру должны соответствовать длине " ступеньки" и свободно в ней размещаться. Для многократного использования карточки наклеиваются на тонкий картон и ламинируются. Каждый набор карточек имеет индивидуальную упаковку.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. В последнем случае каждый учащийся получает свой набор карточек в упаковке и " лесенку". После демонстрации карточек, " лесенки" и объяснения инструкции желательно убедиться в том, что каждый испытуемый способен прочесть и понять содержание карточек.

Полное описание методики представлено в приложении 2.

С целью определения предметно-познавательного интереса учащихся может быть использована методика Л.П.Ромадина (приложение 3). Ученикам предлагается оценить учебный процесс по критериям из анкеты методики, которая содержит 4 блока вопросов, констатирующих уровни сформированности мотивационной направленности:

1 блок – ситуативный интерес (I)

2 блок – учение по необходимости (II)

3 блок – интерес к предмету, заинтересованность (III)

4 блок – повышенный познавательный интерес (IV).

Для выявления уровня учебной мотивации учитель может также использовать анкетирование родителей (приложение 4) или беседу с учеником, например, во время проверки домашних заданий.

В заключение работы над темой «Мотивация учения младших школьников» нами были сформулированы педагогические рекомендации для учителей начальных классов и родителей учащихся.

Педагогические рекомендации учителям начальных классов:

1) Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации;

2) Свести к минимуму применение наград и наказаний за резуль­таты обучения. Результаты обучения должны соответствовать потребнос­тям и возможностям ребёнка и быть значимыми для него;

3) На уроках осуществлять индивидуальный подход к формиро­ванию мотивации отстающих неуспевающих в учёбе детей;

4) Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать и половые отличия, так как при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями;

5) Формировать у школьников мотивацию совместной учебной деятельности (учить детей способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.);

6) Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотиви­рованной деятельности достижения.

7) Апробировать и адаптировать программы «Секреты успешной учёбы» и «Шаги к успеху» по профилактике трудностей в учёбе для учащихся начальной школы [22].

Рекомендации родителям по формированию и развитию у учащихся положительного отношения к учению:

1. Не опаздывать в школу и в присутствии ребёнка уважительно отзываться об учебном процессе.

2. Рабочее место ребёнка дома должно быть удобным (мебель должна соответствовать его физиологическим параметрам), привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности. Когда ребёнок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его организуют родители, потом они делают это вместе с ребёнком, а затем ребёнок научиться наводить порядок сам.

3. Следует отводить на приготовление домашних заданий 1 – 1, 5 часа. Ученик должен рационально относиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и ребёнка, и родителей. Если ребёнок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему, задавая наводящие вопросы об изученном за день, как бы «вытаскивая» знания из ребёнка, но не выполнять всю работу за ребёнка, только ради её выполнения или получения «хорошей» отметки за домашнее задание.

4. Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности.

5. Если ребёнок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть её и исправить, но ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать всё задание снова.

6. Все достижения ребёнка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполнения работы.

7. Стараться не допускать невыгодных для ребёнка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить об успехах и достоинствах своего ребёнка в присутствии других людей, особенно учителей, родителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребёнка должны быть позитивными.


Заключение

В исследовании учебной мотивации наиболее актуальны вопросы изучения отношения детей к учебной деятельности. Приобретаемые в школе знания по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Если ребенок учиться по внешнему принуждению, то его знания оказываются формальными, неосознанными, вот почему так важно воспитывать познавательные интересы ребенка еще в дошкольном возрасте.

При поступлении детей в школу, у них, с одной стороны, возникает потребность занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением деятельность, с другой стороны, у младшеклассников имеется и определенный уровень развития познавательных интересов.

Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Таким образом, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности.

В содержание учебной деятельности входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Важнейшим элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые необходимо постоянно развивать.

Устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Для этого учитель начальных классов должен использовать в своей практике как занимательные приемы работы и задания, так и задания проблемного характера. Так же, для возникновения положительной мотивации учебной деятельности при начальном обучении русскому языку и математике необходимы следующие условия:

- опора на опыт и потребности ребёнка;

- чередование форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой;

- создание условий для само- и взаимооценки при работе детей в малых группах;

- систематичность и целенаправленность работы по формированию учебной мотивации.

Цель нашей работы заключалась в создании педагогических условий способствующих развитию учебной мотивации. Работа состоит из двух глав.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и цель достигнута.

На основе этого можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.


Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж: 1995.

4. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». – 2004. - № 11. – С. 45-48.

5. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // «Начальная школа. – 2009. - № 1. - С. 8-12.

6. Ефимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 1991.

7. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // «Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 20-26.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1982.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.

12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.

13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

14. Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.

15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984.

16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. Хрипковой А.Г.; Отв. ред. Давыдов В.В. – М.: Педагогика, 1981.

17. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000.

18. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии //Вопросы психологии. – 1987. - №5 – С. 142 – 157.

19. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mon.gov.ru/dok/akt/6591/, свободный.

20. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика». 416 с.

21. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. Кочеткова А.И. – Минск: Изд-во «Мысль», 1997.

22. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.

23. Программы профилактики трудностей в учёбе / авт. - сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. – Волгоград: Учитель, 2007.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

25. Санцевич Д.В. Выявление психологических особенностей ребёнка в ходе наблюдения за его игрой // Психология / под ред. Т.Н. Ковалёвой. – Минск, 2010. - № 4, с. 38 – 46.

26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., Стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

27. Титова Т.Е. Мотивация успеха // «Начальная школа». – 2007. - №10. – С. 11-14.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

29. Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». - 2006 г. - № 2. - С. 50-51.

30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. – М.: 1986.

31. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // «Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 18- 19.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.