Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая мировая война







С появлением, развитием и широким распространением огнестрельного оружия, металлический шлем в качестве средства защиты в значительной степени утратил свое первоначальное назначение и приобрел скорее декоративные и опознавательные функции. На смену металлу пришли мех, кожа, ткань и элементы декора в виде блях, шнуров, позумента. Эти изменения можно отчетливо проследить в качестве определенной тенденции уже в середине 17 века. Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что производство стального шлема было весьма трудоемким и дорогостоящим процессом в условиях штучного, ремесленного производства.
Казалось бы, что возрождение стального шлема в качестве средства индивидуальной защиты на поле боя уже невозможно. Однако, как не парадоксально, прогресс в области вооружений, технологии и изменения в тактике ведения военных действий, вновь вызвали к жизни " давно забытое" средство индивидуальной защиты. Появление и активное использование пулеметов, массированного ружейного огня, применение в артиллерии осколочных боеприпасов и переход к тактике окопной (позиционной) войны - все эти изменения, в начале 20 века, привели к многократному росту " случайных" поражающих факторов имевших неприцельный характер, но приводивших к серьезным потерям. Со всей очевидностью, эти обстоятельства, проявились после начала Первой мировой войны.
В качестве одного из факторов, способствовавших началу массового применения стальных шлемов, можно назвать коренным образом изменившуюся в течение 19 века структуру производства и технологии. Промышленность конца 19, начала 20 века, уже могла освоить массовое производство стальных шлемов с достаточно низкой себестоимостью.
Воюющие армии пришли к пониманию необходимости использования стальных шлемов в их первоначальном качестве - как средства индивидуальной защиты солдата. Начинаются активные поиски приемлемых решений.
Во Франции начали производить шлем автором которого был художник Аугуст Луи Адриан, имя которого и получила каска. Шлем Адриана и его модификации использовался не только во Франции, но и в армиях многих стран, которые приняли для экипировки своих солдат шлем этой модели. Шлем Адриана поступил на вооружение в 1915 году.

Каска Адриана модели 1915 г.
(изготовлена во Франции по заказу правительства Румынии)


Кроме Франции каска Адриана была принята на вооружение и использовалась Бельгией, Италией, Грецией, Польшей, Румынией, Россией, Сербией, Чехословакией, Мексикой, Бразилией, США, Болгарией и армиями других стран.

ГЕРМАНСКИЕ ШЛЕМЫ

Прообразом для внешнего вида германских касок использовавшихся в первую и вторую мировые войны, без сомнения послужили средневековые образцы защитных шлемов рыцарей и тяжеловооруженной пехоты. Свидетельством такой преемственности служат многочисленные изображения на старинных гравюрах, иллюстрациях и картинах.

Альберт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра, 1513 - 1514 г.

 

Германия, как одна из важнейших воюющих стран Первой мировой, естественно не могла оставаться в стороне от общих тенденций. Разработки в области создания стального защитного шлема проводились задолго до войны. В качестве экспериментального прототипа можно сказать о шлеме образца 1891 года, который не получил массового распространения.
В 1916 году в немецкой армии и в армиях союзников Германии, начинается массовое использование стального шлема получившего наименование М16, в соответствии с годом принятия на вооружение. Знаменитая " рогатая" каска, без сомнения впитавшая образ средневекового тевтонского шлема.


Стальной шлем. Модель М16

Каска оснащалась подшлемником из трех кожаных сегментов-подушек, на каждом из которых, находилось по два лепестка с отверстиями для завязки тонкого ремешка, который в процессе эксплуатации заменялся на обычный шнурок, веревку или тесьму. С внутренней стороны каждого из сегментов пришивался матерчатый кармашек, который набивался конским волосом и завязывался при помощи вшитых тесемок. Подшлемник изготавливался из довольно толстой кожи коричнево-рыжего, бежевого, белого цветов. Если для ранних моделей М16 преимущественно использовалась кожа коричневых оттенков, то для поздних моделей, характерно использование кожи белого цвета.


Подшлемники М16 коричневого и белого цвета

Подшлемник крепился к шлему на обруче из толстой кожи, при помощи заклепок, позднее заклепки были заменены специальными кнопками - кламерами, которые имели ножки в виде двух " усиков", разгибавшихся в стороны после установки кламера в шлем.
" Рожки" вовсе не были элементом устрашения или прихотью оформления, а несли вполне оправданное функциональное назначение. Втулки " рожек" имели внутреннее сквозное отверстие для вентиляции, а также служили креплением для лобового щитка, устанавливавшегося в случае необходимости, при помощи ремешка для повышения защитных свойств шлема. Щитки предназначались для использования наблюдателями и другими военнослужащими находившимися на линии огня противника. Различная высота " рогов" объясняется тем обстоятельством, что щитки изготавливались одного размера, а каски имели различные размеры.
Щитки выпускались в нескольких вариантах по форме и способу крепления на шлем. История применения защитного налобного щитка на шлеме закончилась довольно быстро. Каски укомплектованные щитками выдерживали прямое попадание пули, чего нельзя было сказать о шейных позвонках владельца шлема. При прямом попадании, особенно с близких дистанций, шея солдата не выдержав силы удара, ломалась.


Крепления для лобового щитка, " рога". Установленный щиток.

Шлемы выпускались в следующих размерах: 60, 62, 64, 66 и 68 см. Размер измерялся по внутренней стороне шлема, по линии крепления обруча подшлемника (отверстий для кламеров). Таким образом, чем меньше был размер шлема, тем больше была высота " рожек".

