Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв






Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв. до н. э. Своим характером и направ­ленностью содержания, особенно методом фило­софствования она отличается от древних восточ­ных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методо­логическую последовательность, характерную для греческой философии.

В развитии античной философии можно при­близительно выделить четыре основных этапа \ Разумеется, возможны и другие варианты периодизации. См., напр.: Tatarkiewicz V. Historia filozofii I. Warszawa, 1970.-S. 6; teller E. Die Philosophie der Griechen. Tubingen, 1844—1852; Diets H. Doxografi Graeci. Berdini, 1879; Fragmente der Vorsok-ratiker. Berlin. 1903; Кгапг W. Voi sokratische Denker. Berlin, 1939; Capelle W. Die Vorsokratiker. Leipzig, 1935. \.

Первый этап (от формирования собственно гре­ческого философского мышления до перелома V—IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это вре­мя, — как досократики. Философское движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии античного фи­лософского мышления, который, однако, нельзя свя­зывать исключительно с личностью Сократа. Пот­ребность в новом типе знания (а значит, и философ­ствования) вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на пробле­матику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого поли­са. Определенным образом они замыкают этот этап развития античной философии, ибо выступают с тематикой, которая уже типична для философии сократовского периода.

Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.— определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристоте­ля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная, научная и политическая жизнь со­средоточена, в частности, в Афинах И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой куль­турной и научной жизни. Укрепление политиче­ского влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической греческой демократии.

С установлением гегемонии Македонии и с упад­ком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV—II в. до н. э) В по­давляющем большинстве работ этот период опре­деляется как эллинистический. В отличие от клас­сического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену высту­пает целый ряд всевозможных философских направ­лений и школ. Многие из них возникли под влия­нием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением обществен­ной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в раз­витии античной философии (I в. до н. э—V—VI вв. н. э) \ В литературе приводятся две относительно точные даты: 476 г.—упадок Западно-Римской империи или 529 г.—закрытие философских школ в Афинах императором Юстинианом. \ приходится на период, когда решающей си­лой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в соб­ственном смысле слова. Было бы слишком сложно исчерпывающим образом ответить на вопрос, что нового приносит (в содержание или методологию) римский период античной диалектики? Следует прежде всего сказать, что в этот период (1—II вв. н э) формируются начала христианской филосо­фии, которая (о чем речь пойдет дальше) хотя и имеет внешне много схожего с другими философ­скими направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.