Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вотанизм и Немецкая теософия






 

По мнению Листа, древние тевтонцы обладали

гностической религией, позволявшей людям проникать в

тайны природы. Вотан занимает место главного бога в

немецком пантеоне. Основными источниками для древней

религии служили руны и Эдда. Старая северная поэзия

Исландии рисует красочную мифологию язычников, ко-

торых Лист рассматривал как приверженцев Вотана, вы-

нужденных бежать из Германии, спасаясь от

христианских преследований на заре средневековья. Эдда,

таким образом представляет собой запись мифов и ве-

рований древних германцев. В Эдде Вотан почитался как

бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он

также считался магом и некромантом. " Хавамал" и " Во-

люспа" описывают как Вотан предавался ритуальному

самоистязанию, чтобы овладеть магическим ведением

тайн природы. Если верить ученым XIX века, эти

действия являются формой шаманизма. Ценою боли

исполнитель ритуалов приобретает магическую и физиче-

скую силу. В " Хавамал" Вотан ранен копьем и, без-

защитный, привязан к дереву на девять ночей без воды

и питья. На вершине страданий к нему внезапно

приходит понимание рун. Спустившись с дерева, он со-

ставляет восемнадцать рунических заклинаний, заклю-

чающих в себе тайну бессмертия, способность к враче-

ванию себя, искусство побеждать врага в бою, власть

над любовными страстями. В " Волюспе" Вотан предлагает

Мимиру собственный глаз в обмен на пророческое ведение

будущего. Весьма вероятно, что этот миф напоминал

Листу его собственные оккультные откровения в период

слепоты 1902 года.

 

Руны общеизвестны как форма древнего северного

письма - выразительные, отделенные друг от друга

знаки - написанные или вырезанные в дереве, металле,

камне; но они также высоко ценились за их магические

свойства, способность служить амулетами

заклинаниями. Каждая руна имела имя и собственную

символику, выходящую за пределы ее фонетики и бук-

вального смысла. Необходимо признать, что Лист вы

ступил пионером оккультного чтения рун, поскольку он

первым связал рунический алфавит с руническим

заклинаниями Вотана в " Хавамал". Лист сопроводил каж-

дый стих Вотана особой руной, присовокупив также ее

оккультный смысл и окончательную формулу

заклинания. Предполагалось, что эти оккультные смыслы

и формулы составляют основное содержание вновь откры-

той религии вотанизма. Ее классические максимы был

таковы: " Познав себя, ты познаешь мир! "; " Заключи в

себе мир и ты станешь творцом универсума! "; " Не бойся

смерти, она не может убить тебя! "; " Твоя жизнь в руках

Бога, доверься ему! "; " Брак - корень арийской расы! "

" Человек одно с Богом! ". Ударение в этих максима

неизменно падало на внутреннюю силу человеческого

духа и его единство с Богом, открывающее гностическую

природу вотанизма.

 

Но вотанизм также подчеркивает мистическое

единство человека с миром и его магическую власть над

ним. Мир здесь описывается как непрерывная черед

превращений, как путь через " рождение", " бытие",

" смерть" и " возрождение". Вращение планет, смена вре-

мен года, процветание и упадок всего живого подтвер-

ждают истинность простой циклической космологи

За этой цепью перемен и превращений Лист видел

" первичные законы природы". Законы говорили о сокро-

венном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист

представлял себе как проявления духовной силы. Человек

оказывался неотъемлемой частью единого космоса и пото-

му был выужден следовать простому этическому правилу

жить в согласии с природой. Все напряжения и против

речия должны были изживаться в таинственном единении

человека и космоса. Расовая чистота выглядела естест-

венным следствием верности природе.

 

Двойственные идеи магической самости и мистичес-

кого единства в листовской версии гностической религии

Вотана отражают духовные противоречия романтизма

XIX веке, который, в свою очередь, являлся реакцией

на более общие культурные и социальные сдвиги, произо-

шедшие в Европе того времени. Георг Л. Мосс, исследуя

мотивы романтизма, в связи с этим писал: " Запутавшиеся

и прижатые к стенке, люди пытались быть собой. Но по-

скольку размах индустриальных преобразований, их

причины и следствия ускользали от разума, многие

рациональному решению проблем предпочли собственные

эмоциональные глубины. Желание найти самого себя

сопровождалось противоречивым стремлением принадле-

жать чему-то большему, нежели индивидуальная душа...

