Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взрослость






Взрослость — наиболее длительный период становления лич­ности в онтогенезе: с 18 до 60 лет. В границах этого возраста выделяют период ранней взрослости (18—23 года), включающий лишь одну стадию — юность, и период взрослости (24—60 лет), куда входят молодость (24—27 лет) и зрелость (28—60 лет). В зрелом возрасте наблюдаются три нормативных кризиса про­фессионального становления личности: в 30—33 года, 40—45 лет и 50—55 лет. Поэтому представляется оправданным выделить во взрослости еще три критические фазы развития. В интервалах между ними происходит накопление противоречий между потреб-ностно-мотивационной и операционально-технической сферами жизнедеятельности, которые предстают в явном виде во время кризисов.

Возрастные границы стадий взрослости весьма нечетки, они определяются социально-экономическими условиями, траектори­ями индивидуальной жизни, особенностями психофизиологичес­кого развития и др. Совсем недавно ранняя юность завершалась в 16—17 лет, после окончания средней общеобразовательной шко­лы. В связи с введением в нашей стране 11-летнего школьного образования верхняя граница этой стадии поднимется. В настоя­щее время обсуждается вопрос об увеличении пенсионного возра­ста, что также поднимает верхнюю границу взрослости. Рассмот­рим социально-профессиональные особенности основных стадий


взрослости сквозь призму непрерывного образования и повыше­ния квалификации. Сопровождение профессионального станов­ления личности непрерывным образованием способствует про­фессиональному росту специалистов, повышению их квалифика­ции, конкурентоспособности, развитию карьеры и профессиональ­ному самоопределению на разных стадиях.

Юность (18—23 года). Это важный этап социально-професси­онального становления личности, когда наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность — начало взрослости. Общество признает социальную зрелость мо­лодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальней­шее становление, предоставляет ей все гражданские права, пре­дусмотренные Конституцией. Многие девушки и часть юношей вступают в брак, получают профессиональное образование или профессиональную подготовку, большинство юношей служат в армии. Это время поиска места работы и трудоустройства, освое­ния новых социально-профессиональных ролей: студента, моло­дого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. Однако в юно­сти — случаются крушения жизненных планов: не поступил в профессиональное учебное заведение; после недолгого замуже­ства распался брак; не смог трудоустроиться по полученной спе­циальности; стал безработным; из жизни ушли близкие родствен­ники.

Юность — это возраст, как огромных личностно значимых при­обретений: друзей, любимых, детей, профессии (специальности), референтных социально-профессиональных групп, собственного жилья, престижных вещей и др., так и нереализованных возмож­ностей, опустошенности, бесперспективности, разочарования, нравственной деформации. Можно констатировать, что к 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связа­но с продуктивной реализацией жизненных планов, другое — с их крушением.

В обоих случаях окончание школьного обучения и переход к новой стадии жизни: от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности. Последний выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимос­ти определить свое место в новой социально-психологической ситуации.

Идентичность обусловливает целостность личности. При пе­реживании кризиса перестраивается ее психологическая органи­зация. Переход от одной целостности к другой усиливает уязви­мость личности и одновременно стимулирует ее дальнейшее раз­витие. В психологическом плане это один из самых сложных, труд-


ных после подросткового, возраст. Однако трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми (родителями, учителя­ми), в юности проблемы приходится решать самостоятельно. Со­циально-психологическая незащищенность молодежи очевидна. Общество лишь декларирует права молодежи, но она нуждается в реальном их обеспечении, особенно в наше время. Несовершен­ство общественного строя в первую очередь испытывает на себе молодежь.

Ведущие потребности юности — социальное и профессиональ­ное самоопределение, социально-психологическая поддержка и защита, а также потребность в достижениях. Остановимся под­робнее на последней. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, это соревнование с самим собой, желание улучшить достигнутое и поставить новые цели. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуации, усло­вий, возможностей реализации себя. Естественно, нужно всячес­ки развивать потребность в достижениях, поскольку она способ­ствует личностному и профессиональному росту, побуждает к ав­торству собственного образа жизни.

