Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные вызовы, стоящие перед образованием XXI века






Условия существования человечества в XXI веке предполагают переход к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.

Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, ставящему перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию.

Если рассматривать мировую систему образования, то для нее глобальными являются следующие вызовы.

Информационный вызов представляет собой необходимость перехода к информационному обществу и адаптации людей к новой информационной среде обитания, которая должна решить проблему информационного неравенства. Этот вызов предполагает развитие общей информационной культуры общества.

Динамический вызов отражает и фиксирует отставание общественного сознания от динамики развития глобальных проблем. Он требует реализации идей и принципов опережающего образования, формирования у обучающихся планетарного мышления.

Адаптационный вызоврассматривается как необходимость трансформации системы образования с учетом новых требований экономики знаний, суть которой состоит в преимущественном использовании инновационных идей по сравнению с применением обычных факторов производства — труда и капитала. В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, меняет и образовательный процесс, вводя необходимость обучения на протяжении всей жизни. Актуальной становится способность адаптировать свои знания к новым условиям, быстро реагировать на изменение ситуации, обладать способностью работать в социально гетерогенных группах.

Понимание необходимости отвечать на вышеперечисленные вызовы в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко ставить вопрос о возрастании роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального кризиса.

В России при разработке глобальных направлений развития страны эти вызовы трансформируются с учетом национальных особенностей. Одним из таких документов является Стратегия 2020. В ней глобальные вызовы наполняются конкретным содержанием, отражая специфику развития российского общества. Перечислим их ниже, структурируя под глобальные вызовы.

Информационный вызов – переход к информационному обществу.

Система образования на сегодняшний день утратила монополию на образование детей. Главная причина этого не только расширение институтов образования и социализации, а появление принципиально новых подходов, технологий личного образования, связанных с глобальными процессами информатизации.

Динамический вызов – непрерывное образование, образование в течение всей жизни.

Основные проблемы российского образования, перечисленные в Стратегии 2020, такие как недостаточный охват детей дошкольным образованием, высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности, значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, недостаточное развитие социальной компетентности школьников, не позволяют оперативно перейти к решению глобальной проблемы опережающего образования.

Для создания в России предпосылок непрерывного образования основным предметом государственной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.

В данном случае необходима модернизация не только системы образования, но и новая политика государства в социальной сфере, направленная на расширение ее социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение образовательного процесса в соответствии с новыми трендами и тенденциями мирового сообщества.

Наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства должна получить сфера неформального (открытого) образования и социализации.

Адаптационный вызов - трансформация системы образования с учетом новых требований экономики знаний.

Существующая система образования не успевает обновляться, чтобы адекватно отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.

На период до 2030 года новыми приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. Особый акцент делается на достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA. В том числе и работать на сокращение отставания наиболее слабых учащихся от самых успешных - это один из критериев оценки образования в этом международном исследовании.

Если первые два вызова относятся в полной мере к обществу в целом, так как задевают в совокупности все сферы жизнедеятельности человека и отвечать на этот вызов нужно системно, то последний, адаптационный вызов требует особого, специфического подхода в каждой отдельной отрасли, сфере жизнедеятельности человека.

То, что адаптационный вызов особо актуален в системе образования, связано с тем, что новые образовательные результаты на сегодняшний день провозглашены, но реально не гарантируются существующей системой образования. Одной из причин этого является отсутствие самостоятельности у образовательных учреждений. Ведь если все образовательные учреждения Российской Федерации живут по одинаковым инструкциям, предписывающим выполнять свои функции в одно и тоже время одними и теми же средствами (принцип «фабрики» в действии), то откуда тогда взяться новым образовательным результатам, закрепленным в ФГОСах: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок.

Отсутствие самостоятельности образовательных учреждений в большей мере связано с тем, что институциональные реформы, запущенные еще в 2004-м году не завершены. В системе образования накоплена так называемая «усталость» от постоянных изменений и новых инициатив, отсюда усиливается имитация реформ. Так как ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, то соответственно, отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к особенностям внешней среды.

Напомним, что реформы, о которых здесь идет речь, связаны с переходом всех учреждений системы образования на подушевое финансирование, внедрение муниципального задания на образовательные услуги, перевод образовательных учреждений в статус автономных, реализация принципов управления по результату.

Важность этих незавершенных реформ еще и в том, что без них невозможно обеспечить повышение доступности качественного образования за счет развития негосударственного сектора и так называемых комплексных социально-культурных учреждений, оказывающих многопрофильные услуги.

Выводы:

Информационный вызов

· Необходимость открытого образования: дистанционное, самообразование

· Владение новыми реалиями: сетевые технологии, облачные технологии

· Планетарное мышление

Динамический вызов

· Недостаточная доступность услуг дошкольного образования

· Стагнация внешкольного образования и воспитания

Адаптационный вызов

· Незавершенность институциональных реформ

· Противоречие между потребностью иных, новых образовательных результатов и существующая стандартизированная система массового обучения детей, работающая по принципу «фабрики»

· Ухудшение качества педагогического корпуса

· Межрегиональная и межмуниципальная дифференциация

· Дифференциация на уровне школ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.