В процессе активной боевой эксплуатации шлемов М16 выяснилось, что крепление подшлемника на кожаный обод является не очень технологичным, надежным. Кожа была заменена на металл. Шлемы с подшлемником закрепленным на металлическом обруче, получили наименование модификации по году начала производства - М17.


Подшлемники М16 и М17 на кожаном и металлическом обручах.
(Одинаковое крепление подбородочного ремешка, раннего образца)

В остальном, они ничем не отличались от предшествующей модели, включая аналогичное крепление подбородочного ремешка на специальные кронштейны, позднее - металлические серьги, располагавшиеся на конусных полях каски. На ранних образцах касок М16, эти элементы крепления изготовлялись из меди (латуни), позже они были заменены на стальные.


Детали крепления подбородочного ремешка
(Стальная серьга и медный кронштейн)

Солдаты Рейхсвера. 1934 год.
(Используются шлемы старых образцов)

Следующим этапом в развитии германских стальных шлемов, стал шлем модели М18, как видно из обозначения, появившийся в 1918 году. Шлемы этой модификации отличались отсутствием кронштейнов (серег) крепления подбородочного ремешка на внутренней стороне полей каски, а ремешок крепился непосредственно к металлическому обручу подшлемника. Кроме этого, к модели М18 принято причислять довольно редкий вариант шлема с измененной формой конусных полей.

Шлем модели М18. Модификация с " открытым ухом".

Существуют различные гипотезы в отношении причин вызвавших подобную модификацию. Например, кавалерийский образец, чтобы " лучше слышать" или для удобства пользования телефоном... Версии разные, выбирайте какая больше нравится. Но факт остается фактом, оригинальная модификация М18 существует. Поскольку 1918 год для Германии стал последним годом войны, то шлемов этого варианта было выпущено немного, а сохранилось еще меньше. Эта модификация выпускалась только одним предприятием, заводом Eisenhuttenwerk в Thale и производилась только одного размера, самого распространенного - 64.


Шлем М18. Польша 1939 год

Производство шлемов в период Первой мировой войны, осуществлялось не только в самой Германии, но и на нескольких заводах в Австро-Венгрии.
Основными отличиями между немецкими и австрийскими шлемами можно считать: точку крепления и внешний вид подбородочного ремешка, а также технологию завальцовки края шлема.
1. На немецких касках крепление для ремешка располагается ниже центра конусного поля (близко к нижнему краю), а у австрийцев практически на границе конусного поля и сферы шлема.


Германский (слева) и австрийский шлемы

Немецкое крепление ремешка на бобышку характерно для ранних выпусков М16. На М17, в основном, стали использовать стальные серьги как у австрийцев, но точка крепления (близко к нижнему краю) осталась прежней.
2. Завальцовка у немцев по внутреннему краю выступает над внутренней поверхностью шлема образуя бортик, а у австрийцев сделана заподлицо за счет большего выступа (изгиба) кромки шлема на наружную сторону.


Завальцовка края шлема. Немецкий слева.

3. Подбородочный ремешок у немцев был двух типов, на ранних касках М16 - известный всем - неразъемный, раздвижной, на двух пряжках. Позже ремешок приобрел привычный вид - короткая часть с пряжкой и длинная с отверстиями с креплением на серьги. Австрийцы делали широкий в центральной части кожаный ремешок, где по центру имелась прорезь, с пряжкой и подложкой трапециевидной формы.


Подбородочный ремешок австрийского образца.

В отношении ремешков и прочих легко заменяемых элементов шлемов, можно говорить о многообразии вариантов, поскольку детали часто заменялись и переделывались.

Краткий обзор шлемов Первой мировой войны был бы неполным, если не сказать, что именно на германских касках (в отдельных подразделениях) впервые была использована камуфлирующая окраска. Вся внешняя поверхность шлема разделялась черной красочной полосой на участки неправильной формы, после чего, эти участки закрашивались в различные камуфлирующие цвета. Благодаря такому способу нанесения, подобный камуфляж получил название " витражного".

Образцы " витражного" камуфляжа на германских шлемах

Каски германского образца времен Первой мировой, использовались не только в немецкой армии, но и в армиях других стран, в Финляндии, странах Прибалтики и других, включая далекие Афганистан и Чили, в том числе и в период Второй мировой войны.

 

ГЕРМАНСКИЕ ШЛЕМЫ 1931 - 1945 г.г.
После Версаля...
В результате поражения в Первой мировой войне Германия была вынуждена подписать в 1919 году Версальский мирный договор, по условиям которого, помимо огромных контрибуций и территориальных потерь, страна не могла иметь полноценную, современную армию. Всеобщая воинская повинность была отменена, а новая армия - Рейхсвер, должна была комплектоваться по найму. Офицеры служили 25 лет, унтер-офицеры и рядовые - 12 лет. Численность армии была ограничена количеством в 100 тысяч человек, причем офицеров могло быть только четыре с половиной тысячи. В распоряжении рейхсвера могло быть только 300 легких артиллерийских орудий и 250 минометов. Танки, зенитную, тяжелую и противотанковую артиллерию, а также военную авиацию по условиям Версальского мира Германия иметь не могла. Серьезные ограничения коснулись и военно-морского флота в части ограничения тоннажа военных судов, их количества и типов вооружения. Германия также не могла иметь Генеральный штаб и таким образом, была лишена возможности официально иметь единый центр военного строительства и планирования.

