Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданско-правовая ответственность врачей-косметологов






Гражданско-правовая ответственность может возникать при обращении потребителя услуги (пациента) с претензией на качество оказанной услуги и требованием о возмещении вреда. При досудебном порядке рассмотрения претензии пациент обращается непосредственно в клинику. В случаях, если в досудебном порядке спор не урегулирован, в суд подается иск с требованием компенсации морального вреда в связи с повреждением здоровья при оказании медицинской помощи и возмещения имущественного ущерба – если были затраты на восстановление здоровья, приобретение лекарств, иные расходы, связанные с некачественно оказанной услугой и устранением ее последствий. Иск подается по месту нахождения ответчика, по месту жительства истца или по месту причинения вреда (ст. 28, ч. 5, 7 ст. 29 ГПК РФ). Сроки исковой давности на такие требования не распространяются, но возмещению подлежат затраты не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (абз. 4 ст. 208 ГК РФ). В зависимости от обстоятельств дела и выбранной позиции требования могут быть основаны ст. 15, 150, 151, 401, 1064, 1068, 1084–1094, 1095–1098, 1099, 1101 ГК РФ; ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, положениях Закона о защите прав потребителей.

Естественно, что ответчиком по иску является медицинская организация, а не врач. Но организация, к которой предъявлен иск, возместив ущерб пациенту, в свою очередь может – и на практике предъявляет - имущественное требование к врачу в порядке регресса, так как врачу были вменены по должности соответствующие обязанности о предоставлении медицинских услуг в соответствии с установленными Порядками оказания медицинской помощи.

Для большинства дел о некачественно оказанной медицинской услуге характерна именно гражданско-правовая ответственность. Следует иметь в виду, что при предоставлении медицинских услуг по профилю «Косметология» большинство претензий и исков от пациентов подается в связи с недостижением ожидаемого и/или заявленного эффекта от медицинского вмешательства. При этом в исковых требованиях формулируются такие неоправдавшиеся ожидания характеризуются как некачественно оказанная услуга.

Анализ судебных решений показывает, что суды точно разделяют понятие «эффект» и «качество услуги». Судебная практика идет по следующему пути: косметологические услуги направлены на устранение косметических дефектов, на улучшение внешнего вида; данные услуги не являются необходимостью, как правило, не имеют целью излечение от заболевания, а значит, пациент сознательно и без какой бы то ни было необходимости (угрозы жизни или здоровью) соглашается на эти манипуляции. Соответственно, ответственность за достигнутый результат не может быть возложена на врача-косметолога. Эффект при оказании медицинской помощи по зарегистрированным Минздравом России методикам не является зоной ответственности врача в случае, если услуга была выполнена качественно.

В этой связи понятие «качество медицинской услуги» является ключевым при рассмотрении споров и установлении ответственности врача и организации. И если для обеспечения качества оказания услуг к организации предъявляется широкий ряд требований (от организации внутреннего контроля качества и работы врачебной комиссии до оснащения и контроля обращения лекарственных средств в клинике), то сфера ответственности врача-косметолога лежит в соблюдении установленных порядков оказания медицинских услуг. Основные критерии качества оказания медицинской услуги отражены в Приказе Минздрава России N 422ан 07.07.2015 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

К таким критериям относятся (приводится неполный перечень):

А) Правильность отражения оказанной услуги в медицинской карте пациента (ф025/у) – Приказ Минздрава России N 834н от 15.12.2014 г. «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»;

Б) Соответствующее информирование пациента о предоставляемых услугах и оформление информированного добровольного согласия - Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н " Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства";

В) Соблюдение порядков первичного и повторного приема, а также составление плана лечения - Приказ Минздравсоцразвития РФ N 381н от 18.04.2012 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология».

Все перечисленные критерии находятся в зоне ответственности врача, так как указанные документы оформляются врачом-косметологом. В случае выявления нарушений в заполнении указанных документов организация может «перенаправить» имущественные претензии со стороны пациента врачу, так как будет доказана персональная вина сотрудника-исполнителя услуги в некачественном ее предоставлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.