Ведущей деятельностью в юности становится профессиональное образование. Исследования показали, что продолжительность про­фессионального обучения (начального, среднего и высшего) вли­яет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности переквалификации, обусловли­вает конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Полноценное осуществление ведущей деятельности способствует дальнейшему становлению личности. Но чтобы дея­тельность выполняла свою личностнообразующую функцию, она должна сама развиваться. Педагоги высшей профессиональной школы отмечают, что наиболее сложны и трудны для студентов первые годы учебы, и объясняют это адаптацией к учебно-позна­вательной деятельности: несформированностью учебных действий, слабой выраженностью учебно-профессиональных мотивов. Ска­занное верно. Однако главный фактор последующей успешной учебы — неизменные, стабильные технологии (способы, при­емы, формы и методы) обучения. Почему успеваемость на стар­ших курсах выше, чем на младших? Да потому что учебно-про­фессиональная деятельность в течение пяти лет сколько-нибудь существенно не изменяется, становится стереотипной и следо­вательно утрачивает свою развивающую, личностнообразующую функцию.

Л.С.Выготский обосновал положение о ведущей роли обуче­ния в психическом развитии. Чтобы выполнять развивающую функцию, обучение должно вызывать у обучаемого определенные затруднения. Преодоление трудностей учебы осуществляется с помощью педагогов, направляющих психическую активность обу-


чаемых. Большое значение в активизации познавательной дея­тельности имеют дидактические тексты, указания, рекомендации, задания, создание проблемных ситуаций и т.п. В максимальной степени требованиям развивающего обучения удовлетворяет лич-ностно ориентированное обучение. Поэтому стагнация психичес­кого развития студентов старших курсов может быть преодолена путем перехода на новые технологии обучения.

Те молодые люди, которые получают профессиональную под­готовку на предприятиях, в фирмах и организациях в течение ко­роткого времени (до 1 года), достигают примерно такого же уров­ня психического развития, что и их сверстники, обучающиеся в профессиональной школе в течение 3—5 лет. Конечно, профес­сиональная подготовленность выпускников профессиональных учебных заведений намного выше, но в интеллектуальной, эмо­ционально-волевой, личностной сферах существенных различий не наблюдается. Исследования Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой показали, что в этом возрасте повышается уровень внимания, па­мяти и мышления.

Основные психологические новообразования личности на дан­ной стадии становления — самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельно­сти, социально-профессиональная компетентность.

Важное психологическое новообразование этого возраста — сексуальные отношения между молодыми людьми — установление интимно-доверительных, бескорыстных отношений с человеком противоположного пола.

В юности возникает потребность в интеграции разных прояв­лений своего Я в другом человеке. В отношениях с другом чело­век проверяет свою ценность, уникальность, индивидуальность. Дружба, которая возникает в юности, проходит через всю созна­тельную жизнь и выполняет важную психотерапевтическую фун­кцию, обеспечивая своевременную психологическую поддержку и помощь, а также вносит коррективы в траектории и сценарии жизни друзей.

На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, со­мнения в правильности профессионального выбора, падает инте­рес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кри­зис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-про­фессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессиональ­ного выбора на данной стадии не доходит до критической фазы,


когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий харак­тер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального ста­новления личности.

Молодость (24—27 лет). Возраст начала самостоятельной тру­довой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К сожалению, в данном возрасте часть молодых лю­дей становятся безработными, разводятся, осваивают асоциаль­ные и противоправные формы поведения.

Особенность социальной ситуации развития определяется тем, что молодость начинается с трудоустройства. Позади учебное про­фессиональное заведение, служба в армии, поиск места работы, впереди профессиональные достижения: достойная зарплата, со­циально-профессиональное гостеприимство трудового коллекти­ва, перспективы профессионального роста и карьеры. После дол­гой учебы наконец-то можно реально осуществлять, «овеществ­лять» свой социально-профессиональный и психологический по­тенциал. Однако реальность весьма отлична от прогнозируемого, предполагаемого. В любом случае социально-профессиональные ожидания многих молодых людей, вступающих в самостоятель­ную трудовую жизнь, не оправдываются.

Противоречия между ожиданиями и реальным положением порождают кризис социально-профессиональных экспектаций. Ана­лизируя свое социально-профессиональное положение, молодой человек вынужден пересмотреть уже сложившуюся Я- концепцию, заново определить смысл жизни. Реализовав себя в юности, мо­лодой человек вновь стоит перед проблемой личностного и про­фессионального самоопределения в новых обстоятельствах жизни с учетом реальных возможностей и ограничений.