Такое положение одной из ведущих индустриально развитых стран Европы не могло продолжаться бесконечно. Первым прорывом изоляции Германии в послевоенной Европе можно считать достигнутые договоренности о сотрудничестве и взаимопонимании с Советской Россией подписанные в итальянском местечке Рапалло в 16 апреля 1922 года в рамках Генуэзской конференции.
Для Советской России договор означал прорыв в международной дипломатической изоляции. Первой признавая де-юре РСФСР, Германия получала доступ к ресурсам и военно-техническому потенциалу будущего СССР. Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Тесное сотрудничество, включая военное, между СССР и Германией продолжалось вплоть до второй половины 30-х годов, включая поставки значительных объемов сырья и материалов для германской промышленности.
Германия практически сразу после поражения в Первой мировой войне предпринимала попытки обойти кабальные условия Версальского договора в части организации, подготовки и осуществления военного строительства. В частности, было создано и функционировало Войсковое управление Руководства сухопутных сил фактически выполнявшее функции Генерального штаба.
Военные летчики и танкисты проходили обучение и тренировались в учебных центрах на территории СССР, которые оснащались и финансировались непосредственно из Германии. Справедливости ради, стоит сказать, что количесво курсантов этих школ было весьма невелико. В самой Германии, с начала 20-х годов были созданы и успешно действовали многочисленные добровольные военизированные и " военно-спортивные" формирования, например Добровольческий корпус (Freikorps), ветеранская организация " Стальной шлем", Германский летный союз, Германский союз противовоздушной обороны и другие подобные организации, ставшие кузницей кадров для будущего Вермахта. В процессе обучения и восстановления военного потенциала Германии активно использовались возможности технологий двойного назначения, в частности гражданская авиация.
В 1932 году благодаря усилиям германского генералитета был принят так называемый " План А", согласно которому в течение пяти лет численность Рейхсвера должна была увеличиться в три раза. Причем, необходимо отметить, что в связи с с профессиональным 12-ти летним сроком службы рядовых и их неизбежного служебного роста по выслуге лет, соотношение количества унтер-офицеров различных рангов и собственно рядовых сложилось в пропорции 2: 1. Благодаря этому обстоятельству, немногочисленный Рейсвер в очень короткие сроки, благодаря мобилизации мог быть развернут в полноценную по количеству и кадровому составу современную армию.
После прихода к власти 30 января 1933 года Адольфа Гитлера, процесс возрождения военной мощи Германии пошел ускоренными темпами, практически не встречая какого ни будь серьезного сопротивления со стороны ведущих мировых держав. Согласно закона вступившего в силу 16 марта 1935 был создан Вермахт - вооруженные силы Германии, который формировался уже на основе всеобщей воинской повинности. В состав Вермахта входили: Heer - собственно армия или сухопутные войска, Luftwaffe - ВВС, Krigsmarine - ВМФ. Необходимо отметить, что все три составляющие части возрожденных вооруженных сил Германии, обладали значительной степенью самостоятельности, автономным командованием, отдельными каналами снабжения и формирования военного заказа для промышленности.
Столь быстрое возрождение военной мощи Германии не было бы возможно, если бы на протяжении лет прошедших после окончания первой мировой войны не проводилась постоянная, скрытая, кропотливая и достаточно активная работа по организации в сфере военного строительства, военного производства и технологий. Интересной иллюстрацией этого процесса может служить разработка и создание германских стальных шлемов нового образца.

Первой ласточкой в деле обновления и модернизации стальных шлемов, стала разработка и принятие на вооружение в качестве стандартного образца, принципиально нового, по сравнению с моделями времен Первой мировой войны, подшлемника для германских касок. Подшлемники для шлемов М16, М17, М18 имели достаточно простую конструкцию, состоявшую из обода (из толстой кожи для М16, а позднее металлического для М17, М18) и трех кожаных сегментов-подушек на которых располагалось по два лепестка с отверстиями для шнурка-стяжки.


Подшлемник образца 1916 года (слева) и подшлемник образца 1931 года.

В отличие от моделей первой мировой войны, новый подшлемник представлял из себя достаточно сложную конструкцию. Подшлемник состоял из двух металлических обручей на один из которых крепилась кожа подшлемника (внутренний обруч), а другой монтировался непосредственно в шлем.(внешний обруч). Обручи соединялись между собой пятью плоскими пружинными полосами. Новый подшлемник получил наименование соответственно году выпуска и мы знаем его как подшлемник образца 1931 года.
Подробнее о конструкции, комплектации и изготовлении подшлемника 1931 года, можно узнать в соответствующих статьях (КОНСТРУКЦИЯ и ПОДШЛЕМНИК) этого исследования.
В первоначальной версии, подшлемник крепился к шлему при помощи четырех кнопок-кламеров, но уже в конструкции шлема М35 и последующих моделях шлемов для армии, стали использовалось только три кламера. Крепление на четыре кнопки осталось только в касках предназначенных для гражданских военизированных формирований - полиция, пожарные и т.д. В основном, это были шлемы модели М34.

Шлем М34
Разработка нового типа шлема, по причинам ограничений Версальского договора, проводилась не явно, а под видом создания защитного шлема для гражданских структур: полиции, пожарных и пр. Испытания опытных образцов проходили в 1933 - 1934 гг. под кодовым названием Vulcanfiber («Вулкан фибер»). Результатом этой работы, стало появление нескольких разновидностей шлема модели М34.


