Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинские (психиатрические), психологические и юридические аспекты категории недееспособности. Недееспособность и опека.






Понятие недееспособности. Это понятие определенным образом связано с правоспособностью, которой обладают в равной мере все граждане с момента рождения и до смерти (статья 17 ГК РФ). Дееспособность ограничена определенным возрастом (совершеннолетие) и предполагает " способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их" (статья 21 ГК РФ). Лицо, признанное недееспособным, остается правоспособным, но вступать в свои права может только через посредство опекуна. Последний совершает сделки от его имени и в его интересах. В статье 29 ГК РФ говорится, что " гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным... над ним устанавливается опека".

Приведенная формула недееспособности, как и формула невменяемости, включает в себя 2 критерия: медицинский и юридический (психологический). Медицинский критерий в данной редакции состоит из одного признака — психического расстройства, что следует понимать как стойкое болезненное нарушение психической деятельности, которое может быть обусловлено хроническим психозом или слабоумием. Расстройство должно носить стойкий характер, поскольку недееспособным гражданин признается не только на данный момент, но и на будущее, т.е. до тех пор, пока суд вновь не признает его дееспособным. Это существенно различает понятия недееспособности и невменяемости, поскольку признание невменяемым всегда касается прошлого и связано только с деянием, которое инкриминируется лицу по данному уголовному делу. Юридический критерий состоит из 2 признаков: интеллектуального (не может понимать значение своих действий) и волевого (не может руководить ими). Очевидно, что хронологически эти признаки также направлены в настоящее и будущее и касаются не какого-то одного, а всех потенциальных гражданских актов, которые лицо может совершить. Наличие названных критериев достаточно для признания гражданина недееспособным, однако оно не обязательно влечет за собой такое решение суда. По смыслу статьи (" может быть признан недееспособным") суд, несмотря на присутствие обоих критериев, может в силу каких-то обстоятельств и не признать лицо недееспособным. Достаточно сказать, что имеется большое число психически больных или слабоумных, которые получают психиатрическую помощь, следовательно, их психическое состояние известно обществу, однако недееспособными они не признаны, поскольку ни у кого из лиц (организаций), имеющих на это право, не возникло необходимости обратиться в суд с соответствующим иском. Указанным правом обращения в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным в соответствии со статьей 281 ГПК РФ обладают члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания, органы опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь, или стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Над лицом, признанным недееспособным, устанавливается опека. Основанием для этого является решение суда о недееспособности, которое направляется для исполнения в орган опеки и попечительства — орган местного самоуправления, который, подобрав соответствующую кандидатуру, утверждает ее опекуном над личностью недееспособного. Гражданин, признанный недееспособным, не может самостоятельно совершать какие-либо сделки и гражданские акты. Если они все же совершаются, то являются недействительными (статья 171 ГК РФ). Он не может вступить в брак и по собственной инициативе его расторгнуть. В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации недееспособный не может избирать и быть избранным.

20. Соотношение категорий невменяемости и недееспособности: общее и различия.

Психиатру-эксперту важно знать, что, хотя понятия недееспособности и невменяемости имеют много общего, отождествлять их нельзя. На это в свое время указывал В. П. Сербский (1895), подчеркивая, что дееспособность и способность к вменению не вполне идентичны. На практике критерии невменяемости и недееспособности часто совпадают, но нельзя считать, что всякое невменяемое лицо является недееспособным, и наоборот. Различия этих понятий заключаются в следующем.

Из ст. 11 УК и ст. 15 ГК прежде всего видно различие в содержании медицинского критерия этих понятий. Так, медицинский критерий ст. 15 ГК не включает категорию «временного расстройства душевной деятельности», приведенного в ст. 11 УК, поскольку в отличие от вменяемости дееспособность связана со способностью к планомерной рассудительной деятельности на протяжении более или менее длительного времени, а вменяемость всегда относится к какому-либо конкретному деянию, которое иногда может быть совершено в течение очень короткого отрезка времени.

При решении вопроса о вменяемости в уголовном процессе психиатр-эксперт оценивает психическое состояние лица ретроспективно, т.е. в момент совершения преступления. По делам о признании лица недееспособным оценивается его психическое состояние в настоящем и будущем.