Кризис социально-профессиональных экспектаций в первую очередь возникает у той части молодежи, которая после заверше­ния профессионального образования не может найти место рабо­ты по полученной специальности или трудоустроиться. Для этих молодых специалистов актуальным становится получение допол­нительного профессионального образования.

Выпускников, трудоустроившихся по специальности, также, как правило, ожидает разочарование. Чтобы самоутвердиться на ра­бочем месте, нужно иметь профессиональный опыт, быть компе­тентным, самостоятельным и ответственным, уметь взаимодей­ствовать со специалистами разного возраста, квалификации, за­нимающими различные должности, владеть технологиями социаль­но-профессионального общения и многими другими специаль­ными умениями профессионального поведения, востребованного на конкретном предприятии, в организации, фирме.


Преодоление кризиса социально-профессиональных экспекта-ций требует от личности актуализации своей социально-профес­сиональной компетентности и мобилизации эмоционально-воле­вой сферы. Как правило, профессиональная адаптация происхо­дит стихийно, и ее успешность зависит от позиции, активности самого молодого специалиста, от уровня его профессиональной подготовленности и мобильности. Очевидно, нужны специально ориентированные курсы профессиональной адаптации молодых специалистов, на которых они осваивали бы новые технологии социально-профессионального поведения, получали программы и учебную литературу по профессиональному самообразованию и выработке профессионального опыта.

Ведущей на стадии профессиональной адаптации, становится нормативно одобряемая деятельность, т.е. такая, способы осуще­ствления которой уже сложились, отражены в должностных инст­рукциях, квалификационных характеристиках и технологической документации. При отсутствии профессионального опыта она выполняет развивающую, личностнообразующую функцию. Ос­воение этой деятельности и связанного с ней социально-профес­сионального поведения1 приводит к развитию следующих психо­логических новообразований: профессиональной социализации, про­фессионального опыта, профессионально важных качеств, професси­ональной идентичности.

Развитие психических процессов определяется характером про­фессиональной деятельности. В.Д.Шадриков, специально иссле­дуя становление способностей в профессиональной деятельнос­ти, обсновал зависимость психологического развития человека от содержания выполняемых трудовых действий. При их выполне­нии у специалиста развиваются профессионально важные каче­ства. Но эти качества можно также формировать путем специаль­но организованного обучения, используя личностно ориентиро­ванные технологии. Как пример рассмотрим такое качество, как координация действий при работе с механизмами. Многократное выполнение постепенно вырабатывает способы действия, но им можно научиться также на тренажерах, используя ПЭВМ, под руководством инструкторов-технологов профессионального обу­чения.

Стадия профессиональной адаптации завершается после осво­ения технологии выполнения профессиональной деятельности и приобретения необходимых для профессионального поведения качеств личности. Становление специалиста состоялось. Теперь

1 Социально-профессиональное поведение определяется организационной структурой предприятия, ролевыми, должностными и квалификационными нор­мами и требованиями, а также профессиональной этикой (подробнее см.: Ньюс-тром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб., 2000).


он может качественно и производительно работать. Как долго? Дальнейший профессиональный рост происходит в рамках той же специальности. Главный результат — формирование профес­сионального опыта.

По истечении 3—5 лет выполнения пусть сложной и интел­лектуально насыщенной трудовой деятельности у специалиста на­чинает развиваться неудовлетворенность своей профессиональной жизнью: статусом (квалификационным разрядом, категорией), должностью, обязанностями, взаимоотношениями с коллегами, руководителями. Специалист постепенно погружается в кризис социально-профессионального роста.

Зрелость (28—60 лет). Наступает самый длительный период жизни, возраст реализации себя во всех видах жизнедеятельнос­ти: личной и семейной жизни, социально-профессиональной де­ятельности и сфере досуга. До 2527 лет факторами становле­ния личности являются присвоение разнообразных знаний, уме­ний, опыта, освоение многоплановых видов деятельности, при­обретение социально полезных и личностно значимых вещей, присоединение к психологически близким людям и другие фор­мы удовлетворения потребности приобретения. После 27 лет ве­дущим фактором дальнейшего развития личности становится созидание. Как заметил А.Н.Леонтьев, личность не может разви­ваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предпо­лагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.