Полицейский шлем модели М34

Главными отличительными особенностями шлемов М34 можно считать:
а) Сравнительно небольшую высоту конусных полей,
б) Четко выделяющиеся углы (внешний и внутренний) при переходе от конусного поля к козырьку шлема,
в) Использование в производстве более тонкого (по сравнению с армейскими образцами) листового металла, что делало шлем более легким. Имеются сведения о производстве шлемов М34 из алюминия, но очевидных подтверждений этой информации встречать не приходилось.
г) Изготовление элементов вентиляции согласно шутливому выражению того времени в стиле " соль-перец", когда семь небольших отверстий располагаются в форме круговой розетки напоминающей отверстия в солонке.
д) Крепление подшлемника на четыре точки, когда между подшлемником и шлемом в зоне крепления кламера вставлялась дополнительная прокладка из пористого материала, прессованной пробки (см. фото).


Шлем пожарного на базе модели М34

Интересно, что среди германских шлемов одинаковых моделей всегда можно найти некоторые отличия: различные размеры отверстий, отличия в геометрии шлема, различия в формах отверстий вентиляции и вентиляционных заклепок. Если посмотреть на фотографии шлемов М34 представленных на этой странице, то можно отметить разницу в форме выступов для вентиляционных отверстий, на полицейской каске выступы имеют плавную, сглаженную форму. На шлеме пожарного выступы четко очерчены глубоким штампом (фото выше). На шлеме германского Красного креста выступы вообще отсутствуют, а на полицейском шлеме (фото ниже) выступов и отверстий нет совсем.


Шлем Красного креста и полицейский шлем М34 без отверстий вентиляции.

Все различия встречающиеся на одинаковых моделях шлемов можно объяснить следующими обстоятельствами:
1. Шлемы были изготовлены разными производителями, которые применяли собственную оснастку и технологию, включая штамп-формы. Необходимо отметить, что шлемы гражданского назначения производились разными предприятиями, как в Германии, так и за ее пределами. В отличие от военных образцов, производителей которых было всего пять и располагались они только на территории Германии (см. раздел ПРОИЗВОДИТЕЛИ).
2. С течением времени технология совершенствовалась и соответственно изменялась.
3. Даже в цехах одного предприятия производилась замена оборудования оснастки и приспособлений.
4. В условиях военного времени, производство было ориентировано прежде всего на массовость, удешевление продукции и ее большую технологичность (простоту в производстве).
Именно эти обстоятельства, стоит считать основными причинами встречающихся отличий.

На базе шлема модели М34 была создана каска для подразделений противовоздушной обороны Luftschutz, получившая в кругах коллекционеров название " гладиатор", из-за своей оригинальной формы. Основная сфера каски имела аналогичную М34 форму, а конусные поля были значительно видоизменены. По линии соединения сферы шлема и конусных полей располагался бортик полукруглой формы выполненный в процессе штамповки изделия.
Подобные бортики можно встретить на шлемах для гражданских военизированных структур изготовленных на базе более поздних моделей армейских касок - М35, М40...


Шлем подразделений ПВО – Luftschutz.

Шлем Luftschutz на базе шлема модели М40.

На шлемах Luftschutz и других военизированных формирований, можно встретить все виды подшлемников использовавшихся на германских шлемах. Встречаются подшлемники образца 1931 года, шлемы с подшлемником, изготовленным по образцу М16 из трех кожаных сегментов закрепленных на обруче, а также подшлемники состоящие из отдельных кожаных лепестков закрепленных на обруче (см. фото). Способы крепления подшлемника использовались как на четыре кламера, так и на три.

В заключении обзора германских шлемов " невоенного" назначения, необходимо сказать о существовании образца облегченного шлема предназначавшегося для пожарных, полиции и других структур. Шлем изготавливался на базе модели М34 из специально обработанной пластмассы доступной для технологии первой половины 30-х годов (вулканизированной фибры). Вентиляционное отверстие выполнялось в виде детали, из шести разгибающихся внутрь шлема лепестков и было закрыто мелкой металлической сеткой (см. фото).


Шлем М34 из вулканизированной фибры.

Для придания большей прочности, шлем имел металлическую окантовку по нижнему краю и окрашивался в черный цвет. Не исключено, что подобные каски благодаря небольшому весу и достаточно декоративному внешнему виду, могли использоваться не только для практических целей, но и для проведения церемониальных мероприятий, парадов и пр. Такие сведения встречаются в литературе посвященной шлемам Германии.

Шлем М35
В 1934 году обстоятельства изменились и уже не было нужды скрывать военное назначение некоторых разработок, начались проектные работы и испытания нового стального шлема предназначенного непосредственно для вооруженных сил. Свидетельством проведения подобных разработок можно признать наличие модифицированного шлема на базе модели М34 армейского образца. На фото мы видим появление скругленных углов при переходе от конусных полей к козырьку и вентиляционное отверстие выполненное в форме полой заклёпки, характерной уже для шлемов М35.


Шлем М34 армейского образца

Безусловно, что базовым прототипом при разработке нового шлема для армии стали " рогатые" шлемы времен первой мировой войны М16, М17, М18 с учетом результатов разработок и испытаний проведенных накануне, в начале тридцатых годов.
Основным разработчиком нового шлема стало предприятие Eisenhuttenwerk в Thale имевшее богатый опыт в производстве шлемов еще со времен первой мировой войны. Официально новый шлем был принят военными 25 июня 1935 года и получил наименование - М35. С 1 июля 1935 года шлем был поставлен на вооружение германской армии в структурах снабжения созданного незадолго до этого Вермахта.