поскольку социальные условия выглядели лишенными

ясности и угрожающими, романтики искали такого все-

объемлющего единства, которое не имело бы отношения

к преобладающим экономическим и политическим обсто-

ятельствам".

 

Вот и Лист сформировал свою религию из архаических

материалов в пику современности. Его учение опиралось

на мощь и незыблемость индивидуального духа в царстве

природы. Как подлинный опыт древних германцев, эта

религия должна была воскреснуть в вере и моральном

единении нового движения пангерманистов.

 

Для воссоздания древнего знания Лист использовал

понятия современной теософии. В этом ему послужили

два различных источника. Первым стало творчество Мак-

са Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859-1916). Зе-

бальдт начал свою литературную карьеру как издатель

журнала " Практическое христианство" (1891) при со-

трудничестве Морица фон Эгиди, выдающегося пред-

ставителя Lebensreform в Германии. Много писал о путе-

шествиях и чужих странах. В 1897 начал публиковать

толстые тома по сексологии. Его " Ванидис" (1897) и

D. I. S. " Сексуальные религии" (1897) описывают сек-

суальные религии арийцев, священные евгенические

практики, предназначенные для укрепления чистоты

расы. Обе работы опубликованы Вильгельмом Фридрихом

в Лейпциге, известным своими теософскими изданиями

и проилллюстрированы магическими кривыми свастики;

рисунки делал теософский художник Фидус. Затем Зе-

бальдт опубликовал " Генезис" (1898-1903) в пяти томах,

где исследовал эротизм, либидо, манию в контексте сек-

сологии и расизма.

 

Берлинский автор с очевидностью предвосхитил

ариософию, соединив расовые доктрины с оккультными

идеями и сопроводив это сочетание причудливым истол-

кованием тевтонских мифов. Содержание " Ванидиса"

указывает на его склонность к выявлению метафизиче-

ского смысла символики немецкого пантеона. По Зе-

бальдту древняя арийская космология определялась твор-

ческим актом бога Мундельфори (Mundelfцri), который

создал мир из первоначального огненного хаоса. После

чего определилась двойственность полярных начал ма-

терии и духа, мужского и женского. Он настаивал на

значении евгенических мероприятий для арийского пре-

восходства, поскольку только соединение " чистых

противоположностей" могло бы освободить первоначаль-

ную энергию, заложенную в этой двойственности и тем

самым способствовать рождению отличного потомства.

Схожие идеи в последующие годы появились и в труда

Листа.

 

Первое указание на то, что Лист знаком с творчество

Зебальдта содержится в его анонимной статье

" Germanischer Lichtdienst", опубликованной в " Des

Scherer", сатирическом тирольском ежемесячном журна-

ле, сотрудничавшем с австрийскими пaнгepмaниcтaми.

Обсуждая религиозное значение языческих солнечных

феерий. Лист высказывал предположение, что этот риту-

ал символизирует первоначальное рождение солнца. Он

также утверждал, что свастика является священным

арийским символом, поскольку происходит

Feuerquirl - огненной метелки (венчика), вращением ко-

торой Мундельфори приводил космос к бытию. В сен-

тябре 1903 венский оккультный журнал " Гнозис"

опубликовал статью Листа, также отсылающую к 3е

бальдту. В ней исследуется " древнеарийская сексуальная

религия" и мистическая космогония, фазы которой

иллюстрируются иероглифами < f2.gif>. Здесь Лист

также впервые упоминает о бессмертии, перевоплощении

и кармической предопределенности. Он различает мeжду

экзотерической (вотанизм) и эзотерической (арманизм)

формами религиозного учения и пишет о неограниченной

власти, которую посвященные имели над обычными

людьми в древней Германии. Тевтонские боги, Вотан,

Донар и Локи понимаются им как символы эзотерйческих,

космологических идей, что является зембальдтианским

штампом, очевидным для современников. Этой статьей

Листа отмечен первый этап в истолковании германской

оккультной религии, главной заботой этого этапа высту-

пала расовая чистота.