Социальная ситуация развития в возрасте 2833 лет неодноз­начна. Прежде всего наблюдаются существенные различия в жиз­недеятельности женщин и мужчин. Для женщин эмоциональное благополучие семьи, воспитание детей имеют большую значимость, чем для мужчин. Мужчины в значительной степени сориентиро­ваны на профессиональные деятельность, достижения и карьеру. Физиологическое развитие женщин и мужчин также сильно раз­личается.

В данном возрасте существенно повышается значение эконо­мических условий жизни. Родители, как правило, уже перестают материально поддерживать молодые семьи. Важную роль отво­дится материальному благополучию (наличие собственного жи­лья, удовлетворительная зарплата, обеспечивающая достойную жизнь семье и позволяющая дать всестороннее образование де­тям).

Важное значение приобретает социально-профессиональный статус молодых людей: место работы, должность, квалификация, обогащающие социально-психологическое пространство жизни.

Ведущей деятельностью для одних женщин становится семей-но-бытовая, для других — профессиональная. Правильнее гово­рить об относительном преобладании одного из этих видов дея-


тельности, которое обусловлено личностным отношением к ним женщин-матерей и бездетных женщин. Для мужчин за редким исключением ведущей деятельностью остается профессиональная. При ее выполнении возникает противоречие между потребностя­ми в совершенствовании деятельности и нормативными операци­онально-техническими способами ее осуществления. Это проти­воречие частично разрешается путем выработки индивидуального стиля деятельности, внесения в нее элементов новаторства и ра­ционализаторства. Если характер профессиональной деятельнос­ти не предоставляет специалисту таких возможностей, то ему ос­тается либо постепенно профессионально успокоиться и стагни-ровать, либо менять место работы и должность. Наиболее про­дуктивный выход из состояния профессионального равновесия, стагнации — дополнительное профессиональное образование, на­правленное на расширение социально-профессионального про­странства личности, предоставляющее ей возможность реализо-вывать себя в иной области деятельности, на новом рабочем ме­сте, в другой специальности или профессии. Обеспечение до­полнительного профессионального образования позволит спе­циалисту самоопределиться в новой социально-профессиональ­ной ситуации.

Психическое развитие специалистов в этом возрасте опреде­ляется содержанием профессионального труда. В целом возрас­тает значение психологического фактора во всех видах труда, и это положительно сказывается на дальнейшем развитии психи­ческих процессов. Вместе с тем следует отметить, что в различ­ные периоды жизни человека наблюдается неравномерное раз­витие его психических функций. В рассматриваемом возрасте внимание, память и мышление определяют общее интеллекту­альное развитие, постепенный рост творческой активности. Не­обходимо также учитывать, что до 33 лет продолжается станов­ление функциональной основы интеллекта человека, что приво­дит к росту интеллектуальной активности и продуктивности в рамках уже сложившейся профессиональной деятельности. Важ­ное условие профессионального и интеллектуального развития человека — постоянное повышение квалификации и последиплом­ное образование.

Основными психологическими новообразованиями 28—33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятель­ность, социальная ответственность, профессионально обусловлен­ные черты характера. Это так называемые позитивные приобре­тения, определяемые местом данного возраста в онтогенезе че­ловека. Но в данном возрасте у части молодых людей под влия­нием социально-профессиональных условий и социальной пас­сивности развиваются социально и профессионально нежелатель­ные качества. К ним относятся социально-профессиональный


инфантилизм, социальный негативизм, профессиональная ле­ность, консерватизм. Наблюдается также профессиональная стаг­нация.

К концу этого возраста многие молодые люди остро пере­живают очередной кризис, женщины — в 28—30 лет, в среднем на три года раньше, чем мужчины. Совпадение по времени кри­зиса у супругов приводит к сложному периоду в семейных отно­шениях. Демографы отмечают в это время пик разводов. Соци­альные психологи, анализируя причины эмоционально-психо­логической нестабильности и распада семей молодых людей, видят их в некотором снижении сексуального влечения супругов друг к другу. Подросшие дети позволяют женщине почувство­вать прилив физиологических сил, она снова хочет быть люби­мой. Подтверждением того, что она состоялась как женщина, служит не только внимание к ней мужа, коллег, но и материаль­ное благополучие и, конечно, профессионально состоявшийся муж или любовник.