От своих предшественников новая каска получила в наследство общие очертания присущие германским стальным шлемам - расширяющиеся вниз от основной сферы конусные поля и выступающий козырек. Однако внешний вид шлема притерпел некоторые изменения, его форма отличалась большей компактностью и обтекаемостью по сравнению с предшествующими моделями. За счет использования более тонкого листа из высококачественной легированной стали с добавками молибдена, шлем стал легче. Однако защитные свойства каски, благодаря качественному металлу, остались на уровне требований предъявляемых военными. Необходимо отметить, что в конце выпуска шлемов М35, скорее всего в начале 1940 года, произошли изменения в качественном составе металла, который стал соответствовать новой модели - М40 (см. ниже). Массивные втулки воздушных вентилей - " рога", были заменены на компактные втулки-заклепки. Шлем оснащался новым подшлемником образца 1931 года. Подшлемник крепился к шлему с помощью трех кнопок-кламеров, в отличие от модели М34 где крепление осуществлялось по четырем точкам.


Шлем модели М35

Шлем изготавливался методом штамповки из листовой стали толщиной около 1, 5 мм. Процесс производства включал в себя несколько стадий штамповки, завальцовку нижнего края шлема, установку полых заклепок вентиляции, термообработку и окраску. На фотографии участка штамповки видны несколько прессов выполняющих последовательные операции штамповки. От плоской листовой заготовки круглой формы до готовой сферы шлема.


Участок штамповки шлемов. 1937 год

Участок термообработки (закалки) шлемов.


Участок упаковки шлемов.

Необходимо отметить, что вентиляционные заклепки в наружной части разных шлемов имеют определенные различия по форме - от конусной до сферической (см. фото). Различия можно наблюдать и в диаметрах сквозных отверстий заклепки, встречаются отверстия диаметром от 3 до 5 мм. Внешний диаметр заклепки составляет около 12 мм.



Вентиляционные втулки-заклепки шлема М35.

В течение двух лет с момента принятия на вооружение (1935 - 1937 гг.), согласно статистическим данным, было изготовлено около 1, 4 миллиона шлемов модели М35.

Среди определенной части реконструкторов германских стальных шлемов имеется мнение, что края каски завальцовывались вручную (!!!), однако весьма сложно представить в условиях массового производства, что в горячем цехе не один десяток человек орудуют молотками.... Молоток, даже в очень умелых руках, всегда будет оставлять на металле следы " забоины" и добиться гладкой и ровной поверхности, которую мы встречаем на шлемах, при ручной обработке в условиях серийного производства - невозможно. Операция завальцовки, без всяких сомнений, была механической. Свидетельством механической обработки при операции завальцовки, являются довольно часто встречающиеся следы от оборудования в виде продольных канавок на завальцовке (см. фото).


Завальцовка края шлема со следами механической обработки.

Каски для различных гражданских, политических, военизированных структур и родов войск несли на себе соответствующие эмблемы (декали) выполненные по технологии переводных картинок в различных комбинациях, в зависимости от принадлежности. До 1940 года, все шлемы выпускавшиеся германской промышленностью имели две декали. Например, на шлемы сухопутных войск (Heer) ставились декали с изображением характерного орла серебристо-белого цвета на черном щитке на левой стороне шлема и декаль с изображением цветов германского флага (триколор) на правой стороне каски, цветные полосы размещались по диагонали по всей поверхности щитка. Подробнее о декалях можно посмотреть в разделе ОКРАСКА.


Декали различных структур и родов войск

Шлем М40
В марте 1940 года, в результате изменений технологического процесса изготовления стальных шлемов, германская промышленность приступила к выпуску касок модели М40. Изменения, в первую очередь, были обусловлены началом второй мировой войны, когда увеличение объемов производства, вопросы экономии ресурсов и технологичности производства диктовали необходимость применения более простых (и менее трудоемких) технологий и более дешевых материалов по сравнению с использовавшимися ранее. Общий вид каски модели М40 повторял контуры модели М35, однако вентиляционное отверстие изготавливалось уже не в виде отдельной детали (полой заклепки), а методом штамповки в процессе штамповки собственно шлема.


Шлем модели М40

Формы штампованных вентиляционных отверстий также отличались в зависимости от предприятия-производителя и времени производства. Выступы вентиляции могли иметь покатую, плавно поднимающуюся форму или быть четко очерчены глубоким штампом. Встречаются выступы вентиляции с четким конусным углублением переходящим в отверстие (см. фото).


Вентиляционные отверстия М40

Изменения коснулись и качественного состава стального листа. Молибден в качестве легирующей добавки перестал использоваться и был заменен менее дефицитными и боле дешевыми добавками, в частности - силикатом марганца. Изменения в составе металла повлияли на качественные характеристики шлемов. При неизменных требованиях к прочности шлемов, производители были вынуждены компенсировать потери в качестве за счет увеличения толщины используемого стального листа. Именно по этой причине, шлемы модели М40 имеют больший вес по сравнению со своими собратьями моделей М35 и М42. Особенно очевидно изменение весовых характеристик шлемов модели М40 для изделий предприятия Quist Esslingen (Эсслинген). При взгляде на шлемы 40-й модели, часто бросается в глаза " рыхлая, пористая" поверхность металла, в отличие от гладкой и ровной поверхности шлемов М35.
Можно отметить, что в процессе зачистки ржавчины с использованием уксусной кислоты, шлемы модели М40 издают характерный запах ацетилена (карбида), что свидетельствует о изменениях в качественном составе металла. Один раз пришлось работать с каской М35, которая имела все признаки подобных изменений - характерный запах, рыхлая поверхность и увеличенные весовые характеристики. Можно было бы предположить, что этот экземпляр был поздней переделкой из М40 с вновь установленными заклепками вентиляции на место утраченных штампованных отверстий. Однако, каска была поднята под Ржевом собственноручно, что исключает возможность поздних доработок. На основании этого факта можно сделать вывод, что изменения в качестве металла произошли уже в конце выпуска шлемов М35, незадолго до запуска в производство касок 40-й модели.
Вес шлемов может заметно отличаться в зависимости от размера, производителя, времени изготовления и модели каски. Например, шлемы 66 размера модели М35 без краски и коррозионных повреждений весят около 800-900 грамм, а каски того же 66 размера, но модели М40 весят около 1000-1100 грамм. Можно отметить характерное обстоятельство, что при увеличении размера шлема толщина металла изменяется в сторону уменьшения (утоньшения). Это объясняется увеличением глубины и внутренней поверхности штампа при использовании исходного листа одной толщины.

