Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учредительное собрание и Веймарская конституция.

Ноябрьская революция в Германии

Возникновение Веймарской республики непосредственно связано с той экстремальной ситуацией, которая сложилась в конце первой мировой войны и Ноябрьской 1918 г. революцией в Германии. В ряду революционных событий в Европе, после Октябрьской революции в России, Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 г. занимает особое место

Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии, под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии -Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим.

Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности.

Учредительное собрание и Веймарская конституция.

Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г.. буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две)-13, 5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре -небольшом тогда культурном центре Германии. В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, бывшего шорника, члена правления социал-демократической партии с 1905 г., руководителя социал-демократической партии и рейхстага с 1916г., назначенного канцлером Германии (по указу принца Макса Баденского). Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное - приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против - 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23).

Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария -10, Саксония - 7, Баден - 3 и т.д. При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики (" империи"). Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму (ст.68).

67. Германия в период фашистской диктатуры. Государственный строй и политика: правовые отношения.

В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была в принципе другая государственная организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем прежде в Германии и вообще в западном конституционализме, право-государственные принципы. Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти. Основополагающим для диктатуры стал закон 24 марта 1933 г. «Об устранении бедственного положения народа и империи». Согласно закону за имперским правительством закреплялось впредь неограниченное право издания законов, включая те, которые «могут уклоняться от имперской конституции» (не затрагивая правового положения райхстага, райхсрата и президента). По оценке виднейшего нацистского правоведа К. Шмитта, этот закон «в сущности и есть конституция современной германской революции». Закон первоначально был принят на 5 лет – до 1937 г., но затем был продлен, последний раз – 10 мая 1943 г. и стал одним из наиболее стабильных постановлений. В дальнейшем громадное большинство законов в Германии были приняты именно как правительственные постановления, либо как указы главы правительства.

В государстве формально продолжало существовать народовластие – и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Основной формой стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера: о выходе из Лиги Наций (1933 г.), о президентских полномочиях райхсканцлера (1934 г.), об объединении с Австрией (1938 г.). Сохранялся и райхстаг. Однако, согласно программному заявлению Гитлера, правительство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у райхстага, а во-вторых, состав парламента определялся по-новому: в ходе плебисцита народное «голосование» одобряло около 2 тыс. официальных кандидатов, из которых Гитлер по собственному усмотрению выделял 810 депутатов. Значение райхстага было еще более сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.

Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров (в 1933 г. он провел 31 зас., в 1937 г. - 6 зас., последнее – 5 февраля 1938 г.). Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности, появились такие административные монстры как Министерство пропаганды (1933), охватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Министерство экономики и др.

68. Поражение Германии. Потсдамская конференция и ее итоги. Боннская конституция 1949 года. Воссоединение.

Осенью 1944 г. войска западных держав — участниц антигитлеровской коалиции подошли к границам Германии. В декабре этого года немецкое командование начало контрнаступление в Арденнах (Бельгия). Американские и британские войска оказались в трудном положении. Д. Эйзенхауэр и У. Черчилль обратились к И. В. Сталину с просьбой ускорить наступление Красной армии, чтобы отвлечь немецкие силы с запада на восток. По решению Сталина наступление по всему фронту было начато 12 января 1945 г. (на 8 дней раньше, чем планировалось). У. Черчилль впоследствии писал: «Это был прекрасный подвиг со стороны русских — ускорить широкое наступление, несомненно, ценой человеческих жизней». 29 января советские войска вступили на территорию германского рейха.

Потсдамская конференция (1945 год) стала последней встречей высших руководителей антифашистской коалиции. Она была самой продолжительной по времени (с 17 июля по 2 августа) и существенно отличалась по характеру от всех предыдущих (в Тегеране и Ялте). Вместо Рузвельта на этой конференции уже присутствовал Трумэн, а Черчилля сопровождал Эттли (лидер лейбористской партии). Только представительство СССР было прежним. Потсдамская конференция продемонстрировала, что к этому времени между странами «Большой тройки» отношения уже были накалены до крайней степени и достигли предельного напряжения. Америка и Англия обвиняли СССР в нарушениях Ялтинских соглашений в отношении Польши и Румынии; СССР в ответ указал Англии на то, что она поддерживает национальные элементы в Греции.

Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время.

Перспективной особенностью содержания Основного закона 1949 г. было то, что он номинально распространял свое действие и на граждан восточной зоны и адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления «единства и свободы Германии».

Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым государством». Понятие «демократического» подразумевало, что «вся государственная власть исходит от народа» и осуществляется через выборы и голосования. Понятия «социального» и «правового» строя (тесно связанные с традициями германского конституционализма первой половины XIX в.) означали, что интересы общества, закрепленные в праве и законе, первенствуют и перед задачами собственно государственной деятельности и перед интересами частных лиц.

69. Японское государство в период между двумя мировыми войнами.

Новая политическая структура. Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее кресть- ян-аревдаторов на крайне скудное существование, одерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся. Социально-экономические И политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х — начала 30-х годов. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и акти- визации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.

В 1937—1939 и 1940—1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ — сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбацу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мииуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься. Взамен создавалась полуобщественная, полугосударственная организация — Ассоциация помощи трону, низовые ячейки которой охватывали всю страну. Ассоциацию возглавлял министр-президент, а ее основные подразделения возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий. В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы «общества служения отечеству», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами.

70. Япония после Второй мировой войны.

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая верховная власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Главные виновники войны были преданы суду Международного трибунала и осуждены. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, упразднения всех других органов военно-террористического подавления, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, фиксировавших военно-полицейский режим.

Государственный аппарат управления подвергся " чистке", хотя и не полной; были уволены наиболее шовинистически, милитаристски настроенные чиновники. Важные преобразования были проведены в области социально-экономических отношений. Так, а 1946 г. законом об аграрной реформе упразднялось крупное (по японским масштабам) землевладение, главным образом помещичье. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (около 9 га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам. Для предотвращения возможной спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее перепродажу.

Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с декартелизацией " дзай-бацу" (военно-промышленных монополий). Хотя полной демонополизации и не было проведено, тем не менее в результате некоторого разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий, главным образом акционерных. Контрольный пакет акций многих из них оказался в руках крупного капитала. Были демократизированы основы трудового и социального законодательства: устанавливалось право на создание профсоюзов, заключение ими коллективных договоров, право на проведение забастовок при наличии определенных условий, 8-часовой рабочий день и т.д. Вводился относительно демократический порядок социального страхования.

В итоге реализации достаточно радикальных социально-экономических и политических мер первых послевоенных лет было ликвидировано не только все, связанное с " новой политической" и " новой экономической" структурами, но и пережитки феодализма. Общественно-экономический строй Японии был преобразован на либерально-демократической основе.

71. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе (Германии, Италии и Японии). Общее и особенное.

-----------Партия Гитлера возникла в 1919 г. Официально она получила название «национал-социалистической рабочей партии». Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии.

Результатом выборов в ноябре 1923 г. был приход к власти фашистской партии. Формирование фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе «фюрера». В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер.

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось.

------------ На протяжении 1904-1908 гг под руководством Итальянской социалистической партии прокатилась волна национальных забастовок рабочих, требовавших повышения зарплаты, улучшения условий труда, признания профсою­зов, отставки правительства. Активно внедрялись идеи на­ционализма, которые становились все более агрессивными и перерастали в фашизм, начинается проведение политики милитаризма.

В 1910 г. создана Националистическая ассоциация, которая и проводила курс на политику силы против других государств. Ливийская война укрепила нацио­налистические идеи. Либеральное правительство Джолитти в 1914 г. сменило консервативное правительство Саландры. Италия вступила в Первую мировую войну в1915г. В1919г. в Милане была создана первая фашистская организация — Союз борьбы. Союз первоначально выдвигал требования, которые были близки народу. В действительности вся деятель­ность фашистов была направлена на разжигание национали­стических настроений захватнической внешней политики.

Вождем итальянских фашистов стал Бенито Муссолини. В 1921 г. в Риме Союз борьбы оформился в политическую партию, у которой было уже 300 тыс. сторонников. Посте­пенно вся полнота законодательной и исполнительной влас­ти переходит к фашистам. Королевская власть свергается насильственным путем. Муссолини становится единствен­ным правителем государства, уничтожая все препятствия на своем пути. Агрессивность внешней политики Италии сопро­вождалась милитаризацией страны. В сентябре 1940 г. Гер­мания, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о по­литическом и военно-экономическом союзе. Он определил сферы влияния каждого из трех государств, провозгласил целью раздел мира и порабощение народов.

