Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Это книга, чтоб поготовиться к сессии

Это книга, чтоб поготовиться к сессии

Исаев Д.Н.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

СПб, РЕЧЬ, 2003 – 391 с.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое на суд читателя руководство для специалистов по умственной отсталости у детей и подростков своим выходом обязано целому ряду обстоятельств. Загрязнение природы привело к искажению и даже разрушению всего того, что необходимо для сохранения и продолжения нормальной жизни на земле. Это не в последнюю очередь отразилось на воспроизведении человеческого рода. Следствием техногенных катастроф и чрезмерного развития промышленности в мире явилось то, что не только разрушается здоровье ныне живущих людей, но и их генетические корни. Мутации генов, хромосомные аберрации, возникающие под влиянием многочисленных естественных и особенно техногенных факторов, приводят к постоянному увеличению пороков развития у нарождающегося поколения. Увеличивается число новорожденных детей, которым суждено стать инвалидами. В подавляющем большинстве они будут умственно отсталыми людьми. С каждым годом возрастает число вредностей, негативно сказывающихся на созревании плода в утробе матери. Тератогенным эффектом обладают не только радиация, продукты промышленной и бытовой химии, здоровье будущей матери подвергают опасности загрязненные воздух и вода, а также пища, чистоту которых, как правило, проверить затруднительно. В том случае, если младенца минуют эти опасности, его неокрепший организм подвергается тому же риску, что и здоровье его родителей. Удручает то, что сегодня от этих неблагоприятных воздействий не застрахованы ни городские, ни сельские жители, менее подверженные влиянию технического прогресса.

Постоянное увеличение детей с нарушениями психического развития, к сожалению, еще не стало сигналом для изменения отношения к этой психической патологии. В широких кругах медицинской общественности все еще сохраняется представление о том, что невозможно оказать существенное влияние на судьбу умственно отсталых людей. В результате в лучшем случае умственно отсталыми детьми и подростками, число которых составляет 1-3% популяции, занимаются педагогические учреждения просвещения и органы социальной защиты.

Однако врачи не исчерпали своих возможностей, позволяющих внести свою лепту в эту проблему. Самое главное, что они могут сделать, — это провести раннюю диагностику отклоняющегося психомоторного развития, за которой должно следовать обязательное раннее вмешательство, позволяющее стимулировать, а во многих случаях и выровнять развитие психики ребенка. Более того, врач, знакомый с современными научными достижениями, уже может эффективно лечить или даже предупреждать умственную отсталость. Сегодня у медицины существуют большие возможности для ее профилактики, но для этого следует применять достаточно разнообразные приемы пренатальной диагностики (в частности, амниоцентез).

На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию ребенка с нарушением развития. Однако обеспечить ее сможет только тот медик, который сам обладает минимальной психологической подготовкой. В этой связи каждый работающий с такой семьей, будь то педиатр, невролог или психиатр, должен быть знаком в этом контексте с основами семейной психологии, чтобы суметь смягчить стресс семьи в связи с принятием умственно отсталого ребенка, а также помочь организовать адекватное его отставанию стимулирующее воспитание.

Достижения специальной психологии и педагогики, а также медицины расширили наши представления о клинике и психологии индивидов с психическим недоразвитием. Например, их наибольшая часть (85% от всех отстающих в развитии) — легко умственно отсталые — обладают практически теми же качествами, что и обычные дети и подростки. Они учатся (в коррекционных школах), обладают различными характерами, отличаются своим поведением, могут пристраститься к токсическим или наркотическим веществам, страдать неврозом или психозом. Все это требует учета особенностей их личности, стремящейся ко всему, что не чуждо нормальному человеку, и нуждающейся в поддержке и руководстве, а не в отношении к ним как к больным, страдающим определенным недугом, и только.

Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. В то же время роль врача наряду с уже сказанным очень важна. Во-первых, врачом проводится плановое длительное лечение с целью укрепления и улучшения физического состояния и стимуляции психического развития. Во-вторых, назначаются препараты для борьбы с симптомами (расторможенность, припадки и т. д.), снижающими познавательную активность и осложняющими социальную адаптацию. В-третьих, принимая во внимание ситуацию, в которой воспитывается ребенок или подросток, его по мере возможности обеспечивают средствами, поддерживающими уровень удовлетворительного адаптивного функционирования и предупреждающими декомпенсацию или присоединение коморбидной патологии (невротических расстройств и т. д.). В-четвертых, в случаях тяжелой умственной отсталости и в особенности соматического неблагополучия поддерживается жизненный тонус и предупреждаются интеркурентные заболевания.

Естественно, этот перечень задач, которые стоят перед врачами в отношении умственно отсталых детей и подростков, далеко не полон. В нашем руководстве, которое охватывает практически весь круг вопросов, касающихся клинических проявлений умственной отсталости у детей и подростков, мы пытаемся рассмотреть наиболее актуальные из них. По мнению автора, руководство должно помочь всем, кто курирует детей и подростков с нарушениями развития, в осуществлении важной и благородной задачи сохранения их здоровья, стимуляции развития и предупреждении возможных осложнений, а также в создании адекватных условий их воспитания как в семье, так и вне ее.

В основу предлагаемой книги, публикуемой спустя более двух десятилетий после выхода аналогичных изданий, положен сорокалетний опыт автора и многих его сотрудников: педиатров, психиатров, неврологов, психологов и педагогов. Автор пользуется случаем, чтобы искренне поблагодарить Е. И. Богданову, Б. В. Воронкова, К. Д. Ефремова, Д. 3. Жарницкую, А. Н. Корнева, А. П. Коцюбинского, Л. И. Лы-чагину, Н. Е. Марцинкевич, С. И. Матусову, Б. Е. Микиртумова, А. Ю. Панасюка, В. Н. Попова, Г. К. Поппе, С. М. Пукшанскую и других за благородный, самоотверженный труд и участие в совместной работе.

Хочется также выразить свою признательность издательству «Речь» и его руководителю Л. