Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические теории ХХ века






Существенный вклад в становление политической науки ХХ в. внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) в своих работах «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма» и другие исследовал политику с позиций «понимающей социологии».

В его учении центральное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом о политической власти. Бюрократия рассматривалась им как «инструмент власти», который обеспечивает упорядоченное существование общества. Исследуя феномен бюрократии, Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления. Бюрократизация, по Веберу, развивалась в различных обществах и укоренялась не только в сфере политики, но и экономики и др. областях социальной жизни. Считая неизбежным и необходимым существование бюрократии, Вебер в то же время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества. Во избежание таковой он обосновал теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитом (прямым голосованием) всего народа, дополняет силу парламентской демократии.

Характеризуя феномен власти, Вебер выделяет три идеальных типа государства: традиционный, опирающийся на ритуал, на устойчивый стереотип управления; харизматический, ориентированный на сверхъестественные свойства вождя; легальный или рациональный - опирающийся на закон, который признается как властью, так и подданными. Государственная власть, по Веберу, основана на насилии и готовности поданных подчиняться этому насилию. Признание насилия законным и оправданным получает у Вебера название легитимности.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) истолковывал государство как «коллективный разум», надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества. Вместе с тем, он предостерегал от чрезмерного преувеличения функций государства. Противовесом ему, по Дюркгейму, являются группы и ассоциации, ограничивающие политическую власть государства.

Итальянские ученые В. Парето (1848-1923) и Г. Моска (1856-1941) разработали теорию элит, в которой исследуются природа, каналы и способы циркуляции элит, приводится их типологизация. Так, В. Парето принадлежит введение в оборот термина «элита». Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит. Парето разработал критерии принадлежности к элите, предложил систему баллов. Группа, получившая наивысшие оценки, определялась им в качестве избранного класса, или элиты. Общество в целом, по Парето, состоит из элиты (правящей и неправящей, господствующей и потенциальной) и низшего, неизбранного класса. Возникновение и существование правящей элиты он объяснял, главным образом, психологическими свойствами людей. Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты, постоянной борьбе входящих в нее групп, о процессе непрерывного изменения господствующего класса, ведущей к постоянной циркуляции элит.

Г. Моска подчеркивал, что элита всегда малочисленна. Она монополизирует политическую власть, на основе чего становится привилегированным классом; пользуется выгодами материального и духовного характера. Свободу человечества он связывал не с последовательной демократией, а с компетентной элитой. Любая демократия, будучи представительной, выдвигает лидеров из гущи народа, которые стремятся не к его пользе, а к собственной выгоде. Поэтому судьбы элиты, биографии избранных, а не большинства, являются двигателями истории.

Вариантом элитной теории являлась концепция «олигархии», разработанная немецким политологом и социологом Р. Михельсом (1876-1936). В своем главном труде «Социология политических партий в условиях демократии» (1911) он пытался доказать невозможность осуществления принципов демократии в реальной политической жизни. По мнению Михельса, «господствующий класс» сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе. Однако сам «принцип организации» приводит к бюрократизации массовых политических структур. Михельс сформулировал «железный закон олигархических тенденций», согласно которому демократия неизбежно превращается в олигархию.

Идеи Р. Михельса получили дальнейшее развитие в трудах русского ученого (между прочим, уроженца Гродненской губернии, Бельского уезда) М.Я. Острогорского (1854-1919). Рассматривая возникновение и деятельность политических партий в Европе, Острогорский пришел к выводу, что их образование явилось следствием реализации демократических тенденций в обществе. В любой массовой политической партии власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей, что неизбежно ведет к бюрократизации Постоянство состава и профессионализм ведут к унификации мышления. Недемократические тенденции внутри политических партий создают определенную угрозу не только для деятельности самой партии, но и для функционирования демократических политических институтов (парламента, выборов и т.д.). Чтобы этого избежать, необходимо заменить постоянно действующие партии свободными объединениями граждан для достижения какой-либо одной цели.

Р. Михельс совместно с М.Я. Острогорским являются основоположниками политической социологии.

Английский экономист Р. Кейнс (1883-1946) является основоположником теории «государства всеобщего благоденствия». Эта теория гласит, что государственно-монополистическое регулирование экономики ведет к преодолению «социальных язв» и классовых антагонизмов, присущих раннему этапу развития капитализма. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства, политика социальных услуг - все это ведет к созданию «государства всеобщего благоденствия», которое теряет свой классовый характер, становится орудием управления трудящихся.

В последние десятилетия широкое распространение получили технократические теории. Возникновение доктрины технократии связывают с именем Дж. Барнхема (Джеймса Бернхема) (1905-1987), Д. Белла (постиндустриальное общество), Зб. Бжезинского (технотронное общество), О. Тоффлера (информационное общество). Возникновение теорий связано с усилением влияния на политику науки и техники, резким возрастанием участия научно-технических специалистов в государственном управлении. Это приводит к «революции» в политической власти и государственном управлении, так как власть от капиталистов переходит к управляющим (менеджерам). Как следствие этого, техник и чиновник соединяются в одном лице, образуя новую социально-политическую систему - технократию.

На рубеже 50-60 гг. ХХ в., в разгар противостояния двух противоположных общественных систем - социализма и капитализма, возникает «теория конвергенции». Ее авторы Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, П.Сорокин утверждали, что две системы в условиях научно-технической революции все более будут утрачивать различия и постепенно, заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая свои отрицательные стороны, станут сближаться и даже сольются в некотором едином постиндустриальном обществе.

Таким образом, технократические идеи все более перерастают рамки социальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.