Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и методы специальной психологии.






Специальная психология - область псих. наук, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.

Предметом специальной психологии, как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, проблемы их обучения и воспитания.

Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и сред-ми, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Основной целью спец. псих. сопровожде­ния в системе образования является выявление, устранение и пред­отвращение дисбаланса м/у процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возмож­ностями.

Задачи специальной психологии:

1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушением развития:

• раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей;

• раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

• раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;

• установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.

2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развития психики в целом и различных психических процессов.

4. Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.

Методы специальной психологии. Выбор конкретных методик для специальной психологии и других исследований всегда зависит от общих методологических установок. Виды: Изучение документов; Изучение продуктов деятельности; Наблюдение; Беседа; Эксперимент; Тестирование; Анкетирование

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.