Психическое заболевание с явно неблагоприятным прогнозом дает основание предполагать недееспособность больного в будущем и его невменяемость при совершении общественно опасного действия. Недееспособность чаще совпадает с невменяемостью при хронических психических заболеваниях, влекущих за собой стойкие и выраженные изменения психической деятельности (шизофрения, прогрессивный паралич, старческие психозы и т. д.). Временное расстройство психической деятельности (реактивные, интоксикационные, соматогенные и другие психозы) не исключает дееспособности, хотя больной, совершивший в этот момент уголовно наказуемое деяние, является невменяемым. Невменяемость не совпадает с недееспособностью при обострении заболевания с благоприятным прогнозом. В период обострения заболевания лицо, совершившее общественно опасное действие, признается невменяемым. Однако способность выполнять свои гражданские права и нести гражданские обязанности в будущем может у больного сохраняться. В последнем случае для вынесения экспертного заключения существенную роль играет оценка не характера и глубины обострения психоза, а обычного свойственного больному состояния в период стойкой ремиссии и определение выраженности дефекта, поэтому от заключения о недееспособности в период острого психоза в таких случаях следует воздержаться.

Вынося заключение о невменяемости обследуемого, эксперт обязан указать, какие меры медицинского характера необходимо применить к нему в зависимости от его социальной опасности для общества. Гражданское законодательство не предусматривает применение медицинских мер к истцам и ответчикам. Однако если кто-либо из них в связи с острым психотическим состоянием представляет общественную опасность, то эксперты обязаны указать в своем заключении на необходимость его неотложной госпитализации.

Вопросы, наиболее часто подлежащие рассмотрению психиатрической судебной экспертизой в уголовном и административном процессах.

При постановке вопросов следует помнить, что главное, для чего назначается и проводится судебная психиатрическая экспертиза, - это установление сохранности или утраты (ограничения) способности подэкспертного к реализации осознанно-волевого поведения в связи с наличием у него психического заболевания (расстройства) и на этой основе (в уголовном и административном процессах) – определение его потенциальной опасности для общества.

В зависимости от того, в каком процессе проводится судебная психиатрическая экспертиза (административном, гражданском или уголовном), формулировка вопросов экспертам имеет определённую специфику. Например, типовые вопросы экспертам в уголовном судопроизводстве могут звучать следующим образом:

1. Страдал ли (фамилия, имя, отчество подэкспертного) на момент совершения инкриминируемого ему деяния хроническим психическим заболеванием, временным расстройством психической деятельности, слабоумием или иным психическим расстройством, и если страдал, то чем именно?

2. Лишало ли обнаруженное у (фамилия, имя, отчество подэкспертного) психическое заболевание (расстройство) в момент совершения им инкриминируемого ему деяния способности осознавать характер и значение своих действий и/или руководить ими?

3. Нуждается ли (фамилия, имя, отчество подэкспертного) в применении к нему принудительных мер медицинского характера?

Вопросы, наиболее частно подлежащие рассмотрению психиатрической судебной экспертизой в гражданском процессе.

Необходимо правильно сформулировать экспертное задание. Эта цель достигается с помощью вопросов, которые подлежат экспертному разрешению. Вопросы следует задавать четко, не допуская их неоднозначного толкования. Они также должны соответствовать закону и не выходить за пределы компетенции судебно-психиатрической экспертизы.

В тех случаях, когда при производстве экспертизы эксперт устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

В связи с тем, что предметом судебно-психиатрической экспертизы является установление наличия или отсутствия психического расстройства у лица, направленного на экспертизу, то первый вопрос, ответ на который по существу определяет все остальные вопросы, должен касаться именно выяснения психического здоровья-нездоровья этого лица.

Формулировка этого вопроса наиболее удачна в таком виде: страдало ли данное лицо в прошлом и страдает ли оно в настоящее время каким-либо психическим расстройством; если страдает, то каким именно?

Ответ на этот вопрос предполагает указание на психиатрический диагноз.

Очевидно, что установление отсутствия психического расстройства — психического здоровья подэкспертного — делает все остальные вопросы, которые могли бы быть поставлены перед судебными психиатрами, бессмысленными.

Остальные вопросы непосредственно зависят от процессуального положения лица, которому назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Главные вопросы, которые ставятся в гражданском процессе, сводятся к выяснению Дее/недееспособности и нуждаемости лица в учреждении над ним опеки, а также к решению вопроса о психическом состоянии лица в момент совершения им той или иной сделки. Однако по каждому конкретному делу могут быть заданы и иные вопросы.

При проведении судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе психиатры-эксперты встречаются со следующими категориями гражданских дел:

- дела о признании брака недействительным, дела о признании его недееспособным, дела о расторжении брака.

Судебно-психиатрическая экспертиза может быть назначена при рассмотрении судами споров об ограничении родительских прав или об отобрании ребенка и других.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.