Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мемориальный заповедник






Само это название сочетает в себе две различные по характеру восприятия, но одинаковые по силе воздействия части: мемориальный музей заповедник. Мемориальный музей – это комплекс дома, построек сооружений, предметов быта обстановки, сохранившихся в неприкосновенности или реставрированных, но воссоздающих реальную обстановку, в которой жил и работал выдающийся деятель прошлого. Это «статичный» музей, где всё – обстановка, дом, службы –поддерживается неизменным, как бы «застывшим» на какой-то вполне определенный период. Однако все созданное человеком подвержено старению: в ветхость приходят и здания, и предметы быта. Их обновление т.е. реставрация, или восстановление, связано с применением новых материалов при условии сохранения их внешнего вида. Восприятие облика таких предметов посетителями остается неизменным, но объект приобретает уже мемориальное значение и ценность его в комплексе мемориального музея сохраняется.

Мемориальный заповедник – это естественные и искусственные ландшафты мемориальных мест, дошедших до наших дней сады и парки, леса и рощи, луга, реки, пруды и озера, т.е. все то, что составляет природное окружение мемориального музея.

У мемориального заповедника две функции – историческая и природоохранная. Наряду с сохранением ценных природных ландшафтов здесь постоянно поддерживается или восстанавливается природное окружение мемориального музея на определенный исторический период.

В практике мы встречаем различные названия мемориальных объектов: мемориальный музей-заповедник, мемориальная усадьба, усадьба-заповедник, музей-усадьба. При всем различии названий эти объекты объединены функционально наличием на их территории «статичного» музея и природного комплекса, который и является предметом наших исследований и отношении принципов его мемориализации и проблем сохранения.

Принцип мемориализации объекта в целом впервые был определен в известном высказывании В.И. Ленина по поводу хамовнической усадьбы Л.Н. Толстого. В 1920 году В.И. Ленин посетил дом Толстого в Хамовниках и увидев картину запустения и разорения в бывшей московской усадьбе писателя, дал В.Д. Бонч-Бруевичу, сопровождавшему его, подробные указания о том, как вернуть к жизни этот дорогой сердцу каждого человека уголок московской земли.

Принципиальный подход к мемориальному объекту выражается в том, что вся совокупность, его предметов и обстановки сохраняется и поддерживается в историческом виде. В настоящее время этот принцип трансформировался в положение о «наиболее полном воссоздании реальной обстановки на памятном месте».

Усадебные сады и парки с окружающими ландшафтами, реки, озера, леса, луга и пашни как составная часть мемориального заповедника должны также воспроизводить реальную обстановку. Но здесь мы имеем дело с постоянно меняющимися во времени природными компонентами, и вопрос сохранения и поддержания их внешнего вида оказывается довольно сложным. В отношении насаждений мемориальность определяет такие понятия, как породный состав и размещение растительности на территории объекта, характер ландшафтов и пейзажей, элементы декоративного оформления, видовые точки, перспективы как внутренние, так и внешние. Всю совокупность этих элементов природного комплекса можно назвать ландшафтным обликом мемориального объекта.

Мемориальность объекта всегда связана с определенным периодом мемориализации, т.е. временем, на которое фиксируется облик данного объекта. Как правило, этот период определяется целевым назначением музея и отражает тот или иной этап в жизни мемориального лица в данном месте. Так, в Ясной поляне все мемориальные объекты фиксируются на год смерти Толстого; в Спассом-Лутовинове – на год последнего приезда И.С. Тургенева на родину; в михайловском – на годы ссылки поэта (1824 – 1826).

Период мемориализации очень важен для определения облика мемориального места. Все детали планировки, а также сооружения, водоемы, насаждения и ландшафты, сохранившиеся с периода мемориализации до наших дней, подтверждают подлинный характер мемориального комплекса. И чем больше мемориальных элементов оформления осталось в парках или усадьбах, тем больше их вид соответствует историческому прошлому.

Практика показала, что большинство мемориальных объектов к настоящему времени сохранились со значительными изменениями ландшафтного облика: происходил возврат старо возрастных насаждений, сказались действия военного времени, а также разнообразный характер хозяйственной деятельности. В ряде объектов были вырублены леса и рощи, спущены пруды, местами произошла смена пород, поляны или луга заросли малоценной растительностью, выродились декоративные кустарники, появились многочисленные посадки, искажающие мемориальный облик заповедника. Глубокие изменения произошли в социальной стороне нашей жизни очевидно, что по этим причинам абсолютное «Воссоздание реальной обстановки на памятном месте» невозможно, да и бессмысленно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.