Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологическая оценка протекторных свойств Спирулины в легких при острой интоксикации дипиридилфосфатом.






Биктимиров В.В., Рауцкиене В.Т., Березовский А.Н., Федорченко О.В., Яковлева О.А., Степанюк Г.И.

Винницкий Государственный медицинский университет

Острые и хронические отравления ядохимикатами проявляются чаще неспецифическими изменениями в организме, в основе которых лежит гипоксия и расстройства гемодинамики. Среди ряда пестицидов производные дипиридила - паракват и дикват - отличаются преимущественно пневмотропной агрессивностью с развитием дыхательной недостаточности на почве прогрессирующего в лёгких фиброза (ВОЗ, Женева, 1989). Механизмы действия ядов сопряжены с активацией свободнорадикальных реакций, в морфогенезе паракватного поражения легких преобладают повреждения альвеолоцитов I и II типа и разрушение аэрогематического барьера. Наш выбор животных для эксперимента мотивирован данными литературы, подтверждающими, что отравление крыс дипиридиловыми гербицидами, к которым относится дипиридилфосфат (ДПФ), является адекватной моделью такового у людей. Учитывая, что механизмы повреждения связаны с агрессией активными формами кислорода, представлялось возможным исследовать влияние сиирулины, как антиоксидантного комплекса, на течение острого, с предварительным введением Спирулины, отравления ДПФ.

ДПФ вводили крысам внутрижелудочно; животных (150 беспородных крыс - самцов) разделили на 6 групп: I и II в течение 27 дней получали спирулину в дозе 500 мг/кг м.т., III и IV - в дозе 1000 мг/кг. На 22-й день эксперимента крысам I и III гр. был введен ДПФ в дозе 1/2 1ЛЭ 50, что составляет 6, 25 мг/кг, т.е. в 1, 25 % растворе. II и IV группы служили контролем, не получая ДПФ; V группе вводили только ДПФ; VI - интактные крысы. Морфологические и биохимические исследования проводили после декапитации под наркозом на первые, пятые, десятые сутки. Срезы окрашивали гематоксилин-эозином, по ван Гизону, резорцин - фуксином, по Вейгерту, импрегнировали серебром по Гомори.

Оценка токсического действия яда подтвердила быстрое развитие интоксикации - уже через 6 ч после заражения повышалась двигательная активность крыс, быстро сменяющаяся гипо- и адинамией, анорексией, учащением дыхания. Максимальные признаки экзотоксикоза проявлялись в течение 1-2 суток: дыхание становилось поверхностным, прерывистым, слизистые оболочки цианотичными, особенно в третьей и пятой группах, т.е. у крыс с введением только ДПФ или ДПФ + Спирулина в дозе 1000 мг/кг. В первой группе (ДПФ + Спирулина в дозе 500 мг/кг) эти изменения были менее выраженными. Летальность составила в первой из групп - 10%, в третьей - 27 %, в пятой - 24 % крыс.

В группах крыс без Спирулины морфологическим эквивалентом описанных проявлений интоксикации были однотипные изменения в виде некродистрофических и дисциркулярных расстройств во внутренних органах. Через сутки после введения ДПФ в легких определялись крупные безвоздушные очаги, в которых просветы альвеол выполнены серозно-геморрагическим экссудатом, в просветах альвеол в области сосудов определяются фибринозныс массы - от нежной сети до грубых отложении фибрина.

Глубокие изменения обнаруживались в бронхиальном дереве с признаками деструктивного бронхита и бронхполита; стенки мелких бронхов отечны, эпителий десквамирован на всем протяжении, в крупных бронхах дистрофически измененный эпителий сохранился на базальной мембране. В субплевральных отделах регистрировались небольшие очаги пневмонии с серозно-гнойным экссудатом. В кровеносных сосудах наблюдались артериальная гиперемия, стаз крови, отслаивание и гибель эндотелия, стенки сосудов и периваскулярная ткань разрыхлены отечной жидкостью, отмечаются некоторые признаки лимфостаза.

Следовательно, уже в течение первых суток после введения ДПФ в легких крыс наблюдались грубые альтернативные процессы, и дисциркуляторные, и воспалительные изменения.

На пятые сутки преобладающими оказались пролиферативные изменения, направленные на восстановление лёгочной архитектоники. Гемодинамика стабилизировалась, в паренхиме формировались очаговые лимфоцитарно-макрофагальные инфильтраты с развитием в последующем пневмосклероза. В утолщенных сосудистых стенках наблюдалось разрастание соединительной ткани, просвет некоторых сосудов с трудом угадывался из-за отложений талина. В субплевральных отделах легких вокруг утолщенных сосудов накапливался гемосидерин. Очевидно, что через 5 суток после введения ДПФ в лёгких формировался продуктивный васкулит, который приводил к гипоксии лёгочной ткани и стимулированию коллагенообразования и фиброзирования.

Протекторные свойства Спирулины оказались дозозависимыми: в дозе 1000 мг/кг м.т. наблюдалось ухудшение морфологического течения острого отравления ДПФ, с выраженными альтернативными изменениями в легких, возможно, за счет синергического действия высокой дозы Спирулины в отношении ДПФ, механизм которого, однако, не ясен.

Профилактическое предварительное насыщение спирулиной в дозе 500 мг/кг м.т. ослабляло последующие токсические эффекты ДПФ. Уже в первые сутки после введения яда альтернативные изменения в легочной ткани были менее выраженными. Десквамация эпителия бронхов, геморрагический и фибринозный компоненты экссудата значительно уменьшились, эндотелий сосудов не разрушался, хотя сохранялась отечность стенки сосудов и периваскулярной ткани.

Сравнительные отличия морфологических данных при введении или без Спирулины наиболее отчётливо были выражены на пятые сутки, в дозе Спирулины 500 мг/кг. Склероз лёгочной ткани крыс развивался в меньшей степени и носил мелкоочаговый характер. Эпителий бронхов, стромально-клеточная структура органов восстанавливались. Клеточная инфильтрация паренхимы лёгких также выражена в меньшей степени. Степей сосудов утолщены, однако в них не обнаруживались явления гиалиноза.

Таким образом, в острой модели интоксикации дипиридилфосфатом протекторные свойства Спирулины проявились только в дозе 500 мг/кг м.т. Биопрепарат способен профилактировать возникновение грубых некродистрофических изменений в структуре аэрогематического барьера, уменьшать степень выраженности посттоксического пневмофиброза. Доза Спирулины 1000 мг/кг м.т. усиливает проявления интоксикации дипиридилфосфатом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.