На шлемы М40 начинается установка подшлемников на основе фурнитуры из оцинкованного или окрашенного в серый цвет стального листа (обручи, кламеры и пр.). Однако, первые партии шлемов новой модели в течение 1940-го и в начале 1941 года, продолжали комплектоваться подшлемниками на основе алюминиевой фурнитуры из " старых" запасов. Ранние выпуски новых шлемов для Вермахта, по аналогии с касками М35 снабжались двумя декалями, позже с целью улучшения маскировки и удешевления производства использовалась только одна декаль. На шлемах ваффен СС, полиции и др. продолжалось использование двухдекальной символики. Шлемы модели М40 производились германской промышленностью до конца лета 1942 года, когда были заменены еще более технологичной моделью - М42.

Шлем М42
6 июля 1942 в качестве одной из мер полного перехода германской промышленности на военное производство, по требованию военных и с целью экономии производственных ресурсов, было предложено заменить достаточно трудоемкую операцию завальцовки края стального шлема на операцию отбортовки. Когда край стального листа не завальцовывался внутрь каски, а просто изгибался на внешнюю сторону шлема. 1 августа 1942 началось производство шлемов модели М42.


Шлем модели М42.

Благодаря этим изменениям, процесс производства шлема был максимально оптимизирован и сокращен до четырех операций в процессе быстрой, горячей штамповки. По этой причине, практически на всех шлемах М42 можно заметить напряжение металла (вздутие, изгиб) в зоне перехода конусных полей в козырек. На большинстве шлемов М42, выступы вентиляционных отверстий были очерчены четким, глубоким штампом.


Вентиляционное отверстие М42

Шлемы первых выпусков снабжались одной декалью с обозначением рода войск на левой стороне шлема. Согласно инструкции от 28-ого августа 1943 с целью улучшения маскировки, удешевления производства и сокращения времени на изготовление шлемов было отменено использование декали с изображением орла и предписывалось, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя этих директив никто твердо не придерживался.
Массовое производство шлемов М42 продолжалось вплоть до начала 1945 года, когда большая часть Германии оказалась оккупированной союзниками, а промышленность была парализована в результате военных действий и налетов авиации.

Парашютный (Fallschirmjager) шлем М38
29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк.
По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.
Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.
Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса, и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.
Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, " обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ. Обрезка полей стандартного шлема в наши дни - это весьма распространенное явление, когда в процессе " реконструкции" обычный шлем М35 превращается в антуражный, престижный и как следствие значительно более дорогой " парашютный".

При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.
В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.


Шлемы моделей М1936 и М37.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.


Болты крепления подшлемника модели М38.

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.


Шлем образца 1938 года. М38

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.
Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.


Подбородочный ремень и обруч подшлемника М38

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.
Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.
Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.
Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем " творческой доработки" обычных касок.

 

КОНСТРУКЦИЯ ГЕРМАНСКИХ ШЛЕМОВ 1935-1945 г.г.
Стандартный общевойсковой шлем (модели М35, М40, М42)
Германские шлемы стандартных моделей комплектовались подшлемником образца 1931 года и конструктивно не изменялись вплоть до окончания производства в 1945 году. За исключением замены комплектующих из цветных металлов, алюминия и латуни на детали из стали. Некоторые элементы конструкции шлемов времен второй мировой войны можно проследить в более поздних, послевоенных моделях шлемов армии ФРГ (бундесвера).
В частности, полностью сохранялся крой кожи подшлемника и единственным отличием было наличие в лобной части нескольких рядов мелких отверстий для улучшения вентиляции. На ранних моделях десантных шлемов бундесвера, устанавливались ремни полностью идентичные ремням шлема М38. Можно также отметить ряд других технологических приемов и конструктивных элементов свидетельствующих о преемственности в производстве шлемов.


Шлемы модели М35 (Heer и Luftwaffe) в полной комплектации

В стальной сфере шлема, по окружности каски имеются три отверстия диаметром 7, 5 мм. для крепления внешнего обруча подшлемника с помощью кламеров. Относительно вариантов монтажа подшлемника существуют два способа. Первый - когда в шлем устанавливается и закрепляется внешний обруч, а установка внутреннего обруча с пружинными полосами и кожей производится непосредственно в шлем с установленным внешним обручем.
Второй способ следует признать наиболее простым и удобным, когда в каску монтируется весь подшлемник, включая внешний обруч. Скорее всего, именно таким образом устанавливались подшлемники на производстве. Поскольку изделия наверняка поступали от поставщиков уже в сборе. О том, что дело обстояло именно так, свидетельствует фотография с участка сборки шлемов на одном из предприятий. Как можно увидеть, на столах монтажниц находятся подшлемники в сборе, а инструмет имеет конусную (клинообразную) форму.


Участок сборки шлемов.

