Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое сопровождение социально-профессионального воспитания






Важное условие успешности воспитательной работы на всех эта-пах обучения, мы видим в психологическом сопровождении личностно ориентированного социально-профессионального вос­питания обучаемых. Прежде всего, определим, что же такое пси­хологическое сопровождение. Согласно «Словарю русского язы­ка» сопровождать — «следовать рядом, вместе с кем-либо в каче­стве спутника или провожатого». Отсюда психологическое сопро­вождение профессионального становления — движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка.

Кто же осуществляет сопровождение? Профессиональный путь — длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивает­ся в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональ­ное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продук­тивное психологическое сопровождение может осуществлять спе­циально подготовленный человек — психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути ста­новления — право и обязанность каждой личности, но на пере­крестках и развилках, при возникновении усталости, подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке. Непло­хо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный спе­циалист — психолог. Именно о таком сопровождении и идет речь. Следовательно, психологическое, сопровождение — это целост­ный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Цель психологического сопровождения — полноценная реализа­ция профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное — помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятель­ности.


Выделим основные концептуальные положения психологичес­кого сопровождения профессионального становления личности:

– наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;

– полноценное профессиональное становление невозможно без социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;

– признание права личности на самостоятельный выбор спо­собов реализации своих социально-профессиональных функций;

– принятие личностью на себя ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессио­нально-психологического потенциала;

– гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Функции психологического сопровождения:

– информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбор профессии, на­чальный этап профадаптации, профессионализации и т.д.);

– проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;

– психологически компетентное оказание поддержки и помо­щи личности в преодолении трудностей профессионального ста­новления, особенно при изменении социально-профессиональ­ной среды;

– профессиональная реабилитация личности в случаях длитель­ного перерыва в профессиональной деятельности (женщины пос­ле рождения ребенка, безработные, вышедшие из мест заключе­ния, и др.);

– обеспечение социально-профессионального самосохранения;

– профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;

– коррекция социально-профессионального и психологичес­кого профиля личности.

Реализация функций психологического сопровождения возмож­на при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:

– развивающей диагностики;

– тренингов личностного и профессионального развития и са­моразвития;

– мониторинга социально-профессионального развития;

– технологий формирования психологической аутокомпетент-ности;

– психологического консультирования по проблемам социаль­но-профессионального развития;

– проектирования альтернативных сценариев профессиональ­ной жизни;


– личностно ориентированных тренингов повышения социаль­но-профессиональной и психолого-педагогической компетентно­сти;

– ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиог­рафии);

– тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Одна из главных задач психологического сопровождения про­фессионального становления — не только оказывать своевремен­ную помощь и поддержку личности, ко и научить ее самостоя­тельно преодолевать трудности, ответственно относиться к свое­му становлению, сделаться полноценным субъектом своей про­фессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обус­ловлена социально-экономической нестабильностью, многочис­ленными переменами в индивидуальной жизни каждого челове­ка, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Результат психологического сопровождения профессионального становления — развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обес­печение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятель­ности.

Следовательно, психологическое сопровождение — это техно­логия, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выра­ботки плана решения проблемы, первичной помощи при реали­зации плана.

Психологическое сопровождение воспитательного процесса в учебном заведении можно рассматривать как комбинаторную техно­логию, включающую в себя в качестве психологического аспекта:

– диагностику исходного уровня и динамики профессиональ­ного воспитания студентов; выявление характера и особенностей профессиональных установок, ожиданий, и намерений, интере­сов, предпочтений и ценностей, а также личностных возможнос­тей студентов;

– психологическую помощь в развитии профессионально-лич­ностного потенциала;

– психологическую поддержку в преодолении трудностей са­мостоятельного проектирования деятельности и поведения;

– консультирование по вопросам жизнедеятельности;

– содействие в профессиональном самоопределении.

