Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию






Задания по содержательной линии «Источники римского права» определяют уровень владения основными понятиями, к которым относятся следующие: «источник права», «сенатусконсульты», «конституции», «юридическая доктрина» и др.

Для выполнения заданий необходимо усвоить основные понятия содержательной линии данной темы, уметь соотнести понятие или правовой термин (дефиницию) с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий следует применить логическое мышление. Перед выполнением заданий важно внимательно изучить соответствующие разделы базовых учебников и учебных пособий.

Приступая к изучению данной темы, важно вспомнить, каково понимание категории «источник права» в современной юридической науке. Следует учесть, что категорию «источник права» римские юристы рассматривали в трех значениях: с точки зрения общефилософского смысла, социологического смысла и юридического смысла. Учение об источниках права у римлян – это учение о способах образования правовой нормы и обретения правилами поведения императивной силы.

Изучение институтов римского права предполагает четкое представление об его источниках и значении каждого из них в различные периоды развития римского государства и права.

В нормотворческой деятельности в Древнем Риме целесообразно выделить два этапа. Первый этап - это период неписанных правил поведения (jus non scriptum), характеризовался господством обычного права. В зависимости от длительности применения и характера возникновения обычного права римляне различали несколько его форм. Назвав эти формы (mores maiorum, usus, commentarii magistratuum и др.), следует наполнить каждую из них конкретным содержанием. Второй этап – это период писаного права (jus scriptum). Первые писаные законы – Законы ХП таблиц.

Изучая закон как источник римского права, следует обратить внимание на само понятие закона (plebiscita, lex, leges и др.), рассмотреть механизм его принятия и издания, дать характеристику структуры законов (прескрипция, рогация, санкция). Надо различать виды законов по санкциям. Рассматривая древнейшее римское право, прежде всего, осмыслите общие тенденции его развития. Детально проанализируйте общее содержание Законов XII таблиц, подлинный текст которых не сохранился. Тот текст, которым оперируют исследователи, есть не что иное, как реконструкция основного содержания этого правового памятника, осуществленная в ХVI-ХVII вв. на основе приводимых в произведениях античных правоведов, историков, философов цитат из него или пересказов отдельных его норм.

Есть ли какой-нибудь порядок в тексте изучаемого правового памятника, или данный текст хаотичен? Можно ли говорить о системе изложения норм Законов XII таблиц? Если да, то в чем эта система выражается? Каково происхождение правовых норм рассматриваемого сборника? Можно ли его назвать сборником правовых обычаев? Или же это сборник судебных решений? Какие сферы общественной жизни древних римлян регулируют Законы XII таблиц? Необходимо, используя текст Законов XII таблиц, детально изучить его содержание.

Кроме того, следует остановить свое внимание и на других законах периода Римской республики, на сенатусконсультах периода принципата и конституциях периода власти императоров, определив их виды.

Важное место в системе источников права занимали эдикты магистратов, и, прежде всего преторов. Важно уяснить, почему эдикты магистратов, особенно эдикты преторов, Гай назвал источником права, почему, хотя «претор не может творить право», он способствовал созданию преторского права, и какое оно имело значение в развитии римского права. Обратите внимание по этому поводу на мнение известного римского юриста Марциана. Следует выяснить, почему прекратилась активная роль римских магистров, и появился так называемый «вечный эдикт», изданный императором Андрианом во II в. н.э.

Своеобразным источником римского права являлась деятельность юристов. При изучении данного вопроса, необходимо усвоить, какими мерами римские юристы оказывали воздействие на развитие норм права и почему, не являясь законодателями, они многое сделали для обновления и углубления их содержания, почему ответ (responsа prudentium), который давал юрист, автоматически приобретал силу закона и становился обязательным в исполнении. Далее следует детально рассмотреть основные направления деятельности римских юристов, включая проблему образования двух школ в римской юриспруденции – школы прокулианцев и школы сабинианцев. Особое внимание следует обратить на закон «О цитировании юристов» (426 г.)

Особого внимания при ознакомлении с законами как источником римского права требует Кодификация Юстиниана. Следует определить основные причины и уяснить задачи, цели и этапы кодификации, для чего из курса теории государства и права полезно будет вспомнить, что представляет собой данный вид систематизации права и в чем его отличие от других форм систематизации – консолидации и инкорпорации. Кодекс состоял из четырех частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы: Дигесты (Пандекты), Институции, Кодекс и Новеллы. При этом полезно обратиться к документам по праву Древнего Рима, опубликованным в серии «Памятники римского права».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимали римские юристы под термином «источник права»?

2. Что понимали римляне под термином «закон»? Какова процедура принятия закона, и какова его структура?

3. Какие законы действовали в период архаичного права, в период республики, принципата и домината?

4. Почему деятельность римских юристов рассматривается как источник римского права?

5. Каковы особенности императорских конституций как источника права?

6. Каковы причины, цели и этапы кодификационных работ в Древнем Риме?

7. Почему Дигесты представляли и представляют существенный интерес для правоведов?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 1-5.

Основная учебная литература: 1-2.

Дополнительная учебная литература: 1-5.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.