В первом случае, возникают определенные трудности с монтажом внутреннего обруча с пружинными полосками. Поскольку в процессе монтажа обруч с кожей и пружинами необходимо вращать, а овальная форма внутреннего пространства сферы шлема с установленным внешним обручем не позволяет осуществлять беспрепятственное круговое вращение.
Во втором случае, монтаж подшлемника проходит без каких либо сложностей, по причине легкого доступа ко всем элементам конструкции. Несмотря на то, что при установке подшлемника в шлем, отверстия для кламеров во внешнем обруче становятся недоступны, закрыты внутренним обручем. Поэтому при монтаже подшлемника в каску, внутренний обруч с кожей в зоне отверстия для кламера приходиться оттягивать, отгибать. Лучше всего это можно сделать при помощи деревянного клинышка или конусной ручки от малярной кисти.


Установка кламеров при монтаже подшлемника в сборе

Работы по монтажу производятся следующим образом. Подшлемник в сборе устанавливается в каску. Рядом с местом отверстия под кламер, внутренний обруч с кожей отжимается от внешнего, открывая доступ к отверстию. Вставляется кламер и на его ножки при помощи пинцета или узких плоскогубцев одевается крепежная шайба. После чего, ножки кламера разгибаются.

СБОРКА ПОДШЛЕМНИКА
Сборку подшлемника лучше всего начать с установки кожи на внутренний обруч. Закрепляем кожу через отверстия в обруче при помощи маленьких Т-образных кламеров. Отверстия в коже проделываем при помощи толстого шила на расстоянии 12-15 мм. от края кожи и в соответствии с положением отверстия в обруче. Совмещаем отверстия, вставляем кламер и разгибаем ножки с внутренней стороны.


Установка кожи на обруч при помощи кламеров.

После установки кожи, монтируем внешний и внутренний обручи подшлемника. Необходимо вставить пружинные полосы внутреннего обруча в проушины внешнего. Вставить таким образом, чтобы в каждой проушине были закреплены концы Соседних пружинных полос. На схеме, зеленым цветом обозначен внутренний обруч подшлемника и заклепки крепления пружинных полос. Черным цветом - внешний обруч и проушины для пружинных полос. Красный - пружинные полосы. Синяя стрелка указывает направление вращения внутреннего обруча с пружинами в процессе монтажа, относительно неподвижного внешнего обруча.


Схема монтажа внутреннего обруча подшлемника во внешний

Часто возникают вопросы относительно способа соединения внешнего и внутреннего обручей. Поэтому в дополнение к схеме следует дать небольшие пояснения.
На внутренний обруч приклепываются пять пружинных полос, равномерно по периметру. Одна из полос крепится в затылочной части одновременно с одной из заклепок скрепляющей собственно обруч. На схеме, внутренний обруч, точки клепки и пружины обозначены зеленым и красным цветом.
Пружины перед сборкой устанавливаются таким образом, чтобы один конец пружины перекрывал последующую пружину (на схеме см. картинку " внутренний обруч с пружинами").
Шаг 1. Вставляем внутренний обруч во внешний, таким образом, чтобы концы всех пяти пружин находились перед щелями проушин. Проушина обозначена на схеме черным прямоугольником.
Шаг 2. Проворачиваем внутренний обруч относительно внешнего, (на схеме - синяя стрелка) чтобы пружины прошли через проушины одним концом, почти до заклепки. Второй конец пружины должен пройти над проушиной. Для облегчения работы, концы пружин можно слегка заточить на истоньшение и слегка подогнуть внутрь.
Шаг 3. Проворачиваем внутренний обруч в противоположную сторону (на схеме - синяя стрелка). При этом, направляем свободные концы пружин в проушины.
Шаг 4. Доворачиваем обруч до тех пор, пока пружины не займут центральное положение. Все.


Подшлемник в сборе.

При использовании штатных (тонких и гибких) пружин, монтаж осуществляется на внешнем обруче уже установленном в шлем при помощи кламеров. Если используются пружины из более толстого или менее гибкого материала, то выполнить монтаж в шлем с установленным внешним обручем, скорее всего не получится.
Следует собрать подшлемник отдельно от каски и установить его в шлем, отгибая внутренний обруч с кожей для установки кламеров. Кламеры устанавливаем начиная с затылочного, поскольку он имеет четкую фиксацию по отверстию, а другие имеют люфт по пазу в обруче..

И наконец, завершающая операция - установка подбородочного ремешка. Продеваем обе части ремешка в рамки внешнего обруча и через отверстия, закрепляем ремешки с помощью катушек.


Короткая часть ремешка скрепленная катушкой

Шлем собран, осталось растянуть кожу подшлемника по форме головы.


Шлем в сборе

Приспособления для камуфляжа и камуфляжные чехлы.

В 1936 году с целью использования на маневрах в Вермахте стали использовать опознавательные ленты крепившиеся на шлем с помощью крючков. Эти ленты были двухцветные и получили официальное наименование Helmband 36.



Опознавательная лента Helmband 36.

Практически сразу после начала реальных боевых действий, военнослужащие быстро поняли необходимость дополнительной маскировки шлемов и использовали принцип ленты, для маневров закрепляя на шлемах различные конструкции позволявшие установить и закрепить на каске различные детали маскировки: листву, ветки, ветошь и т.д. В качестве основы широко использовались проволочные каркасы, фрагменты стандартной противогранатной сетки, резиновые полосы от автомобильных камер, веревочные сетки, дополнительные ремни от амуниции и прочие подручные материалы. Каждый фантазировал на свой вкус. Фотография ниже, сделана в Германии, явно раннего периода, поскольку на голове военнослужащего шлем модели М16-18. Интересно, что качестве элемента крепления используется карабин от стандартной армейской фляги.


Самодельный бандаж на шлеме.

