Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно ориентированное социально-профессиональное воспитание






Необходимость разработки новой парадигмы воспитания мо­лодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспечен­ной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, целью провозглашается развитие и саморазвитие личности, утверждается демократизация профессионально-обра­зовательного процесса.

Несостоятельность возвращения к прежней системе воспита­ния учащейся молодежи очевидна. И вместе с тем следует учиты­вать огромный положительный опыт, накопленный за годы со­ветской власти в учебных заведениях.

При разработке новой парадигмы воспитания важно опреде­лить ключевые понятия. В «Педагогической энциклопедии» (1964) приводится следующее определение: «Воспитание — процесс це­ленаправленного формирования личности. В условиях социализ­ма воспитание имеет целью формирование коммунистического сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подго­товку активных и сознательных строителей коммунизма»1. В этом определении четко прослеживаются идеологическая заданность, подчиненность воспитания задаче формирования строителей ком­мунизма. Воспитание трактовалось достаточно широко и включа­ло в себя также образование и обучение. При этом образование сводилось к обучению.

Психологи понимают под воспитанием формирование поня­тий, принципов, качеств личности: «Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и по­ведение человека с целью формирования определенных устано­вок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечива­ющих необходимые условия для его развития, подготовки к об­щественной жизни и производственному труду»2. Из приведенно-

1 Педагогическая энциклопедия. — М., 1964. — С. 384.

2 Психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. —
М., 1990.


го определения также следует, что воспитание — по принципу «силового воздействия» — условие развития человека.

Согласно приведенным определениям, образование и воспита­ние трактуются как противоположные понятия, психологи имп­лицитно сводят воспитание к развитию личности. Учитывая про­тиворечивость толкования понятия «воспитание», примем в каче­стве исходного положения, что воспитание — это часть образова­ния, направленная на становление личности. Под становлением мы понимаем «формообразование» личности, адекватной запро­сам общества и потребностям человека в развитии и реализации себя.

Основными компонентами воспитания в нашей стране тради­ционно считались: идеологическое (коммунистическое), нравствен­но-эстетическое и физическое. Такая дифференциация направле­ний воспитания оправдана положительным опытом прошлого. Разве только идеологическое воспитание, понимаемое как ком­мунистическое, может вызвать протест. Однако без формирова­ния ценностей данного общества, чувства преданности стране, чувства патриотизма, гражданского долга воспитания нет. Назо­вем такое воспитание гражданским.

В условиях перехода от стабильного общества к динамическо­му, изменяющемуся чрезвычайно актуальным становится социаль­но-правовое воспитание. Потребность в нем обусловлена также профилактикой девиантного поведения.

В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведе­ния и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и сле­дование им составляют содержание конвенционально-нормативно­го воспитания.

И наконец, важный раздел всей воспитательной работы про­фессионального учебного заведения — профессиональное воспита­ние будущего специалиста.

В настоящее время на смену когнитивно ориентированному образованию приходит личностно ориентированное. Соответствен­но, и воспитанию как части образования следует стать личностно ориентированным. В профессиональном учебном заведении об­разование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приоб­ретают социальное становление личности, активное усвоение со­циальных норм поведения взрослого человека — гражданина сво­ей страны.

Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно ориентированным и социально-профессиональным. Кон­ституирующие основы данного типа воспитания — учебно-позна­вательная деятельность, профессия и социальная практика. Вос­питание призвано обеспечивать социально-профессиональное ста-


новление личности, актуализировать индивидуально-психологи­ческий потенциал, удовлетворить потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Цели воспитания — развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально-профессиональ­ных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также пол­ноценное участие в профессиональной жизни.

Задачи личностно ориентированного социально-профессионально­го воспитания:

– адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде;

– создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодежи;

– обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;

– оказание помощи учащимся в социальном и профессиональ­ном самоопределении;

– развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности;

– содействие нахождению своего места в профессиональном мире по завершении образования, формирование профессиональ­ной мобильности и конкурентоспособности выпускников;

– формирование профессионально-этических норм поведения;

– освоение личностью объективной системы социальных ро­лей;

– становление профессиональной культуры будущего специа­листа.

