Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психометрические методы






Психометрия (психометрические методы) — исследование ко­личественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейший признак психометрии — стан­дартизация технологий, с помощью которых измеряются пара­метры динамики индивидуальных различий, эмпирических ли­митов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валид-ностью, надежностью и репрезентативностью. К психометричес­ким методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагностики, при ко­тором используются стандартизированные вопросы и задачи (те­сты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование при­меняется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологичес­ких свойств и качеств личности, при отборе и определении проф­пригодности абитуриентов, а также в процессе аттестации и про­фессионального консультирования.

Тест — стандартизированная методика психологического из­мерения, предназначенная для диагностики выраженности у ин­дивида психических свойств или состояний при решении практи­ческих задач.

Тесты разделяются на два основных типа:

1) собственно психологические;

2) достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

В тестировании выделяют три этапа:

– выбор теста, опросника (зависит от исследовательской зада­чи);

– проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм;

– обработка полученных данных и интерпретация результатов тестирования.

Психологические тесты классифицируется по различным ос­нованиям. По предмету диагностики выделяют тесты: интеллек­та, способностей, личностные и социально-психологические, а по способу реализации — манипулятивные, «карандаш—бумага», ап­паратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Разли­чаются аналитические тесты и тестовые батареи, индивидуальные и групповые тесты. По цели применения выделяют тесты готов-


ности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе ко­торых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериаль­но-ориентированные тесты.

Тесты интеллекта — диагностические методики, предназна­ченные для определения уровня интеллектуального развития ин­дивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Те­сты интеллекта разделяются на две группы:

1) монометрические тесты интеллекта (шкала Станфорд-Бине, тест Р.Кеттела, тест прогрессивные матрицы Дж.Равена);

2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (тест Д.Векслера, тест Р.Амтхаура и др.).

В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом его трудности. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости» задания относительно однородны и результат диагностики в боль­шей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого. В состав тестов интеллекта включают задания на логическое, про­странственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и пр.

Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей; взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т.д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым бал­лом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качествен­ной характеристикой индивидуального интеллекта.

Тесты способностей — методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих ус­пешность обучения, профессиональной деятельности и творче­ства. Широко распространены тесты, интеллекта и креативности, с помощью которых выясняют общую одаренность человека. Су­ществуют многочисленные тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т.д.

Имеются также тесты общих профессиональных способностей. Наиболее известен тест GATB (Jeneral Aptidude Test Battery — ба­тарея общих способностей), разработанный по заказу службы за­нятости США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и госучреждениях. Он включает задания не толь­ко на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Тесты способностей широко используют­ся при индивидуализации обучения в школе, в профориентации и профотборе.

Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и на­выков. Тесты достижений конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий


и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.). Тесты достижений широко применяются при отборе в высшие учебные заведения. В ряде стран результаты выполнения тестов достиже­ний заменяют традиционные экзаменационные оценки. Они ис­пользуются также при профотборе. К тестам достижений отно­сятся критериально-ориентированные тесты. В традиционных тестах балл определяется на основе статистической нормы, а ре­зультат говорит о порядковом месте человека в группе. В крите­риально-ориентированных тестах балл свидетельствует о близос­ти результатов испытуемого к внешнему нормативу. Норматив берется из содержания деятельности и соответствует чаще мини­мально необходимому и реже — идеальному профилю достиже­ний. Уровень выполнения тестов достижений зависит как от спе­циальных знаний, так и от общего интеллекта испытуемого.

Широко распространены компьютерные тестовые системы, реализующие ритм адаптированного тестирования уровня дости­жений. Их применение позволяет генерировать новые задания, оптимизировать процедуру диагностики и облегчает интерпрета­цию данных.

Тесты личности — психодиагностические приемы, направлен­ные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в том числе межличностных), моти­вации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения ин­дивида в определенных описываемых в заданных социальных си­туациях.

Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные).

Тесты проективные (от лат. projectio — бросание вперед) — груп­па методик, предназначенных для диагностики личности, в кото­рых, обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержа­ние сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одно­го из действующих лиц на сюжетной картинке, (тест Розенцвей-га), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), де­рево и т.п.

Ответы на задания проективных тестов (в отличие от интел­лектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правиль­но—неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных, решений. При этом предполагается, что характер ответов обсле­дуемого определяется особенностями его личности, которые «про­ектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тес­тов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление. Для проективных тестов характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявле-


ние отдельных ее черт. Обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), неприменимы к проективным тестам.

