Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика. Процедура многомерного шкалирования требует представления исходных данных в виде матрицы различий, элементом которой является полученная в опыте степень






Процедура многомерного шкалирования требует представления исходных данных в виде матрицы различий, элементом которой является полученная в опыте степень субъективного различия между парой стимулов (слов). Для построения матрицы субъективных различий между словами, обозначающими эмоциональные состояния, испытуемым предъявляются пары слов, обозначающие эмоциональные переживания, и дается инструкция: «Вам будут называться пары понятий, обозначающих эмоциональные состояния. Ваша задача приписывать им ранг различия от 0 до 5: 0 – если состояния одинаковы по субъективному переживанию, 5 – если это максимально различные состояния. Промежуточные ранги нужно приписывать пропорционально различиям. В своих оценках вы должны опираться на свой субъективный опыт, на то, как вы переживаете данные состояния». После того как экспериментатор, осуществив несколько пробных предъявлений, убеждается в том, что испытуемому понятна его задача, начинается процедура ранжирования.

В список ранжируемых слов (N= 20) входят: удовольствие, неудовольствие, удивление, раздражение, огорчение, радость, рассеянность, сомнение, уверенность, опасение, тревога, надежда, смущение, взволнованность, обида, растерянность, разочарование, досада, удовлетворенность собой, неудовлетворенность собой. Данный список составлен на основе прагматических соображений. В него включены ситуативные эмоциональные переживания, наиболее часто упоминаемые испытуемыми в самоотчетах. По этой причине реконструируемое семантическое пространство описывает лишь некоторую область полного семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния.

Экспериментатор последовательно, в случайном порядке, предъявляет и (и - 1)/2, то есть 190 пар понятий, и фиксирует в протоколе называемый ранг различия.

На основе данных составляется треугольная матрица субъективных различий. Элементом матрицы является оценка различия пары слов, обозначающих эмоциональные переживания.

Данная матрица анализируется на ЭВМ по программе неметрического многомерного шкалирования, например, основанной на алгоритме Ф. Янга и У. Торгерсона (Young, Torgerson, 1967). По окончании анализа получаются координаты точек, представляющих слова, обозначающие отдельные эмоциональные состояния, в евклидовом пространстве и показатели значимости каждой оси этого пространства. Не все оси координат одинаково значимы по своему вкладу в пространственную структуру точек. Большинство осей есть следствие случайных ошибок, которые присутствуют в исходных данных как шум. Вклад каждой оси определяется величиной соответствующего характеристического корня, вычисленного из исходной матрицы различий. Эти корни упорядочиваются по величине: так, если три первых корня на порядок отличаются по величине от всех остальных, как положительных, так и отрицательных, делается вывод, что для описания исходной конфигурации точек слов в вещественном евклидовом пространстве достаточно трех измерений, то есть используется трехмерное евклидово пространство.

 

 

Рис 2.5. Семантическое пространство эмоциональных состояний

 

Полученное трехмерное пространство ортогонально вращается для определения осей, допускающих приемлемую содержательную интерпретацию. Координаты точек после вращения осей сводятся в таблицу.

Рассмотрение расположения точек, соответствующих словам, обозначающим эмоциональные состояния, в евклидовом трехмерном пространстве дает основание для интерпретации осей. С целью получения наглядной картины семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния, делается рисунок (рис. 2.5).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.