В ситуации кризиса обостряется отношение женщины к карь­ере. Чувствуя естественный прилив сил и не будучи удовлетво­ренной семейными отношениями, женщина предпринимает по­пытку (и не всегда безуспешную) изменить свое социальное по­ложение за счет профессионального роста, карьеры. Для женщин-матерей актуальным становится получение дополнительного (ре­абилитационного) профессионального образования. Ведь 3—5 лет ушло на воспитание малолетних детей. Общество должно помочь женщинам профессионально восстановиться, а в случаях профес­сиональной переориентации — получить новую специальность или профессию.

Кризис в жизни мужчин возникает вследствие осознанного или неосознанного чувства социально-профессиональной несостоятель­ности. Большинство мужчин сориентированы на профессиональ­ные достижения, карьеру. Но многие из них реально не могут получить подтверждение того, что они состоялись. Данное состо­яние называют кризисом «возраста Иисуса Христа», так как к 33 годам он создал учение, заложил основы христианской религии, т.е. состоялся. Примерно три четверти всех мужчин должны до­вольствоваться рядовой должностью: квалифицированного спе­циалиста, рабочего, техника, учителя, инженера, клерка и др. Социальные стереотипы и ожидания обусловливают потребность в реальном подтверждении социально-профессиональной состоя­тельности: начальственной должности, ученой степени, воинском звании. Социально-престижная стратификация профессиональ­ного статуса мужчин не совпадает с жизненным планом, который сформировался в юности.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, молодой человек попадает в психологические ловушки собствен-


ных несбывшихся надежд и неоправданных мечтаний. Молодые мужчины начинают искать подтверждение своей состоятельно­сти, значимости в общении с молодыми, часто незамужними жен­щинами. Эмоционально-психологическая «дотация» со стороны свободных женщин приводит к нарушению супружеских уз, пси­хологическому охлаждению, а иногда и к распаду семьи.

Эмоционально-тягостное переживание своей профессиональ­ной несостоятельности усиливается тем, что отдельные сверстни­ки состоялись, достигли начальственных кресел, или разбогатели. Супруги усугубляют эмоциональную нестабильность упреками в профессиональной недееспособности.

Продуктивные выходы из кризиса:

– ревизия и коррекция Я -концепции (не обязательно иметь высокую должность, ведь можно быть просто очень квалифици­рованным специалистом, хорошим семьянином, верным другом, полезным членом общества);

– получение дополнительного образования, существенное по­вышение квалификации, переход на новую должность, смена ме­ста работы, резкое повышение социально-профессиональной ак­тивности;

– нахождение смысла жизни за пределами профессии (соци­ально-бытовое творчество, хобби, садоводство, театр и др.).

Возможные деструктивные тенденции:

– нарушение супружеской верности и распад семьи;

– злоупотребление алкоголем, азартными играми, пустым вре­мяпрепровождением и т.п.

Выход молодых людей из кризисного состояния означает вступ­ление в новую пору зрелости — фазу самореализации.

Следующая ступень зрелости — 3442 года — период относи­тельно спокойной жизнедеятельности. Женщины и мужчины при­миряются с социально-профессиональными условиями и семей­ными отношениями. Многие работники становятся профессио­налами, самоопределяются в профессиональном сообществе, дос­тигают вершин профессионализма и пика творческих успехов. Сохраняется прежний уровень психического развития. Б.Г.Ана­ньев показал, что уровень интеллектуальных способностей чело­века зависит от двух факторов: внутреннего — одаренности и внеш­него — образования. Поэтому постоянное повышение квалифи­кации, дополнительное профессиональное образование и само­образование — важные условия дальнейшего развития специали­ста, становления его профессионализма, достижения им вершин мастерства.