 

В последующие несколько лет работы Листа

приобрели откровенно теософский характер. Его заметки

и ссылки постоянно указывают на " Тайную доктрину

Блаватской, опубликованную в немецком переводе

Вильгельмом Фридрихом, и на немецкое издание " Ут-

раченной Лемурии" Вильяма Скотта Эллиота с

описанием сказочного континента и исчезнувших

цивилизаций. Лист больше не употребляет привычное

" немцы" и " народ", но пользуется словами " ариогерман-

цы" и " раса", как будто подчеркивая совпадение с пятой

корневой расой в этнологической схеме Блаватской. Жре-

цы Вотана, вопрос о которых Лист впервые поднял в

1890-х годах, теперь превратились в просветленную

гностическую элиту посвященных (Armanenschaft), что

соответствовало иерофантам " Тайной доктрины".

в " Таинствах ариогерманцев" (1908) основные элементы

теософской космогонии в их предполагаемом отношении

к арийской вере хлынули потоком. Скрытые и явные

божества, рождение мира божественным дыханием,

первичный огонь как источник силы, напоминающей

Fohat, постепенная эволюция космоса в соответствии с

подчинением этой силы " законам природы", - все это

получило здесь детальную проработку. Заголовки разде-

лов сопровождались теософскими надписями и знаками

< f3.gif>. В синтезе теософии и немецкой мифологии за-

кладывался фундамент мировидения (weltanschaung)

Листа. Тогда как в первых трех " исследовательских отче-

тах" слово " теософия" применительно к воображаемому

миру тевтонских верований встречалось только случайно.

 

Лист обнаружил глубокое знание теософических де-

талей. Жизнь у него развивалась в соответствии с " раз-

мерностью", ее усиление предполагало прогрессивное вос-

хождение через круги. Он также упоминал о дирижаблях

и циклопических постройках атлантов. " Религия ариогер-

манцев" (1910) содержала долгое обсуждение

индуистских космических циклов, воодушевленное

гипотезой Блаватской. Лист был глубоко захвачен

количественным соответствием между арифметическими

загадками " Гримнизмал" в Эдде и числом лет в Калиюге,

самой короткой и наиболее упадочной из индуистских

эпох. Источником своих размышлений он считал " Тай-

ную доктрину" Блаватской. Астрологические анализы в

его книгах появились в 1910 году, в том же году Тео-

софский Издательский Дом выпустил первый популярный

немецкий астрологический журнал.

 

В " Die Bilderschrift der Arro-Germenen (1910) тео-

софская космогония описана следующим образом: изу-

чение того, как божество обнаруживает себя, ведет к

трем формам Логоса и соответствующим кругам огня,

воздуха, воды и земли. Лист изображает эти этапы при

помощи индуистских знаков Блаватской < f4.gif> и

связывает первые четыре круга с мифологическими тев-

тонскими царствами Муспильхайм, Асгард, Ваненхайм и

Мидгард, в которых правили соответственно драконы

огня, боги воздуха, титаны воды и люди. В его адаптаци

семи корневых рас для каждого круга тоже сказывается

влияние Блаватской. Лист полагал, что ариогерманцы

представляли пятую действующую расу в нынешнем кру-

ге, а имена мифических тевтонских гигантов приписывал

четырем предшествующим расам. Дилювиальные атланты

были признаны родственными титану Бергельмиру,

пережившему потоп в северной мифологии, а треть

раса - титану Трудгельмиру. Соглашаясь с Блаватской

Лист полагал, что третья раса (ее лемурианцы) первой

перешла к половому размножению. Две первые расы

родственные Имиру и Оргельмиру, были андрогинами

соответствовали астральной и гиперборейской расам

схеме Блаватской.

 

Эта германизация теософии представлена трем

таблицами в приложении. Первая из них иллюстрируя

эволюционные ступени одного полного циклического

перехода от единства к множественности и до возвра-

щения к единству. Теософские понятия неявного и явного

божества, трех форм Логоса, пяти первоначальных сфер

(включая эфир) и появление человечества Лист сопро-

водил германизованными мифологическими эквивален-

тами. Так, божество Аллватер раскрывалось у него

трех формах Логоса, каковы Вотан, Вили и Ви. Серии

направленных против часовой стрелки трискелионов

свастик, перевернутые треугольники, символизировал

этапы космической эволюции нисходящего цикл

(движение от единства к множественности), в то время

как движение по часовой стрелке и линии, обращенных

вверх, свидетельствовали об обратном пути к богу.