Основные принципы воспитания:

– признание приоритета личности, ее жизненного опыта и са­моценности;

– гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессио­нально-образовательного процесса;

– принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.

Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л.Рубинштейн, самодеятельность. «Итак, субъект в сво­их деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется — он в них созидается и определя­ется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и форми­ровать его самого»1. Исходя из этого актуальным становится раз­витие различных форм ученического и студенческого самоуправле­ния.

1 Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. психоло­гии. — 1986. — № 4. — С. 106.


Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведе­ние, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать данное концептуальное поло­жение?

Исходным документом служит профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личнос­ти будущего специалиста, раскрывающие ее динамические про­цессуально-содержательные характеристики. Профессиограмма включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, харак­теристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные каче­ства. Будучи модельным отражением профессионального будуще­го учащегося, она помогает управлять социально-профессиональ­ным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образовательный процесс, планировать и осу­ществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания.

Структура программы:

1) цели и задачи профессионального воспитания;

2) основные направления воспитания: – социально-профессиональное; – функционально-профессиональное; – специально ориентированное;

 

3) краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения;

4) воспитательные функции каждого цикла учебных дисцип­лин;

5) личностно ориентированные технологии профессионально­го воспитания;

6) мониторинг профессионального развития;

7) коррекция профессионального становления.

Представляется оправданным введение в учебные планы обра­зовательных учреждений специального личностнообразующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспита­ние обучаемых, будет способствовать их социально-профессио­нальному самоопределению, самоорганизации, самовоспитанию и самореализации.

Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспита­ния — образовательно-профессиональный процесс. Содержание образования и технологии обучения должны быть личностно ори­ентированы. Важное значение придается профессиональной по­зиции, социально-психологической компетентности педагогов, уровню выраженности у них профессионально важных качеств и


черт, которые обусловливают авторитет личности, ибо воспита­ние прекращается с утратой авторитета педагога.

В качестве вывода приведем основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов.

 

Профессиограмма Цели и задачи воспитания Социально и профессионально важные качества и формы поведения специалиста Социальное и профессиональное самоопределение
Средства профес­сионального вос­питания Мотивирующие и личностно ориентированные дисциплины Развивающие технологии обучения Социокультурные технологии воспитания Личностно ориентированная учебно-профессио­нальная среда
Оценка результа­тивности воспи­тания Мониторинг профессионального развития Развитие аутокомпетентности
Коррекция про­фессионального становления Психолого-педагогический консилиум Психотехнологии коррекции акцентуаций и оказания помощи в самореализации личности

Важная составляющая любой социально значимой деятельнос­ти — оценка ее эффективности. При разработке оценочной сис­темы действенности воспитательной работы мы руководствова­лись следующими требованиями:

– оценка не может зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т.е. должна быть объективной;

– оценка обеспечивает прогноз социально-профессионально­го становления личности;

– критерии оценивания и процесс диагностики понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.

В основу разработки системы оценки действенности воспита­тельного процесса положена профессиограмма молодого специа­листа. В ней выделены подструктуры, которые определяют уров­ни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявля­ются в режиме софункционирования.

Основываясь на перечисленных подходах, мы выделили следу­ющие критерии оценки воспитательной работы:

– деятельностная подструктура: учебно-познавательная моти­вация, удовлетворенность учебой, организация учебно-простран­ственной среды, возможности для самореализации в учебно-на­учной работе;


– профессионально ориентированная подструктура: професси­ональная мотивация, профессиональная идентификация, перспек­тивы трудоустройства, супервизорство выпускников;

– социально ориентированная подструктура: соблюдение кон­венциональных норм поведения и нравственно-этических норм, информированность о деятельности учебного заведения, социаль­но-правовая защищенность, психологический климат в группе, социальная справедливость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.