Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы детей и взрослых с врожденной и рано приобретенной глухотой.






Глухота — полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.

Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в том числе и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом около ушной раковины. Разборчивого восприятия речи при глухоте не достигается; этим глухота отличается от тугоухости, при которой достаточное усиление звука обеспечивает возможность речевого общения.

Глухота может быть врожденной или приобретенной. Врожденная глухота возникает в результате неправильного внутриутробного развития слухового органа, что может быть обусловлено влиянием наследственного фактора, а также воздействием на плод инфекции или интоксикации. Практическое значение в возникновении врожденной глухоты имеют вирусные инфекции (корь, грипп), алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, некоторые лекарственные вещества (стрептомицин, канамицин, мономицин, хинин и др.), травмы плода. Особо вредное воздействие оказывают все эти факторы в первые месяцы беременности, когда зачаток органа слуха особенно раним. Причиной приобретенной глухоты чаще всего бывают воспалительные процессы во внутреннем ухе и слуховом нерве, развивающиеся либо как осложнение острого и хронического среднего отита (см.), либо как следствие некоторых инфекционных болезней: эпидемического цереброспинального менингита, кори, скарлатины, свинки, гриппа. В дореволюционной России нередко наблюдалась профессиональная глухота среди котельщиков и ткачей, возникавшая в результате длительного воздействия на орган слуха сильного шума и сотрясений. Уже в первые годы после Октябрьской революции были проведены широкие мероприятия по охране труда рабочих шумных производств (уменьшение шума и сотрясений, применение специальных противошумов, замена некоторых особо шумных процессов менее шумными, например ручной клепки электросваркой).

Врожденная или приобретенная в раннем детстве глухота лишает ребенка возможности овладеть речью и требует специальных приемов обучения

Овладение словесной речью в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух до развития речи (до 1 года), то он лишается возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. Нередко даже и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2—3 лет) речь, уже развившаяся в той или иной степени, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если не принимаются специальные меры для ее сохранения и развития.

 

45.

46. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии

Общие закономерности психического развития, присущие нормальному и аномальному ребенку. Вопрос о возможностях развития умственно отсталых детей является весьма важным для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так и для практики воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации учащихся. Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.). Это положение подтвер­ждается многочисленными экспериментальными исследованиями и на­блюдениями. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обусловливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.

Л.С Выготский (1932) выдвинул тезис об общности закономерностей психическою развития нормально развивающеюся и аномального ребенка. Впоследствии это подтвердилось в исследованиях целого ряда авторов. В работах Л.В. Занкова (1935), И.М. Соловьева (1957), Ж.И. Шиф(1965), Т.А. Власовой (1972, 1973), Т.В. Розановой (1978), В.И. Лубовского (1978) и др. было показано, что основные закономерности психического развития являются общими для нормально развивающихся и аномальных детей. Также как и в норме, в патологии психическое развитие носит поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием определенных психических новообразований, которые становятся основанием психического развития на последующих этапах. Развитие как нормального, так и аномального ребенка определяется взаимосвязью социальных и биологических факторов. Ведущими факторами, определяющими существенные продвижения в развитии как нормального, так и аномального ребенка, являются обучение и воспитание. Развитие нормального и аномального ребенка происходит в общении со взрослым и под руководством взрослого на основе усвоения общественного опыта в процессе совместной деятельности. Аномальный ребенок в своем развитии проходит те же возрастные этапы, что и нормально развивающийся: младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст. Развитие отдельных психических функций также как в норме, так и в патологии, проходит одни и те же этапы. К примеру, становление мышления, как в норме, так и при умственной отсталости, проходит поэтапно от на­глядно-действенного к словесно-логическому. Отличие заключается в сроках формирования и качественном своеобразии психических функций. Психическое развитие умственно отсталых детей характеризуется значительным замедлением по сравнению с нормой.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.
Наличие у ребенка того или иного нарушения (например, потеря слуха на одно ухо) еще не предопределяет аномального развития. В таких случаях физическое и психическое развитие детей не нарушается, и они не могут быть отнесены к категории аномальных.
Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений.
Общие закономерности, характерные для разных отклонений в развитии,
трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой, изменения в развитии личности ребенка, нарушение способности к приему и переработке информации, нарушение словесной регуляции деятельности.
Специфические закономерности свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Именно наличие этих специфических закономерностей позволяет нам разграничивать категории детей между собой, то есть специфические закономерности выступают как дифференциально-диагностические категории. Однако Лубовский указывал, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушения развития у детей.

Принципы психологического ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших практиче­ских задач специальной психологии. Психологическое изучение дает неоценимые материалы, необходимых для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиаг­ностических методик. В своей практической работе специальные психологи при обследовании детей с на­рушениями в развитии руководствуются определенны­ми принципами.

1. Принцип комплексного подхода к изучению ре­бенка. Этот принцип предполагает проводить всесто­роннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, умений, навыков и всей личности в целом. Обследование предполага­ет использование различных психодиагностических методик, что является важной частью общей диаг­ностической системы. Принцип комплексного подхода к изучению ребенка предполагает не только психоло­гическое исследование, но и анализ состояния нерв­ной системы ребенка, его сенсорной и двигательной сферы. В соответствии с принципом комплексного подхода обследованием ребенка занимаются психо­логи, дефектологи, сурдопедагоги, невропатологи, психиатры и др.

2. Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии

, предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а определение причин их возникновения и установления связи меж­ду ними. Это способствует выявлению основных осо­бенностей познавательной сферы ребенка, его инте­ресов, увлечений и личности в целом.

3. Принцип динамического изучения ребенка. Ос­новой для выделения этого принципа является поло­жение Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития ребенка. Л. С. Выготский выделял зону ближайшего развития ребенка, которая подразумева­ла уровень трудности задач, решаемых ребенком само­стоятельно, и зону ближайшего развития, т. е. уро­вень трудности задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. В соответствии с этим прин­ципом при изучении ребенка необходимо выяснить знания, умения, навыки ребенка, а также потенциаль­ные возможности детей. Реализация принципа дина­мического изучения ребенка предполагает использо­вание наряду с диагностическими методиками методики, позволяющие определить зону его ближай­шего развития.

4. Принцип единства качественного и количествен­ного подходов при оценке психического развития. При реализации данного принципа предполагаются анализ процесса выполнения задания (рациональ­ность, последовательность операций, логика, на­стойчивость в достижении цели, доведение работы над заданием до логического завершения и пр.) и учет конечного результата деятельности. При этом учитыва­ется взаимосвязь качественных и количественных по­казателей.

47.

48.

49.

50. Л.С. Выготский о структуре и путях дефекта. Дефект и компенсация. Теории компенсации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.