Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы математической обработки






Особую группу исследовательских методов составляют приемы обработки данных. К ним относятся методы математической ста­тистики (количественный анализ) и качественный метод-интер­претация полученных данных и их дифференциация материала по типам, группам, вариантам. Применение матстатистики в пси­хологии позволяет исследователю разобраться в эксперименталь­ном материале, сгруппировать данные, выделить скрытые факты, наличие и характер статистических связей. Математическая обра­ботка результатов обеспечивает доказательность (репрезентатив­ность) исследований. В сочетании с качественными показателями количественная обработка значительно повышает объективность психологического исследования.

Достоверность выводов исследования не только определяется совершенством примененного математического аппарата, но и зависит от того, насколько адекватно величины, которыми мы оперируем, отражают реальные количественные характеристики


изученных явлений и объектов. Несоблюдение этого требования превращает математическую обработку в пустое манипулирова­ние формулами.

Нахождение состоятельных количественных критериев для оценки тех или иных факторов и сторон обучения или воспита­ния — не математическая проблема. Эта задача решается психо­логическими исследованиями. Однако, чтобы ее решать, надо правильно измерять психологические явления, учитывая условия и границы применимости способов измерения.

Измерение — приписывание чисел объектам и событиям в со­ответствии с определенными правилами. Шкала измерения — чис­ловой (символический) ряд, позволяющий в обобщенном, абст­рагируемом виде рассматривать степень выраженности, количе­ство или частотность свойств изучаемого явления.

В отличие от известных эталонных метрических шкал, имею­щих в качестве единицы измерения (квант) метр, секунду, ампер и т.д., единицей измерения большинства педагогических шкал выступает некое субъективное различение — результат «кванти-рования» исследуемого явления.

Измерение в научно-педагогическом исследовании должно от­вечать следующим т р е б о в а н и я м:

релевантности — обоснованию применимости измерителя к измеряемому признаку;

надежности — вероятности отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики. Эта интеграль­ная характеристика включает: точность, правильность, устойчи­вость, валидность;

точности измерения — количеству градаций переменной, ко­торое может быть изменено в зависимости от задач исследования;

устойчивости — воспроизводимости результатов при много­кратных замерах;

валидности — показателю измеряемое оцениваемого качества.

Простейший способ приписывания числовых характеристик предметам и явлениям — их регистрация. Она заключается в том, что выделяют какой-нибудь признак и отмечают каждый случай, когда в наблюдении или эксперименте возникает что-то с этим признаком. Так, при изучении мотивов учения на основе анкет­ного опроса определяют число студентов, выбравших тот или иной вариант ответа. Статистическая обработка результатов регистри­рующего изучения позволяет сделать некоторые важные обобще­ния и выводы относительно всей совокупности изучаемых явле­ний в целом.

Важная особенность регистрации: она позволяет применять количественное изучение даже там, где невозможно определить сами свойства изучаемых явлений, что очень часто встречается в психолого-педагогических исследованиях.


Невозможно прямо измерить уровень знаний и умений сту­дентов, развития тех или иных нравственных качеств, степень эффективности данного метода обучения и т.д. Но, регистрируя соответствующие события1: ошибки, поступки, проявления и т.д., можно получать определенные количественные характеристики всех этих признаков, устанавливать их частотность, а значит, оп­ределять возможные закономерности их выражения.

Для определения границы применимости регистрации нужно как можно точнее сформировать критерий, позволяющий одно­значно отличить объект с регистрируемым признаком от другого. Прежде, чем количественно определить профессиональную на­правленность студентов, нужно дать ее четкую формулировку и отобрать научно обоснованные критерии. Иначе трудно будет су­дить о репрезентативности выводов.

Следующий способ количественной характеристики данных — операция упорядочения. Сущность ее заключается в том, что изучае­мые явления распределяются в порядке возрастания или убывания величины определенного признака. Затем каждой группе объектов присваивается число, соответствующее месту этой группы в нарас­тающем или убывающем ряду. Число, показывающее порядок изу­чаемого признака у данных объектов, называется их рангом.

После упорядочения данных часто осуществляют их группи­ровку. Для этого определенный интервал значений изучаемого признака принимается за единицу меры. Значение признака в исследуемых явлениях будет определяться числом, показывающим, сколько раз данная единица меры укладывается в наблюдаемой величине. Условия, налагаемые на «интервальное» измерение, значительно строже, чем при регистрации или упорядочении:

– наличие объективного эталона величины признака, приня­того за единицу меры;

– возможность прямо или косвенно сопоставлять любое изме­ряемое явление с этим эталоном;

– неизменность измеряемых признаков в течение нужного пе­риода времени.

Выполнение этих трех условий не всегда удается в психологи­ческих исследованиях, отсюда трудности измерений и сложности применения аппарата математики.

Полученные в результате измерения количественные характе­ристики обрабатываются методами математической статистики, позволяющими обобщить эмпирические результаты, объяснить причины «случайного» результата, дать ему определенное толко­вание.

В заключение обзора методов исследования следует подчерк­нуть, что нельзя ни противопоставлять одни из них другим, ни

Событие — одно из вероятных явлений.


абсолютизировать возможности некоторых. Выбор того или ино­го метода определяется предметом и задачами исследования. В любом психологическом исследовании применяется комплекс методов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих полу­чить достоверные выводы.

Методы исследования, используемые в психологии професси­онального образования, имеют общепсихологическое происхож­дение и вместе с тем обладают своей спецификой. Близость пси­хологии профессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обус­ловливает заимствование уже сложившихся методов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем отличаются методы теоретического и эмпирического исследо­вания?

2. Приведите классификацию методов исследования Б.Г.Ананьева.

3. Обоснуйте классификацию методов исследования психологии про­фессионального образования.

4. Назовите основные неэкспериментальные методы исследования.

5. Укажите преимущества психометрических методов.

6. Рассмотрите особенности генетических методов исследования.

7. Назовите виды экспериментов и сопоставьте их достоинства и не­достатки.

8. Назовите особенности наблюдения как метода исследования.

9. Перечислите виды опросных методов.

 

10. Назовите преимущества анкетирования.

11. Что такое формирующий эксперимент?

12. Определите понятие «тест». Какие виды тестов вы знаете?

13. Что такое измерение в психологии?

14. Назовите основные методы первичной статистической обработки.

15. Приведите примеры вторичной статистической обработки экспе­риментальных данных.

16. Приведите примеры инструментальных методов исследования.

17. Разработайте программу наблюдения практического занятия (по­ведению учащихся на уроке).

Рекомендуемая литература

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагнос­тике. — СПб., 1999.

Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология методы психо­лого-педагогического исследования. — М., 2006.

Ермолаева О.Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2002.

Глуханюк Н. С., Белова Д. Е. Психодиагностика (практикум). — М., 2005.

Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: 2-е изд. — М., 2004.

Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. — Ростов н/Д, 1996.


Р А З Д Е Л II






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.