Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникационные барьеры






В процессе документной коммуникации между источником и приемником информации могут возникать барьеры, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.

В самом общем виде коммуникационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:

а) барьеры, создаваемые источником, и

б) барьеры, возникающие за счет приемника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более коммуникационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

1) Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга в пространстве.

2) Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приемника информации во времени. При этом, чем больше является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.

3) Государственно-политические барьеры – тормозят процесс формирование единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле около двухсот независимых государств, разделенных границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.

Внутри отдельных стран – это механизмы, создаваемые государством для целенаправленного воздействия на массовое создание, для регулирования информационного пространства посредством контроля и ограничения передачи какой-либо информации. Главным механизмом такого рода является цензура, создающая препятствия в процессе коммуникации.

Исторически сложились два вида цензуры – запретительная (или предварительная) и карательная. В первом случае для обнародования какого-либо произведения требуется предварительное разрешение цензурного ведомства, во втором – за публикацию неугодного властям произведения его издатель и автор подвергаются определенными санкциями, вплоть до заключения в тюрьму.

4) Режимные барьеры – ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.

5) Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвленной, иерархической структурной системы управления и самоуправления, которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.

6) Экономические барьеры – связаны с отсутствием или недостаточным количеством финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.

7) Технические барьеры – возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов. Технические барьеры могут выступать также в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Отличие шумов от помех заключается в том, что шумы имеют естественное происхождение, тогда как помехи создаются умышленно.

8) Социальные барьеры – возникают между людьми, принадлежащими к различным социальными группами. По-разному могут воспринять одну и ту же документированную информацию представители разных поколений, классов, сословий, жители города и села, мужчины и женщины, люди с разным уровнем образования и т.д.

9) Семантические (терминологические) барьеры – появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.

10) Языковые (национально-языковые) барьеры – обусловлены незнанием либо слабым знанием языков, количество которых в мире, по счетам лингвистов, составляет свыше 6 тыс.

11) Идеологические барьеры – возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать причиной острых социальных конфликтов, вооруженных восстаний, религиозных, гражданских войн.

12) Психологические барьеры – связаны со спецификой восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, особенностями характера; с психологическим состоянием человека в конкретный период времени; наконец, с его психофизическими возможностями. Кроме того, по мнению ученых, новая информация встречает порой внутреннее неприятие, поскольку нарушает установившуюся систему взглядов личности, сопровождается психологическим дискомфортом.

Некоторые авторы особо выделяют так называемые барьеры глубины и барьеры широты. Барьеры глубины связаны с недостаточными знаниями приемника информации в той сфере или в том вопросе, которому посвящена документированная информация. Барьеры широты обусловлены, напротив, слишком узкой компетенцией реципиента, не способного воспринимать информацию более широкого, общего характера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.