------------ В Японии не произошло перехода государственной власти к фашистской партии и создания диктатуры, заменяющей прежний государственный аппарат, но постепенно и планомерно господствующая роль закреплялась за наиболее реакционными и агрессивно настроенными элементами. К 1933 г. в Японии насчитывалось несколько сот реакционных организаций, из них более 80 крупных.
Фашистское «молодое офицерство» в борьбе за власть стало на путь заговоров, убийств и путчей. Один из его руководителей — генерал Араки, требуя коренных преобразований японской государственной политики, давал понять, что военщина готова стать идейным вдохновителем движения за агрессивный курс, направить его на осуществление планов японского империализма.
В стране широко распространялась печатная продукция, воспевавшая войну, завоевания, убийства, смерть. Фашистские писаки вбивали в голову каждого японца, что мужчина — это только «мясо великого стада войны», а женщина — покорная рабыня, добыча воина. Воспевая Пафос легкой смерти, они призывали японцев не рассуждая умирать за императора.Эти идеи особенно усердно пропагандировались среди военнослужащих, которых давно готовили к завоевательным походам в соседние страны. В 20-е и начале 30-х годов происходила реорганизация армии, оснащение ее новейшими образцами стрелкового и артиллерийского вооружения. По мнению японских правящих кругов, в 1931 г. создалась благоприятная внутренняя и международная обстановка для осуществления захватнических планов. Глубокий и длительный экономический кризис, охвативший капиталистический мир, сильно поразил и Японию. Промышленный кризис совпал с аграрным. В стране резко упало производство промышленной продукции, армия безработных и полубезработных достигла почти 3 млн. человек. Заработная плата рабочих значительно уменьшилась. В 1931 г. внешняя торговля по сравнению с 1929 г. снизилась по экспорту на 47 и по импорту на 55 процентов х. Цены на отдельные важные промышленные товары и основные продукты сельского хозяйства — рис и шелк-сырец — упали более чем наполовину.

73.Государства Латинской Америки в 19 – 20 веке.

Конец 19 - начало 20 века продемонстрировали человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в это время. В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.

Образование государств в Латинской Америке явилось важнейшей предпосылкой для ускорения развития капиталистических отношений. В Мексике, Бразилии, Чили создавались основы лёгкой промышленности, возникла банковская система. Сохранение крупного помещичьего землевладения и привилегий церкви способствовало консервации различных форм докапиталистической эксплуатации.

Господство класса рабовладельцев, которому в конце 40-х годов XIX в., казалось, ничто не угрожало, в значительной мере опиралось на растущий спрос, предъявляемый мировым рынком на товары, производимые в странах Латинской Америки: сахар и особенно ко­фе, становившиеся главным богатством латиноамериканских стран. Эти товары производились ра­бами. Самое большое число рабов было ввезено в Латинскую Америку именно после 40-х годов. Минуя английские кордоны, работорговцы ввозили в страны ежегодно невольников, которые не ведали, что в ней существует закон, предо­ставляющий им свободу.

Однако, как ни казалось прочным положение рабовладельцев Латинской Америки, они стояли на той грани, за которой должно было наступить неизбежное ослабление их господства. И эта грань не была порождением только латиноамериканской действи­тельности. Она была местным выражением процесса, происходившего в миро­вом масштабе.

Рабство в Америке было долгое время залогом развития европейской, в частности английской, промышленности. К середине XIX в. оно стало утрачивать эту роль. Более того, оно уже делалось постепенно тормозом дальнейшего капи­талистического развития Европы. Это находило свое выражение в том, что Анг­лия все более жестоко преследовала работорговлю, все решительнее использовала свое влияние на бразильское правительство, чтобы заставить его проявить активность в этом направлении. 8 августа 1845 г. в Англии был принят Акт Эбердина. Он предоставлял английским кораблям право захватывать любое судно, подозреваемое в перевозке рабов, и предавать работорговцев суду адмирал­тейства.

