Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальные методы






Эксперимент — основный метод познания механизмов и зако­номерностей психологической реальности. Его сущность заклю­чается в получении нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Основная неспециализированная задача эксперимента — установление причинно-следственных связей и объяснение психологических процессов и явлений.

Цель психолого-педагогического эксперимента — конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь к определенному моменту времени. Цель должна соот­ветствовать следующим семи критериям:

1) четкости формулировки;

2) полноте признаков ожидаемого конечного результата;

3) контролированности, т.е. возможности оценить, сравнить с некоторым эталоном;

4) реальности достижения;

5) связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипоте­зой исследования;

6) временной определенности и ограниченности;

7) прогностичности, т.е. отвечать на вопрос: не что нужно сде­лать, а чего достичь?

Психолого-педагогические эксперименты достаточно разнооб­разны. Их классифицируют по разным признакам. С точки зре-


ния логической структуры различают д в а о с н о в н ы х т и п а э к с п е р и м е н т а: классический (однофакторный) и многофак­торный. Основной принцип классического эксперимента — из­менение в каждой исследовательской процедуре только одного фактора при сохраненности остальных. Этот изменяемый, созна­тельно вводимый исследователем в ход эксперимента новый фак­тор называется экспериментальным фактором или независимым переменным. Факторы, изменяющиеся под влиянием независи­мого переменного, называются зависимыми переменными.

Так, при изучении влияния метода проектов на успешность овладения школьниками системой знаний, умений, навыков, вос­питание творческих качеств личности независимым переменным становится метод проектов, а зависимыми — система знаний, умений, навыков и творческие качества личности.

При многофакторном эксперименте варьируется несколько факторов, предположительно влияющих на исследуемое явление. Так, в упомянутом примере экспериментальными факторами, (не­зависимыми) переменными могут быть, наряду с методом проек­тов, стиль общения учителя, а также используемые при объясне­нии средств наглядности. При правильном, с учетом статистичес­кого анализа, отборе независимых переменных в данном случае возникает благоприятная возможность оценить влияние на ре­зультаты эксперимента не только отдельных факторов, но и их взаимодействия.

С точки зрения у с л о в и й п р о в е д е н и я различают есте­ственный и лабораторный эксперимент.

Естественный эксперимент представляет собой исследователь­скую деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса. Основное преимущество такого вида эксперимента зак­лючается именно в том, что он осуществляется в нормальной для испытуемых педагогической обстановке. Это имеет большое зна­чение для практического применения полученных в ходе экспе­римента выводов.

Естественный вид эксперимента выбирается тогда, когда пред­полагается, что исследуемое новшество следует проверять только в естественных условиях, а ход и результаты эксперимента не ока­жут нежелательных последствий на учебно-воспитательный про­цесс. В естественном эксперименте различают параллельный и пе­рекрестный эксперименты.

Специфика естественных условий эксперимента создает извест­ные трудности в достижении его цели. К таковым следует отнести:

– ограниченное учебное время;

– строго определенное содержание учебного материала;

– возможное отклонение педагога от плана проведения экспе­римента;

– сравнительно большие коллективы учащихся и т.д.


В данных условиях достаточно сложно:

– изучить закономерности, заложенные в предмете исследова­ния;

– абстрагироваться от естественных условий образовательного процесса;

– выровнять контрольную и экспериментальную группы.

Лабораторный эксперимент представляет собой исследователь­скую деятельность в специально организованных и контролируе­мых условиях (иногда с применением специальной аппаратуры).

Он может проводиться или с отдельными учащимися, или с небольшими группами. К д о с т о и н с т в а м лабораторного экс­перимента следует отнести:

– возможность достаточно легко моделировать исследуемую ситуацию, что упрощает педагогическую реальность;

– более надежную изоляцию изучаемых явлений от сопутству­ющих;

– легкость воспроизведения, повторения исследуемого процес­са;

– возможность относительно полно контролировать промежу­точные данные, что позволяет регулировать ход эксперимента;

– обеспечение более полного и точного представления об ис­следуемых явлениях;

– возможность более точных измерений;

– применение специальной аппаратуры.

Основной недостаток лабораторного эксперимента — искусст­венность обстановки, что в определенной степени сказывается на достоверности результатов и их интерпретации. В связи с этим требуется апробирование полученных данных в естественных ус­ловиях. Особенно сказанное касается воспитательных экспери­ментов.

Процесс э к с п е р и м е н т а л ь н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и, с учетом решаемых задач, разделяется на ряд этапов.

I этап — теоретическое изучение исследуемой проблемы и про­
ведения, если это соответствует логике исследования, отдельных
кратковременных поисковых и педагогических экспериментов.

