Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольное детство






Дошкольное детство включает следующие с т а д и и с т а н о в-л е н и я: новорожденность (до 2 месяцев), младенчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и дошкольный возраст (до 7 лет).

Младенчество (до 1 года). Ведущая деятельность ребенка этого возраста — эмоционально-телесное общение со взрослым (матерью). Наблюдения психологов показывают, что для полноценного пси­хического развития ребенка необходим эмоционально-телесный контакт со взрослым. Дефицит общения отрицательно сказывает­ся на эмоциональном и интеллектуальном развитии младенца. При общении со взрослыми у младенца развивается восприятие, по­степенно вырабатывается моторика. На основе восприятия и дей­ствий развиваются простейшие формы наглядно-действенного мышления. К концу первого года жизни ребенок начинает актив­но овладевать речью, уже произносит 10—20 слов. Завершается этот этап становления кризисом, отражающим переломный мо­мент в развитии и выражающимся в всплеске самостоятельности, появлении аффективных реакций. Аффективные вспышки воз­никают, когда взрослые начинают ограничивать активность ре­бенка, не понимают его и не выполняют то, что он хочет. Острые эмоциональные реакции выражаются в том, что ребенок стано­вится капризным: пронзительно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т.п.


Раннее детство (1—3 года). Кризис первого года символизиру­ет переход к новому этапу — раннему детству. Ребенок вступает в новую эпоху жизни — активного освоения окружающего простран­ства и предметного мира. У него интенсивно развивается речь, психические функции: восприятие, память, мышление, внимание.

В раннем детстве ведущей деятельностью становится предмет-но-манипулятивная. Ребенок учится пользоваться окружающими бытовыми предметами, манипулирует игрушками. Все это спо­собствует развитию сенсорно-моторной сферы, что положительно сказывается на формировании в дальнейшем трудовых умений и навыков. Предметно-манипулятивная деятельность обогащает психику и тем самым благоприятствует развитию наглядно-дей­ственного мышления, «сенсомоторного интеллекта» (Ж.Пиаже).

В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы со­трудничества, побуждающие к совместным действиям при освое­нии окружающих бытовых предметов и модульных элементов иг­рушек. Эмоциональное общение по-прежнему очень важно.

Развитие эмоционально-потребностной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Вначале ребенок на­чинает узнавать себя в зеркале, на фотографии, затем называть себя по имени и, наконец, к трем годам он делает величайшее открытие в своей жизни — осознание своего Я. Открытие Я при­водит к появлению первичной самооценки («я хороший», «я мо­лодец»).

Дошкольный возраст (3—7 лет). Возникновение самооценки означает начало нового этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет — одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отношений со взрос­лыми, возрастание самостоятельности ребенка. Кризис выража­ется в негативизме, упрямстве, строптивости, протесте — бунте, деспотизме, ревности и т.п. Все перечисленные виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение ко взрослым и самому себе.

Социальная ситуация развития ребенка после трех лет харак­теризуется новыми отношениями. Это связано с повышением зна­чимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивной деятельности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок научился ма­нипулировать с разными предметами и теперь может пользовать­ся ими самостоятельно. Постепенно он переходит к разным ви­дам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по прави­лам. В играх воспроизводятся роли и отношения взрослых, ими­тируется предметная деятельность.

Способность к символическому замещению в процессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. — развивает образное мышление


детей, подготавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распростра­нение в настоящее время игрушек — точных копий реальных ве­щей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрез­вычайно важной для этого возраста психической функции — во­ображения.

Игры дошкольников преимущественно ролевые. В сюжетно-ролевых играх осваиваются широко распространенные социаль­но-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, лет­чика, солдата, шофера и др., что способствует формированию пер­воначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ролям — начало профессиональ­ного самоопределения. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентиро­ванные отношения. Можно констатировать, что в сюжетно-роле-вой игре возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем повлияет на профессиональ­ный выбор. Потенциальные возможности дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследования. Анализ психобиографий педагогических работни­ков показывает, что игры в дошкольном детстве во многом опре­делили их профессиональный выбор.

Игра способствует усвоению норм и правил поведения, разви­вает произвольность психических процессов, помогает обучению и полноценному общению детей друг с другом. Основная линия психического развития — переход от наглядно-действенного мыш­ления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентатив­ному интеллекту» (мышлению в представлениях), согласно тер­минологии Ж.Пиаже.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как девочку или мальчика. Большое значение в обо­гащении его самосознания принадлежит играм, которые приоб­ретают профессионально-ролевой характер.

В дошкольном детстве ребенок переживает несколько возраст­ных кризисов: кризисы новорожденности, первого года, трех лет и семи лет. Для профессионального становления личности важен кризис трех лет, означающий переход от предметно-манипуля-тивной деятельности к игре, от операционально-предметной сфе­ры к смыслообразующим отношениям.

Кризис семи лет свидетельствует о переходе к нормативным учебным действиям со знаками и о готовности к обучению в шко­ле. Таким образом, дошкольное детство завершается при возник­новении у детей психологической готовности к школьному обуче­нию. Психологическая готовность определяется достаточно высо­ким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности психических процессов.


Обобщенная характеристика становления личности в дошколь­ном детстве приведена в табл. 13.

Т а б л и ц а 13






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.