Выработанные ранее индивидуальный стиль деятельности и стиль жизни позволяют эффективно решать социально-профес­сиональные проблемы одного из самых продуктивных периодов жизни. К важным новообразованиям возраста относится про-


фессиональная позиция. В это же время появляется желание пе­редать молодежи свой опыт, оказать влияние на социально-по­литическую ситуацию в регионе, стране. Чрезмерное увлечение политикой во многом определяется генеративными тенденция­ми. Социально значимые устремления — следствие развития субъектности личности. В позитивных изменениях, которые лич­ность вносит (или могла бы внести) в общественно-политичес­кую и социально-профессиональную жизнь, она узнает себя. Субъектность личности как психологическое новообразование становится фактором ее дальнейшего самоизменения и самораз­вития. Осознавая свои достижения, человек чувствует себя со­циально и профессионально уверенным, энергичным, дееспо­собным. В данном возрасте имеются все условия для осуществ­ления своего профессионально-психологического потенциала, и большинство людей реализует его в эти 12—15 лет продуктив­ной жизни.

Социально-психологическое равновесие к 4042 годам начи­нает нарушаться. Возникают проблемы в семейных отношениях, во взаимоотношениях с коллегами, друзьями. Явственно осозна­ется несовпадение Я -реального и Я -идеального, постепенно на­растает психическая напряженность, появляются тоскливость, раздражительность, уныние, потеря интереса к жизни, професси­ональная усталость. Все это признаки наступления кризиса сере­дины жизни, который получил в психологической литературе та­кие названия, как кризис идентичности, бесперспективности, опу­стошенности.

Каковы же причины этого кризиса? Их много, но в индивиду­альной жизни женщин и мужчин они проявляются по-разному. Общими можно считать физиологические изменения. Организм слабеет, во внешности отчетливо просматриваются следы прибли­жающейся старости. Наступает период подведения итогов, чело­век вдруг начинает осознавать, что лучшие годы позади. Работос­пособность уже не та, а ведь многое из задуманного в юности еще не достигнуто. Все чаще помещает мысль, что жизнь прожита зря и не так, как хотелось.

Женщины в большей степени озабочены приближающейся ста­ростью и, как следствием, снижением сексуальной привлекатель­ности. Переживание неизбежного старения делает женщину уяз­вимой к внешним признакам уходящей молодости, отсюда стрем­ление походить на молодежь не только внешне, но и за счет осо­бых форм поведения, неадекватных возрасту. Сужается социаль­ное и психологическое пространство жизни, уходят из семьи дети, а в отдельных случаях и мужья. Перспектив социально-професси­онального роста становится все меньше. Тоска по безвозвратно ушедшей молодости усугубляется осознанием того, что много сил и энергии было отдано семье, а вот семейного счастья и благопо-


лучия, похоже, нет. Надо было больше внимания уделять себе, своей внешности, удовлетворению своей потребности быть жен­щиной.

Мужчины в большей степени озабочены своими социально-профессиональными достижениями, средствами материального благополучия и формами престижного общения. Отсутствие пе­речисленного обостряет потребность быть мужчиной. Для многих ее удовлетворение связано с дополнительными усилиями, сверх­нормативной социальной и профессиональной активностью, са­моактуализацией, однако есть резервный вариант, доступный и привлекательный, — утвердиться в глазах другой женщины, как правило намного моложе, и получить подтверждение того, что ты еще настоящий мужчина. И конечно, находится спасательный социально приемлемый вариант — внесение в структуру жизнеде­ятельности новых форм самоутверждения и реализации себя во внепрофессиональной жизни.

Однако главное — найти в себе социально-психологическое мужество, трезво проанализировать возможности дальнейшего развития, продуктивного становления на основе самоактуализа­ции своего профессионально-психологического потенциала.

Особенности социальной ситуации развития в 4560 лет обус­ловлены следующими моментами:

– постепенное физическое старение, ослабление психофизио­логических и психических функций (внимание, память, мышле­ние), снижение сексуальных потенций;

– изменение жизненного пространства за счет появления но­вых родственников и постепенного ухода из жизни приятелей, подруг, коллег, близких знакомых;

– сужение перспектив профессионального продвижения, ка­рьеры.

Эти изменения вносят в жизнь женщин и мужчин чувство не­уверенности в себе, которое может стать разрушительным в про­фессиях группы «человек—человек», так как отрицательно ска­зывается на эффективности социально-профессионального взаи­модействия.