В психологии профессионального образования важное значе­ние приобретает диагностика специальных способностей и учебно-профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены, главным образом, на изучении абстрактных фун­кций интеллекта. Потребность в надежных методах отбора посту­пающих в профессиональные учебные заведения побудила психо­логов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. Разные профессии и специальности предъявляют к кандидатам специфические требования. В целях профотбора, проф-консультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выражен­ность профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.

Важное место в профотборе персонала занимают тесты тех­нических способностей. Под техническими способностями пони­мают сложные интеллектуальные способности, включающие про­странственные представления, техническую компетентность и сен-сомоторные умения.

К последней группе специальных способностей относятся про­фессионализированные способности: художественные, музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, со­циальные, исполнительские и др. Тесты, сконструированные для их измерения, используются при отборе персонала для опреде­ленной профессиональной области деятельности.

Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способнос­тей дифференцируются в зависимости от профессионально зна­чимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различе­ние, восприятие глубины, мышечный баланс глаз. Очень распро­странен тест, определяющий остроту зрения: испытуемому пока­зывают таблицу с изображенным на нем рядом печатных букв, постепенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть те, на которые указывает экспериментатор.

Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых фун­кций, таких как острота слуха, выделение сигналов из фона, на­полненного шумами, различение тембра, высоты звуков. Наибо­лее часто определяется острота слуха. При этом используется зву­ковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения. Для измерения бо­лее сложных характеристик слуха (музыкального) применяют те­сты музыкальной одаренности.


Диагностика двигательных способностей осуществляется с по­мощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие ха­рактеристики двигательных реакций. Поскольку многие мотор­ные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в мелких масштабах. Широкое распрос­транение получили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки.

Эти методы исследования используемые в психофизиологии и психологии труда получили название инструментальных 1.

Именно они обеспечивают наиболее объективные, а потому и научно достоверные факты. Инструментальные методы во многих случаях помогают глубже проникнуть в сущность процесса фор­мирования навыка, его особенностей и выявить рациональные приемы практической деятельности. Все перечисленные положи­тельно скажется на качестве разрабатываемых методических ре­комендаций.

Инструментальные методы, используемые в трудовом и про­фессиональном обучении, основываются на аналогичных методи­ках физиологии и психологи. Их широкое распространение в ди­дактике труда объясняется, очевидно, тем, что результаты учеб­ной деятельности здесь имеют материальное воплощение.

Можно выделить три группы инструментальных методов: ре­зультативные; биомеханические и механические; на повышение психофизиологические.

1. Результативные методы направлены, производительности
труда и точности выполнения операций. При этом основным ме­
тодом исследования производительности труда выступает хроно­
метраж, а точности выполнения операций — измерение.

Хронометраж — метод изучения затрат времени на выполне­ние отдельных действий, операций или работы в целом для опре­деления временной структуры движения. С помощью хрономет­ража можно также установить темп работы, оптимальное время выполнения действия (операции, работы), зафиксировать перио­дичность чередования работы и отдыха.

2. Биомеханические методы, с помощью которых изучают тру­
довые навыки по следующим шести направлениям:

– последовательность действий — с помощью мультиплици­рования; покадровой съемки; фото- и киносъемки; кино- и ви­деосъемки;

1 Уваров В.М. Методы педагогического исследования: учеб. пособие. — Ниж­ний Тагил. 2002.


– движение глаз — с помощью (электро) окулографии и элек-троретинографии;

– траектория движения рабочего инструмента;

– поза работающего — с помощью циклографии, хроноциклог-рафии, кимоциклографии; тренажеров и тренировочных устройств;

– скорость движения рабочего инструмента — хронометражем, оптическим и фотоэлектрическим методом; тензометрией и пье-зометрией.

– усилие на рабочий инструмент — тензометрией и пьезомет-рией.

3. Психофизиологические методы исследуют следующие харак­теристики трудовых навыков:

– биотоки мышц и головного мозга — электромиографией и электроэнцефалографией.

– изменение вегетативных функций — уровень кожно-гальва-нической, потоотделительной, зрачковой, сосудистой реакций; изменение дыхания и кровообращения.

– подвижность нервных процессов — методом условнорефлек-торных реакций, корректурных проб.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.