 

74. Возникновение и развитие социалистических стран в 20 веке

Образование мировой социалистической системы в середине XX века явилось закономерным результатом развития мировых экономических и политических сил в период общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы и становления коммунизма как единой всеохватывающей общественно-экономической формации. Возникновение и развитие мировой системы социализма составило важнейший объективный итог международного революционного рабочего и коммунистического движения, борьбы рабочего класса за своё социальное освобождение. Оно является непосредственным продолжением дела Великой Октябрьской социалистической революции, положившей начало эпохе перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Успехи СССР в строительстве социализма, его победа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. над фашистской Германией и милитаристской Японией, освобождение Советской Армией народов Европы и Азии от фашистских оккупантов и японских милитаристов ускорили созревание условий для перехода на путь социализма новых стран и народов.

В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии), а также борьбы корейского и вьетнамского народов в 1944—1949 гг. победили народно-демократические и социалистические революции. С этого времени социализм вышел за пределы одной страны и начался всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 году на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 50—60-х гг. XX века в мировую систему социализма вошла первая социалистическая страна Западного полушария — Куба.

Страны мировой социалистической системы начали процесс создания нового общества с разных уровней экономического и политического развития. При этом у каждой из них были свои история, традиции, национальная специфика.

В мировой социалистической системе состояли страны, имевшие ещё до 2-й мировой войны 1939—1945 многочисленный, закалённый в классовых битвах пролетариат, в других же рабочий класс к моменту свершения революции был малочислен. Всё это породило определённые особенности в формах строительства социализма.

75. Государственно-правовое развитие европейских стран в новейшее время.

Две мировые войны — 1914–1918 гг. и 1939–1945 гг. — стали центральными, всемирно значимыми событиями новейшей истории, по-своему трансформировав государственную и правовую эволюцию отдельных стран. В итоге Первой мировой войны рухнули несколько крупнейших монархий тогдашней Европы, насчитывавших многовековые традиции — России, Германии, Австро-Венгрии, и в целом было положено начало полному отмиранию классической монархии как государственной формы, сложившейся в Новое время. В итоге Второй мировой войны сложились условия, позволившие на несколько десятилетий сформироваться системе стран с социалистическим право-государственным укладом, который в ряде принципиальных отношений представлял полное отрицание всего мирового опыта развития государственных и правовых институтов.

Государственные и правовые процессы Новейшего времени разнообразны и разнородны. Однако одной из наиболее отличительных черт государственного порядка Новейшего времени (практически всех самостоятельных в своем развитии политических обществ) стало особое возрастание государственного значения исполнительных структур, правительственных институтов, вплоть до возрождения единоличной власти в новом демократизированном обличье выборных президентов, глав государств и т. д. Никакому правителю древности не принадлежали и не могли принадлежать такие реальные полномочия в отношении населения собственной страны, какие принадлежат главам государств или правительств многих крупнейших стран современности и какие они могут реализовать с несравненно большим успехом, опираясь на современные средства связи ж и транспорта, военные и информационные организации. Приоритет законодательной власти, под знаком которого протекали общественно-политические процессы Нового времени, оказывается в этих условиях не более чем мифом, идеалом Эпохи Просвещения, XVIII века, тесно связанным с идеей народного суверенитета и почти никогда не зафиксированным в действенных и реализуемых государственных институтах.

Новейшее время принесло с собой очевидное сближение форм государственного и правового развития Европы (определявшей облик Нового времени) и стран Азии, Африки, Латинской Америки. Пробуждение Азии в начале XX в., крах колониальных систем в середине XX в., череда национально-освободительных революций сформировали несравненно большее разнообразие государственных форм, политических режимов, в целом право-государственных укладов, чем то было характерно для предыдущих эпох.

Еще одним важнейшим итогом Новейшего периода стало возникновение новых форм международно-правового сотрудничества, международных объединений и организаций, которые стали действенными субъектами мировой политики, в некоторых случаях (как с Европейским сообществом) создавая совершенно новые, не известные предыдущей мировой истории виды государственного единства и правовых систем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вводные конструкции | Февральская буржуазно-демократическая революция.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.