Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Потребительское поведение

 

1.Теория предельной полезности

2. Моделирование потребительского поведения

 

1.Теория предельной полезности

 

Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:

- абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;

- конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

Эти виды полезности одного блага для разных людей будут различны. Абстрактная полезность очков для человека с нормальным зрением будет намного ниже, чем для человека с пониженным зрением. Конкретная полезность данной пары очков также будет различна для людей с разными нарушениями зрения (например, дальнозорких и близоруких).

Конкретная полезность данного блага у каждого человека также своя, и зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы товара. Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность товарами. Потребитель стремится иметь наибольшее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Если A, B, C являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами A и B и между B и C, то он также безразличен в выборе между A и C.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага A, если ему предложат взамен бó льшее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

2. Моделирование потребительского поведения

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей), показывающие предпочтения потребителя и бюджетное ограничение. Предпочтения потребителя касаются многих благ, однако в целях упрощения рассматриваются обычно два блага – X и Y.

Кривая безразличия U – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, когда потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства совокупности товаров, однако при этом они всегда имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются. Набор кривых безразличия, в котором каждая последующая кривая располагается выше и правее предыдущей, называется картой кривых безразличия.

Кривая безразличия U1 графически отображает набор из товаров X и Y, который обладает одинаковой полезностью для потребителя (рис. 6.2). Допустим, что благо X является молоком, а благо Y – хлебом. Представим, что потребителю все равно – съесть 2 батона хлеба и запить его одним пакетом молока (точка А) или съесть 1 батон хлеба, запив его двумя пакетами молока (точка В). Кривая безразличия U1 представляет все множество комбинаций хлеба и молока, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия (U2 или U3), тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Любой набор, лежащий на кривой безразличия U2, предпочтительнее любого набора на кривой безразличия U1, а набор, лежащий на кривой безразличия U3, будет предпочтительнее набора на кривой безразличия U2.

Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия или бюджетное ограничение (линия цен и расходов). Она показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег (дохода). Если I – доход потребителя, PX – цена товара X, PY – цена товара Y, а X и Y – соответственно купленное количество товаров, то уравнение бюджетного ограничения будет иметь вид:

I = PXX + PYY.

Сущность бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров X и Y. Если потребитель весь доход I израсходует на покупку товара X, то он сможет приобрести его в количестве I/PX. Если весь доход пойдет на приобретение товара Y, то потребитель купит его в количестве I/PY (рис. 6.4).

 

I/Рy

 

Рис. 6.4. Бюджетное ограничение (бюджетная линия) [2]

 

Уравнение бюджетной линии (линии цен) для товаров X и Y примет вид:

Y = I/PY – (PX/PY) X и X = I/PX – (PY/PX) Y.

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу I и поэтому доступны для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят дороже и поэтому недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество желаемых для потребителя наборов.

Соединим на одном графике кривые безразличия и бюджетную линию. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя (рис. 6.5).

 

 

Рис. 6.5. Положение равновесия потребителя (оптимум потребителя) [2]

 

Потребитель не выберет точки A и B, в которых бюджетная линия пересекает кривую безразличия U1, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Потребитель выберет точку E, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия U2, расположенной выше кривой U1. При этом оптимальный для потребителя товарный набор E содержит XE единиц товара X и YE единиц товара Y.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация обеспечения производственных цехов материальными ресурсами | Их не нужно даровых благ, их




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.