Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генетические методы






Генетические методы исследуют возникновение и становление развивающихся педагогических явлений. Они предполагают, во-первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во-вто­рых, выведение из него последующих состояний.

Изучение педагогического явления в развитии — главное в ге­нетических методах позволяет охарактеризовать его сущностные параметры, определить причинные зависимости. Анализ этих за­висимостей может привести к результату, совершенно отличному от существующих ранее.

С помощью генетических методов можно:

– проследить за возникновением педагогического явления;

– определить исходное состояние;

– охарактеризовать последовательные изменения на различных ступенях его развития;

– предложить новее педагогические меры;

– выявить тенденции в процессе становления.

К генетическим методам относиться лонгитюдный, психоби­ографии, каузометрия, анамнеза и мониторинговые исследования.

Лонгитюдный метод — многократное систематическое изуче­ние одних и тех же испытуемых (или групп) в развитии. Лонги-тюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет для установления профессиональных изменений (развития, де­формаций) личности. Лонгитюдный метод оформился в психоло­гии в 20-е гг. прошлого столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологи­ческого прогноза в детской и возрастной психологии. В последу­ющие годы стали использоваться длинные (проводимые в тече­ние 20—30 лет) лонгитюды1, в которых на больших группах ис­пытуемых прослеживались изменения определенных показателей (адаптация к условиям работы, выбор профессии и удовлетворен­ность ею).

Лонгитюдное исследование предполагает одновременное ис­пользование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др. Полученные в процессе лонги-тюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессио­нальной принадлежности испытуемого и социально-экономичес­ких условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результа­тов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки.

1 Термин «лонгитюд» используется как синоним термина «лонгитюдное ис­следование».


Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ полу­ченных данных и устанавливать на его основе показатели профес­сиональных изменений. Подробный анализ дает возможность пре­одолеть недостатки сравнительно-возрастного метода, оперирую­щего усредненными данными. Обобщение индивидуальных тра­екторий профессионального развития приводит к монографичес­кому описанию участвующих в лонгитюде испытуемых. Примене­ние лонгитюдов в профпсихологии позволит изучить изменения индивидуальной траектории профессионального становления лич­ности, выявить периоды спада, стабилизации, подъема.

Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены отбором испытуемых. Здесь возникает проблема, как обеспечить репрезентативность выборки. Трудности связаны также с опреде­лением ее размера. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200—2 000 испытуемых.

Следующая проблема — определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся раз в год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследова­нии профессионального становления личности в качестве интер­вала можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития.

Немалую сложность при лонгитюдном исследовании вызывает выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от 5 до 50 лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.

Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значи­тельной длительностью исследования. Личностные и профессио­нальные изменения могут стать следствием случайных или драма­тических событий. С годами сокращается число испытуемых, ме­няется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претерпевают изменения. Один из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, — его вы­сокая стоимость. Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других методов, в частности психо­биографических.

Психобиографические методы — это способы исследования и проектирования жизненного пути личности. Современные био­графические методы направлены на реконструкцию жизненных программ, профессиональных планов, разработку сценариев про­фессионального развития личности. Биографические методы пре­дусматривают контент-анализ автобиографий, мемуаров, постро­ение траектории жизненного пути, диаграмм удовлетворенности профессиональным трудом и др. Эта группа методов включает каузометрию, психобиографию и др. Охарактеризуем отдельные из перечисленных методов, представляющие особую ценность для профпсихологии.


Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предло­женный Е.И.Головахой и А.А.Кроником1. Каузометрия прово­дится в форме интервью, которое включает следующие процеду­ры: биографическую разминку, составление перечня значимых событий, их датировку, анализ причин, породивших события, определение их значимости, эмоциональную оценку. Результаты интервью представляются в виде каузограммы — графика собы­тий и межсобытийных связей, который отражает локализацию событий в календарном и психологическом времени.

Каузометрия как метод исследования весьма ценна для психо­логии, так как позволяет определить критические точки профес­сионального становления, время их наступления, способы пре­одоления неблагоприятных событий, профессиональных инциден­тов.

Каузометрия применима также в профессиональном консуль­тировании и психотерапии для анализа и коррекции сценариев профессиональной жизни, проектирования карьеры, преодоления профессиональной стагнации и кризисов.

Психобиография — метод психологического изучения жизнен­ного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография ис­пользовалась для анализа карьеры политических деятелей, в даль­нейшем она стала применяться для изучения становления деяте­лей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиог­рафии в профпсихологии позволяет получить ценную информа­цию о зарождении профессиональных намерений, факторах вы­бора профессии, трудностях профессиональной адаптации, тра­ектории карьеры, кризисах профессионального становления лич­ности.

Метод анамнеза профессионального становления — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Данный метод подробно рассмотрен Е.А.Климовым2. Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявле­ния некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д. Предметом рассмотрения выступают выс­казывания испытуемого о своем прошлом. Поскольку анамнести­ческое исследование включает систему бесед, то в число требова­ний к нему входят все те, которые предъявляются к методу бесе­ды.

К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального развития и профессионально-

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984. См.: Климов Е.А. Введение в психологию труда.


образовательного процесса. Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в системе професси­онального образования могут выступать:

– профессионально-образовательный процесс;

– академическая успеваемость обучаемых;

– учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

– развитие личности обучаемых;

– становление учебной группы;

– профессиональная деятельность преподавателя;

– профессиональное развитие преподавателя;

– становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т.е. в каждом случае требуется определенный вид мо­ниторинга. При реализации любого вида мониторинга проявля­ются психологические особенности, обусловленные его объектом.

Высокую значимость для системы профессионального образо­вания приобретает мониторинг, объектами которого выступают развитие, как личности обучаемых, так и их учебной и учебно-профессиональной деятельности. Данный вид мониторинга по­зволяет получить информацию о характеристиках, структуре, раз­витии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучае­мых, об изменениях субъекта этой деятельности, т.е. личности (характеристик, структуры субъекта деятельности, формирование психологических новообразований).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.