Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки к необходимости коррекции психофизиологических функций у студентов медуниверситета и эффективность Спирулины.






Братусь И.В., Смолякова Т.Н., Яковлева О.А., Сергета И.В, Матковский И.Е.

Винницкий Государственный медицинский университет

В условиях интеллектуального напряжения и обилия и информации, для современных учащихся оптимизация нервно-психической деятельности представляет собой актуальную задачу. Однако, постоянная стимуляция активными адаптогенами, длительный прием фармакологических средств чреваты развитием пародоксального утомления или привыкания. В научных разработках продолжается поиск адекватных подходов к снижению утомления, повышению способности к обучению, улучшению памяти, лимитированию стресса.

С другой стороны, нервно-психическая деятельность может рассматриваться, как зеркало метаболического благополучия в целостном организме и его интегральный показатель. Учитывая, что метаболизм организма в определяющей степени подчинен и вторичен от характера питания и обеспеченности нутриентами, возникает логическая цепь: сбалансированное питание - адекватный метаболизм - оптимальное состояние нервно-психической деятельности.

Научные разработки в достаточной мере иллюстрируют «катастрофическое состояние» питания в условиях экономической трагедии населения Украины (Сердюк А.М.), подтверждая наличие дефицита белка и полигиповитаминозов, что предопределяет неуклонно прогрессирующую заболеваемость и смертность.

Студенческие контингенты относятся к группам риска по характеру питания, учитывая жизнь вне семьи, низкую социальную обеспеченность, специфический непостоянный ритм труда в сочетании с психо-эмоциональным напряжением.

Целью данной работы было изучение предпосылок для использования адаптогенных возможностей Спирулины у студентов Винницского Государственного медуниверситета. Теоретический прогноз допускал возможность нарушений в обеих сферах - как в характере питания, так и в состоянии патофизиологических функций у студентов и, соответственно, подтверждение этих нарушений требует метаболической коррекции.

Исследования были проведены в обоих этих направлениях. Состояние питания изучено в феврале 1996 года с использованием анкет, разработанных на кафедре общей гигиены ВГМУ. Анкетирование было проведено у 70 студентов 3 и 5 курсов в течение недели, с учетом ритма питания, перечня и количества пищевых продуктов, а также состава семьи и некоторыми физиологическими данными.

Методами контроля для оценки нервной деятельности были избраны 2 группы тестов психофизиологической деятельности, тестирование проводилось до и после курса лечения спирулиной у студентов 6 курса во время весенней экзаменационной сессии. Психофизиологические тесты оценивались по балльной системе и с помощью психоанализатора ПНН-3.

Кроме того, представляло интерес определить умственную трудоспособность студентов младших курсов, для чего студентам 2 курса предъявлялась серия из 30 раздражителей трех цветов - красного, зеленого и желтого с экспозицией сигнала и интервалом между ними длительностью до 1 сек. При выполнении задания подсчитывались ошибочные реакции, к которым относили отсутствие ответа на предъявленный сигнал, включение несоответствующей клавиши прибора или реакция обеими руками. Ошибочная реакция на тормозной раздражитель оценивалась как ухудшение торможения с преобладанием возбуждения, а отсутствие реакции на возбуждающий сигнал - как преобладание процессов торможения. Более сложное задание состояло в постепенном уменьшении экспозиции сигнала при правильном реагировании на него, что даст возможность определить силу и подвижность нервных процессов, в условиях повышенных требований к умственной деятельности.

Результаты исследований подтвердили прогнозируемое неблагополучие питания у студентов медуниверситета, которое по ряду критериев было оценено как неадекватное, несбалансированное с нарушениями ритма питания, разнообразия продуктов - т.е. в целом, как нерациональное.

Уже у студентов 2 курса установлены негативные тенденции со стороны нервно-психической деятельности. Скорость зрительно-моторной реакции на сигнал красного цвета у юношей составляла 0, 467 ± 0, 0105 сек, при среднем количестве ошибок 1, 75 ± 0, 345. В этом же тесте минимальное время зрительно-моторной реакции соответствовало 0, 328 ± 0, 0166 сек, при наличии в среднем ошибок до 5, 8б7 ± 0, 617.

У девушек аналогичная реакция характеризуется более адекватными проявлениями: скорость зрительно-моторной реакции составляет 0, 454 ± 0, 003 сек, при количестве ошибок до 2, 218 ± 0, 366; минимальное время зрительно-моторной реакции - 0, 316 ± 0, 019 сек, при уровне ошибок только до 3, 611 ± 0, 565.

На основании полученных данных можно считать, что у юношей хуже показатели зрительно-моторной реакции - это иллюстрирует тенденция к более затяжному времени минимального ответа. Такие данные свидетельствуют о преобладании тормозных процессов в коре головного мозга. Одновременно обращает на себя внимание большее количество ошибок, по сравнению с девушками на 60, 8% (Р< 0, 02). Это отражение недостаточной концентрации возбуждения в соответствующих центрах коры и слабой выработки дифференцированного торможения. Увеличение количества ошибок при последовательном уменьшении экспозиции сигнала, особенно у юношей, свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов в условиях повышенных требований к умственной деятельности.

У студентов 6 курса эти сдвиги также были выражены в значительной степени, а скорость глазодвигательного рефлекса возросла до 0, 554 ± 0, 022 сек.

Студентам 6 курса во время экзаменационной сессии назначалась Спирулина в дозе 1 г/сутки однократно, в течение 20 дней, под наблюдением испытателя. Установлено, что окончание курса приема пищевой добавки, в отличие от контрольной группы, не получавшей спирулину, характеризовалось положительной динамикой: уменьшением нервно-психического напряжения на 17, 9 % (Р< 0, 02), шкалы астенического состояния - на 13, 6 %, шкалы сниженного настроения на 8, 2 % и улучшением функции памяти на 17, 6 % (Р< 0, 05), а также повышением скорости глазодвигательного рефлекса до 0, 494 ± 0, 015 сек (Р< 0, 05), повышением дифференцировки световых сигналов, некоторым седативным эффектом и общим повышением работоспособности. Проведенные исследования позволяют заключить, что Спирулина, как метаболический корректор без побочных явлений, может быть включена в арсенал средств, оптимизирующих умственную работоспособность, особенно в период повышенных требований к умственной деятельности и физиологического напряжения, включая периоды зачетов, экзаменов, работы с компьютерами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.