Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация взрослости






Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Данная проблема имеет несколько со­ставляющих: существует неоднозначность понимания процессов развития по окончанию детства — непрерывно или стадиально оно осуществляется, плавные переходы или революционные из­менения между стадиями, каково соотношение индивидуального и общевозрастного в развитии взрослого человека? Большинство авторов отмечают, что во взрослом периоде по сравнению с дет­ством усиливается гетерохронность развития всех психических функций человека. Значительную роль в качестве источника раз­вития личности взрослого человека исследователи отводят инди­видуально-личностным, субъектным особенностям. Вопросы воз­раста остаются актуальными и неоднозначными в психологии. Категории возраста и развития зачастую отождествляются в пси­хологии, хотя представление о том, что возраст — не источник, а

1 Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость».


форма развития (И.С.Кон, 1988; В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995; В.В.Бочаров, 2001) представляется нам наиболее адекват­ным. Возраст — многомерное понятие, ключевая категория для наук, изучающих развитие человека. Границы возраста и его осо­бенности достаточно условны, исторически случайны, не имеют самостоятельного значения. Возраст человека, по мнению Б.Г.А­наньева, — конвергенция биологического, исторического, психо­логического времени. Принято различать: паспортный возраст, биологический возраст; социальный возраст; психологический возраст и др. (И.С.Кон, 1988; В.В.Бочаров, 2001; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984). Паспортный возраст определяется букваль­ным количеством прожитых лет. Биологический возраст отражает состояние и функционирование организма, социальный возраст связан с уровнем соответствующего развития индивида, психоло­гический возраст (в зависимости от концептуальных подходов) описывается через интеллект, степень нравственной зрелости, психосексуальный — субъективно переживаемый психологичес­кий возраст, зависящий от опыта и самореализации.

Характеризуя взрослость, Г.С.Абрамова, Б.Г.Ананьев, Д.Бром-лей, М.В.Гамезо, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, А.В.Толстых вы­деляют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выде­ления не приводятся. Возрастные периоды в различных класси­фикациях в основном совпадают: юность (18—23 года), молодость (23—30 лет), зрелость (30—60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личностнообразующие факторы: систе­ма отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др.

В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачева подчеркивают, что по мере ста­новления личности критерии периодизации, выделенные Д.Б.Эль-кониным, перестраиваются в следующей иерархической последо­вательности:

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития1.

Э.Эриксон в качестве критериев периодизации приводит об­ласть отношений, результаты развития и механизмы приспособ-ления2. А.В.Петровский, как уже было отмечено выше, в каче­стве основного критерия периодизации приводит уровень разви­тия группы.

Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б.С.Братусь, анализируя развитие лич­ности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:

– потребностно-мотивационную сферу личности;

1 См.: Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личнос­
ти в психологии. — М., 1981. — С. 39.

2 См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.


– операционально-техническую область деятельности.

Изменение равновесия между обеими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возрастных кризи-сов1.

В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, выделяют в онтогенезе перио­ды становления со-бытийности и ее реализации, а переходы меж­ду ними — кризисы рождения и развития, описывают во взрос­лом онтогенезе кризис молодости (27—33 года), кризис взросло­сти (39—45 лет), кризис зрелости (55—65 лет). Описывая крити­ческие периоды в динамике преобразований «со-бытийной общ­ности», устойчивой системы связей и отношений между людьми, имеющей единые ценностно-смысловые образования, В.И.Сло-бодчиков и Е.И.Исаев выделяют два вида возрастных кризисов: кризис рождения и кризис развития. Первый — принципиальная смена типов развития в период становления новой формы со­бытийной общности, знаменующая собой вступление на новую ступень субъектности. Второй кризис — возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с вырастанием индивида из суще­ствующей формы со-бытийности с другими людьми и освоением новых, собственных способностей. Вслед за «оживлением», «оду­шевлением» и «персонолизацией» (в детстве), субъектность про­ходит ступени «индивидуализации» и «универсализации» во взрос­лости.

Каждая ступень, относительно завершенный цикл в развитии, представлена как последовательность периодов становления и реализации, проходящих через стабильные и критические стадии. Последовательность ступеней и смена форм развития субъектив­ности в онтогенезе определяются единым ценностно-смысловм содержанием и целевой детерминацией развития. Взрослость опи­сывается двумя со-бытийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей, творчество в системе экзистенциальных деятельностей. Вхождение в новую общность характеризуется кризисами рождения. Вступая в пер­вую из названных общностей, субъект переживает кризис юности (17—21 год) как разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую — кризис взрослости (39—45 лет) — разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит кризис развития — момент, когда заканчи­вается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В первой общности строит-

1 См.: Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1980. — № 2.


ся мировоззрение (27—33), во второй — собственная позиция лич­ности в культуре и истории (табл. 9).

Таблица 9

Схема периодизации субъективной реальности в период взрослости1

 

 

 

Ступени развития субъектности Матрица возрастов
Период становления со-бытийности Период реализации со-бытийности
Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения
Индиви­дуализация Кризис юности 17—21 год Молодость 19—28 лет Кризис молодости 27—33 года Взрослость 32—42 года
Универса­лизация Кризис взрослости 39—45 лет Зрелость 44—60 лет Кризис зрелости 55—65 лет Старость 62—…

Взрослость — это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии данного процесса. Е.А.Климов не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональ­ной жизни человека предлагает следующую профессионально ори­ентированную периодизацию2:

– оптация (12—17 лет) — период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;

– профессиональная подготовка (15—23 года) — овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

– адаптация (16—18 лет) — вхождение в профессию и привы­кание к ней;

– фаза интернала (18—23 года) — приобретение профессио­нального опыта;

– мастерство (23—35 лет) — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

– фаза авторитета (35—55 лет) — достижение профессиона­лом высокой квалификации;

– наставничество (55—60 лет) — передача профессионалом своего опыта.

1 Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития
// Вопросы психологии. — 1991. — № 2.

2 См.: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.,
1996. — С. 418—425.


А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становле­ния профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомле­ния с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к про­фессии, самоактуализации в ней и свободного владения в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свобод­ное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессиональ­но искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм — завершение профессиональной
деятельности1.

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделившего 5 основных этапов профессиональной зрелости:

1. Рост — развитие интересов, способностей (0—14 лет).

2. Исследование — апробация своих сил (14—25 лет).

3. Утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года).

4. Поддерживание — создание устойчивого профессионально­го положения (45—64 года).

5. Спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)2.

Весьма продуктивной, на наш взгляд, представляется периоди­зация профессионализации, разработанная Ю.П.Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентич­ность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным тре­бованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на ос­нове показателей производительности, качества и надежности.

Профессиональная идентичность свидетельствует о значимости для индивида профессии и профессионализации в целом как сред­ства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на ос­нове субъективных показателей, включающих удовлетворенность

1 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 56—57.

2 См.: Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сью-
пера // Вопросы психологии. — 1975. — № 5.


трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную само­оценку, индексы самореализации и самоактуализации личности.

Наиболее сложен критерий профессиональной зрелости. Про­фессиональная зрелость свидетельствует о сформированности лич­ностного контура, о степени осознания личностью своих возмож­ностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соот­носить свои возможности, потребности и профессиональные тре­бования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или сни­жать уровень притязаний. Профессиональная зрелость — веду­щий показатель становления субъекта профессионализации.

В качестве хронологического основания периодизации Ю.П.-Поваренков рассматривает «профессиональный возраст» индиви­да, т.е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т.д. Однако возрастные границы профессионализации Ю.П.Поварен-ков не указывает1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.