Взаимное наложение " падающих" и " восходящих" линий

образовывало знак сложной структуры, похожий на гек-

саграмму и Мальтийский Крест < f5.gif>. Лист утверждал, что

эти последние знаки особенно священны, поскольку они

соединяют противостоящие силы творения: на вершине

цикла они указывают на ариогерманского богочеловека

высшую форму, которой только может достичь жизнь в

универсуме. Две другие таблицы содержат каббалистиче-

скую схему " соответствий" между растениями, деревьями

птицами и божествами классического и немецкого пан-

теонов. Франц Гартман комментировал эту работу,

сравнивая ее с " Разоблаченной Изидой" Блаватской и

хвалил Листа за раскрытую им связь германских и

индуистских учений.

 

В 1914 году Лист опубликовал шестой и последний

из своих " исследовательских отчетов", " Протоязык

ариогерманцев", в котором вводились все новые тео-

софские понятия применительно к национальному прош-

лому. Для корневых рас лемурианцев и атлантов он

предназначил земли затонувших континентов, о которых

он прочитал у Вильяма Скотта-Эллиота, чью карту и

зоспроизводил. Лист думал, что доисторические мегалиты

и огромные обломки скал Нижней Австрии указывают

на сохранившиеся Атлантические " островки" в центре

современного европейского континента. На карте, прила-

гаемой к работе. Лист пытался соединить геологические

периоды Земли, по данным современной палеогеографии

с фазами последнего теософического круга 4 320 000 000

лет или кальпа по индуистской хронологии.

 

Почему же теософия стала такой важной частью

исследований Листа? Один из ответов на этот вопрос

может связываться с чрезвычайной модой на теософию

и с тем фактом, что многие участники Общества Листа

глубоко интересовались оккультизмом. Фридрих Ванек,

например, был рьяным спиритуалистом и верным

учеником теософских махатм, Мория и Куут Хууми;

полковник Блазиус фон Шемуя (1856-1920) был связан

с мистической школой Алоиса Мэландера в Дармштадте,

с 1890, среди последователей которого были также Франц

Гартман и Вильгельм Губбе-Шлейден. Шемуя был вы-

дающимся теософом и другом Деметера Джоржвитца-

Витцера (1873-1949), издававшим Zentralblatt fьr

Okkultismus и писавшим различные оккультные труды

под псевдонимом G. W. Surya; Макс Зелинг написал

статью о Мэландере и другие книги по спиритизму и

оккультизму; Фридрих Швиккерт (1857-1930) изучал

труды сэра Эдварда Бульвер-Литтона и написал иссле-

дование об эликсире жизни. Он же стал одиним из ве-

дущих астрологов в Веймарской Германии; Карл Хейзе

оыл участником культа Mazdarnan и вместе со своим

оратом Генрихом основал коммуну под названием

" Ариана" близ Цюриха; Владимир фон Эглоффштейн

увлекался хронологическими построениями, касательно

циклов и написал эзотерическую историю церкви. На-

конец, и сам Ланц фон Либенфельс со своим мощным

направлением расистского оккультизма многим был обя-

зан теософии. Лист заимствовал некоторые идеи у своего

 

молодого друга: об оккультном значении тамплиеров, о

манихейской борьбе между расой господ (ариогерманцы)

и расой рабов (не-арийцы); о первоначальной родины

арийцев, исчезнувшем полярном континенте под на-

званием Arktogдa.

 

Теософия предлагала этим людям целостный взгляд

на мир, возможность видеть настоящее через призму

прошлого. Воображаемое прошлое оправдывало множе-

ство самых разных социальных, политических и куль-

турных идеалов, таких как расизм, магия, иере

фантический элитаризм, единодушно отвергавших со

ременный мир. Будучи вполне мифологическим, это

оправдание все же включало в себя современные научные

достижения, представления об обществе и истории

ссылки на сверхъестественное. И это было спасением для

тех, кого не устраивала современная жизнь. В лучшем

случае, оккультные предрассудки могли усилить и на-

полнить смыслом сопротивление происходящим социаль-

ным процессам. В худшем случае, они позволяли уйти

в мир фантазии, где обладатели истинного знания могли

чувствовать себя удобно и издалека сетовать на беды

мира действительного.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.