В качестве педагогического аспекта психологическое спровож-дение включает:


– создание гуманистического воспитательного пространства, направленного на гармонизацию и интеграцию отношений всех субъектов воспитания;

– эстетизацию сферы и среды обучения и воспитания;

– учет всех элементов воспитательного пространства, в том числе создание высокоорганизованного студенческого и педаго­гического сообщества, оптимизацию социально-профессиональ­ного партнерства студентов, преподавателей и других субъектов учебно-воспитательного процесса;

– методическое обеспечение воспитательного процесса.

Реализация психологического сопровождения воспитательно­го процесса возможна при наличии комплексной программы, в основу проектирования которой могут быть положены важней­шие этапы (начальный, основной, заключительный) профессио­нального обучения и воспитания обучающихся.

Задачи начального этапа профессионального воспитания:

– приспособление первокурсников к условиям и содержанию образовательного процесса, месту и роли в общей структуре этого процесса;

– усвоение организационных норм и традиций;

– включение в систему межличностных связей и отношений;

– формирование и развитие умений самостоятельной органи­зации учебно-познавательной деятельности.

Решение этих задач предполагает использование следующих средств и способов психологического сопровождения начального этапа профессионального воспитания студентов:

– диагностика готовности к учебно-познанательной деятель­ности, мотивов учения, ценностных ориентации, социально-пси­хологических и профессиональных установок, интересов, пред­почтений личности;

– помощь в развитии учебных умений и овладение техникой саморегуляции, разработке прект-прогнозов развития професси­онально-личностного потенциала студентов;

– психологическая поддержка первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении гармоничных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;

– консультирование первокурсников, испытывающих затруд­нения и проблемы в профессиональном самоопределении;

– содействие в профессиональном самоопределении, выбор новых средств усиления положительной мотивации к будущей профессии;

– ориентация учащихся на сотрудничество, включение их в паритетный диалог.

Важные критерии успешного прохождения данного этапа — адаптация учащихся к учебно-воспитательному процессу, лично­стное самоопределение, выработка нового стиля жизнедеятельно-


сти, сформированная установка на самопознание, самоанализ и саморазвитие.

Основной этап обучения учащихся в образовательном учреж­дении характеризует выполнение преимущественно учебно-иссле­довательской деятельности, ориентированной на развитие общих и специальных способностей, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое профессиональное становле­ние и самостоятельности.

К средствам сопровождения можно отнести развивающую ди­агностику, психологическое и педагогическое консультирование, тренинг самопознания, разработку педагогических ситуаций, пред­полагающих нравственный или свободный выбор при столкнове­нии мнений, интересов, желаний.

Прогнозируемый воспитательный результат основного этапа — практические умения анализировать социальную реальность, ус­пешно осуществлять социальные коммуникации, действовать в соответствии с общепринятыми нормами, требованиями и прави­лами, активная жизненная позиция, осознание индивидуальной ценности собственного Я, ответственность, проявляемая в само­организации и самоуправлении учебной деятельности.

Приоритетные воспитательные задачи завершающего этапа профессионального образования учащихся — развитие устойчи­вой системы профессиональных и жизненных ценностей, моти­вов, выработка четкой индивидуальной профессиональной пози­ции, готовность к самостоятельной профессиональной деятель­ности; овладение новыми социальными ролями; совершенствова­ние компонентов профессиональной культуры, расширение сфе­ры профессионального сознания.

Психологическое сопровождение сводится к заключительной диагностике профессиональных способностей, помощи в нахож­дении собственной профессиональной ниши, личностных смыс­лов будущей жизнедеятельности и консультированию по вопро­сам семейных отношений, содействии в трудоустройстве.

Наиболее важные критерии данного этапа — профессиональ­ная идентичность, профессиональная компетентность, т.е. со­ответствие ценностей, знаний, личных способностей и умений специалиста его профессиональным должностным обязанно­стям и правам. Значимым результатом выступает сформирован-ность ключевых компетенции будущего специалиста: способность к преодолению субъективных и объективных трудностей, готов­ность принять ответственность за свою профессиональную ка­рьеру.

Таким образом, психологическое сопровождение — одно из главных условий успешности личностно-ориентированного со­циально-профессионального воспитания обучающихся в учебном заведении.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.