Понимая необходимость дополнительной маскировки для шлемов, в 1942 году промышленность Германии начала выпуск чехлов для касок из ткани. Чехол был двусторонний, с одной стороны - белый, с другой из стандартной камуфлированной ткани образца 1931 года (Zeltbahn31). Чехол крепился на шлем при помощи шнурка, который стягивал нижний край чехла при установке на каску. На чехол пришивались семь шлевок для закрепления предметов маскировки.

Стандартный армейский чехол на шлем

Войска СС снабжались конструктивно более сложными чехлами, с кармашком под козырек каски и вшитыми крепежными крючками. Чехол тоже был двусторонний, но только из специально разработанного для войск СС типа камуфляжной раскраски.

Камуфляжный чехол войск СС.

Однако, творчество военнослужащих Вермахта по продолжалось вплоть до последних дней войны, поскольку штатных средств маскировки шлемов было явно недостаточно.

Фрагменты цветной хроники начала весны 1945 года.

Производители стальных шлемов Германии WW1 (Первая мировая война)

Производитель (город, земля) Код, маркировка Размеры шлемов Модели шлемов
Stahlwerk Richard Lindenberg AG Hasten (Хестен, Вестфалия) Колокол L   М16, М18
F.C. Bellinger, Fulda BF 62, 64, 66 M16, M18
Eisenhü ttenwerk, Thale/Harz ET 60, 62, 64, 66, 68 62, 64, 66 64 M16 M18 M18 " cut-out"
Gebruder Gnü chtel Lauter/Sachsen (Саксония) G (позднее - GL) GL 62, 64 62 M16 M16
Gebruder Bing, Nü rnberg GBN 62, 64 M16
Stahlwerk Richard Lindenberg AG LI   M16
Remscheid-Hasten K, Remscheid K   M16
Vereinigte Deutsche Nikelwerke, Schwerte/Westphalen NJ   M16
Firma F. W. Quist, Q Esslingten Q   M16
Sachische Emailles und Stanzwewerke (ранее G) SE   M18
Eisenhü ttenwerk Schlesien, Paruschowitz/ Oberschlesien Si 62, 64, 66 62, 64, 66 M16 M18
Siemens und Halske, Siemensstadt/Berlin SH (intertwined logo) (переплетенная эмблема)   M16
C.Thiel & Sö hne, Lü beck TJ 66, 68 66 M16 M18
Hermann Weissenberger & Co. W 66, 68 66 M16 M18
Stahlwerk Rö chling, 62 64 16 Volkingen (rattle) " Rattle" logo 62, 64 M16

Производители стальных шлемов Австро-Венгрии WW1 (Первая мировая война)

 

Производитель (город, земля) Код, маркировка Размеры шлемов Модели шлемов
A. Westen Cilli AW 62, 64, 66 M16
Industriewerke Warchalowski, Eissler & Co\Wien, Austria W над ней 3   М17
Brü der Gottlieb u. Brauchbar, Brunn BGB 64, 66 M16
C. A. Scholtz, Mateocz (Sloeakei) CAS   M16
Gebruder Bohler & Co., Kapfenberg GB   M16
Berndorfer Metal-Warenfabrik A Krupp AG, Berndorf   62, 64, 66 62, 64, 66 M16 " Berndorf Model M17 " Hungarian" model

 

1935 – 1945.

Во времена Третьего рейха, производством шлемов занимались пять предприятий. располагавшихся непосредственно на территории Германии, между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях.


Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Аргументом в пользу таких выводов может служить фото завода Eisenhuttenwerk в Thale. Завод производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным из производителей шлемов. Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны.

Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для противогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных нужд.
Всего усилиями германской промышленности времен Третьего рейха, согласно статистике, было произведено около 25 (25 000 000) миллионов стальных шлемов.

Предприятие Eisenhuttenwerk Thale


Расположение предпрятий Германии производивших стальные шлемы в 1935 - 1945 г.г.


1. Emaillierwerke A.G. Fulda (Фульда), располагавшееся между Франкфуртом и Эрфуртом.

Продукция маркировалась клеймами - FS (EF).


2. Eisenhuttenwerk Thale (Тхале), располагавшееся юго-западнее Магдебурга.

Продукция маркировалась клеймами - ET (позднее - ckl). Город Тхале находится на границе исторической области Гарц, но иногда по причине сходства в произношении названия его путают с городом Галле, который расположен на 90 километров восточнее.


3. Schusische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер), располагавшееся западнее Дрездена.

Продукция маркировалась клеймами - SE (hkp).


4. Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте), располагавшееся между Франкфуртом и Майнцем. Продукция маркировалась клеймом - NS.


5. Quist Esslingen (Эсслинген), располагавшееся южнее Штутгарта.

Продукция маркировалась клеймом - Q.

 

 

Производители стальных шлемов Германии WW2 (1935 - 1945)

 

Код (клеймо) предприятия Предприятие (производитель)
ET (c 1943 ckl) Eisenhuttenwerk AG, Thale Harz (Тхале, Гарц)
EF Emaillerwerk AG, Fulda (Фульда)
Q F.W. Quist G.m.b.H., Esslingen (Эсслинген)
SE (c 1943 hkp) Sachsische Emaillerwerk, Lauter (Лаутер)
NS (c 1943 GV или CA) Vereinigte Deutsche Nickelwerke AG, Schwerte (Шверте)

 

Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров). На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, таким образом маркировался номер партии (заказа).

 

 


Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров - 60, 62, 64, 66, 68, 70. Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.)


Таблица размеров

 

Размер шлема Размер головы
60 см 52-53
62 см 54-55
64 см 56-57
66 см 58-59
68 см





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.