II этап — развернутые долговременные эксперименты с исполь­
зованием средств педагогической диагностики — проведением
«срезов» с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений,
особенно на начальном и конечном этапе педагогического экспе­
римента.

III этап — обработка материалов педагогического эксперимен­
та
, теоретическое осмысление и обобщение его результатов, на­
писание статей и выступления по итогам экспериментально-ис­
следовательской работы на научных семинарах, конференциях с
целью обсуждения полученных результатов.


IV этап — более широкое внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

В зависимости от преследуемой исследователем ц е л и разли­чают констатирующий, поисковый, формирующий и контроли­рующий эксперименты.

В констатирующем эксперименте исследователь эксперимен­тальным путем устанавливает фактическое состояние изучаемых явлений, процессов, зависимостей. Иногда такой эксперимент называют методом «срезов». Главная цель констатирующего экс­перимента — зафиксировать существующие реалии, отражающие состояние изучаемого вопроса, дающие моментальный «снимок» настоящего положения исходных данных исследования. Это мо­жет быть уровень знаний, умений и навыков учащихся по какой-либо теме; степень развитости некоторого психофизиологическо­го качества, мыслительного процесса, специальной способности.

Поисковый (пилотажный) эксперимент — пробно-поисковый вид эксперимента, который проводится до основного — форми­рующего, являясь его упрощенной формой. Поисковый экспери­мент, представляя собой своеобразный «зондаж», он применяется для установления необходимого числа испытуемых, уточнения характера и содержания экспериментальных материалов. Основ­ная цель поискового эксперимента — определить главное направ­ление, принципы организации и методы основного эксперимен­та, уточнить его предмет, гипотезы и задачи.

Формирующий (обучающий, воспитывающий, развивающий, созидательный, преобразующий) эксперимент связан с целенап­равленным изменением исследуемых явлений, процессов. Фор­мирующий эксперимент — основной, самый длительный и тру­доемкий вид эксперимента. Он требует полной самоотдачи иссле­дователя. Он служит «оселком», на котором проверяется весь ком­плекс экспериментаторских умений исследователя, его мастерство.

Основная черта формирующего эксперимента, по определению В.В.Давыдова; «… не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделиро­вание, воспроизведение в особых условиях, что позволяет рас­крыть их сущность»1.

Использование формирующего эксперимента связано с пере­стройкой определенных характеристик учебно-профессионального процесса и выделением влияния этой перестройки на возраст­ные, интеллектуальные и характерологические особенности обу­чаемых. По существу, данный метод выступает в качестве сред­ства проведения широкого исследования с использованием всех других методов.

1 Давыдов В.В. О двух основных этапах развития детской и педагогической психологии // Психология обучения и воспитания. — М., 1978. — Вып. 5.


Формирующий эксперимент, согласно развернутому опреде­лению, данному В.В.Давыдовым, — это эксперимент, во-первых, массовый, т.е. статистически значимый; во-вторых, осуществляе­мый для реализации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, наконец, комплекс­ный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, ди­дактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреждениях.

Формирующий эксперимент используется при поиске опти­мальных технологий профессионального образования, эффектив­ной методики профессиональной подготовки на предприятии, инновационных способов повышения квалификации.

Контролирующий (проверочный, уточняющий) эксперимент осу­ществляется с целью проверки результатов воздействия формиру­ющего эксперимента на исследуемые явления, процессы. Показа­тели контролирующего эксперимента сравниваются с данными констатирующего эксперимента.

Количественное выражение результатов эксперимента крайне трудно в психологических исследованиях. Поэтому количествен­ные данные имеют, как правило, относительную, а не абсолют­ную значимость. Они позволяют сравнить уровни двух групп, но не позволяют определить абсолютную характеристику каждой из них. Тем не менее, психологическая наука разработала разного рода шкалы для измерения личностных изменений путем созда­ния ситуаций, позволяющих не дожидаться изменений в реаль­ной учебно-профессиональной деятельности.

При проведении эксперимента возможно в широких пределах варьировать условия протекания изучаемого процесса, выделять влияние переменных факторов, изучать их взаимосвязи и тем са­мым устанавливать закономерности и механизмы психических явлений.

Важное достоинство эксперимента — возможность качествен­ной оценки изучаемых процессов, количественного учета исход­ных данных, что позволяет математически обрабатывать резуль­таты исследования и формулировать статистически значимые вы­воды.

Таким образом, экспериментальные методы основываются на точном учете изменяемых независимых переменных, которые вли­яют на зависимую переменную (объект эксперимента). Специфи­ка экспериментальных исследований состоит в том, что они пред­полагают:

– организацию специальных условий учебно-профессиональ­ной деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;

– изменение этих условий в ходе исследования.

Строка







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.