Достигнув вершин в своем социальном и профессиональном развитии, личность вдруг явственно начинает ощущать прибли­жение старости. Осмысление и переживание этих моментов па­дает на 50—55 лет. Но человек активно сопротивляется нежела­тельным изменениям, демонстрируя подчас завидное упорство. Главное в преодолении деструктивных тенденций развития — мобилизация внутренних психических сил, здоровый образ жиз­ни, повышение работоспособности. Важно, чтобы человек осоз­навал свою личную ответственность за достойную жизнь. Обра­щение к культуре достоинства, овладение эффективными спо­собами экономной организации жизнедеятельности помогут ему


преодолеть очередной кризис утраты профессиональной деятель­ности.

Кризисное состояние усугубляется психологическими ловуш­ками, возникающими после 50 лет:

– «психологическая импотенция»;

– профессиональные деформации;

– консервирование прежних отношений и способов жизнеде­ятельности;

– потеря чувства профессиональной идентификации.

Перечисленные деструктивные тенденции разрушают сложив­шуюся Я- концепцию, порождают тревожность и потерянность. К концу стадии зрелости и женщины, и мужчины должны переос­мыслить свое место в социально-профессиональном пространстве, обусловленное прекращением активной роли в жизни общества.

Компенсаторным психологическим новообразованием в этом возрасте становится уверенность в себе, или самопринятие, под­держивающая чувство собственного достоинства и социальной ценности человека.

Преодолеть чувства неуверенности и социально-профессио­нальной неполноценности помогает подчеркивание авторитета на производстве, да и в семье тоже. Психотерапевтическое вли­яние такого признания сказывается на усилении социально-про­фессиональной активности, повышении самооценки и самоува­жения.

В это время возрастает интерес женщин к религии, обществен­ной деятельности в сугубо женских организациях, посещению выставок, театров, концертов. Мужчины обнаруживают повышен­ный интерес к проблемам практической философии, поиска смысла жизни, социально-политической жизни страны. Актуальными для мужчин остаются достижения и признание в профессиональной жизни.

Преодоление кризиса 50—55 лет предполагает ревизию Я -кон­цепции, нахождение новых смыслов жизнедеятельности, коррек­цию самосознания, усиление духовности и нравственности. И конечно, люди в этом возрасте нуждаются в психологической под­держке и помощи. Одной из форм такой поддержки может стать социально-психологическое образование, цель которого — разви­тие культуры достойной жизни, овладение навыками личной ги­гиены, самообслуживания и домоводства. Главное — своевремен­но начать формировать психологическую готовность ко встрече со старостью. Ведь люди живут еще 20—30 лет. И прожить эти годы надо достойно.

Обобщенная профессионально обусловленная психологическая характеристика взрослости приведена в табл. 16.

Строки


Таблица 16 Становление личности во взрослости

 

 

Психологические характеристики Стадии становления
Юность (18 — 23 года) Молодость (24 — 27 лет) Зрелость (28 — 60 лет)
Основные потребности Потребность в социальном и профессиональном само­определении Потребность в саморазвитии, социальном и профессио­нальном росте и развитии карьеры Потребность в самообразовании, самореализации и самоосущест­влении в профессии
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная деятельность, профессио­нальная подготовка и норма­тивно одобряемая профес­сиональная деятельность Нормативно одобряемая профессиональная деятель­ность Нормативно одобряемая индиви­дуальная и творческая профес­сиональная деятельность
Кризисы становления Кризис профессиональных экспектаций Кризис профессионального роста Кризис нереализованных социаль­но-профессиональных возмож­ностей (33 — 35, 42 — 45 лет)
Основные психологиче­ские новообра­зования Социально-профессиональ­ная активность, обобщенные способы познавательной и профессиональной дея­тельности. Система профес­сиональных знаний, умений и навыков, социально-про­фессиональная компетент­ность, универсальные ком­петенции Социально-профессиональ­ная самостоятельность, субъектность, профессио­нальный опыт, профессио­нально важные качества, профессиональная квалифи­кация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлек­сия, социально-профессио­нальные компетенции Профессиональная позиция, сверхнормативная профессио­нальная активность, социально-личностные и общекультурные компетенции, метапрофессио-нальные качества, профессио­нально обусловленные черты характера, социально-профес­сиональная самоактуализация, профессиональные деформации личности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.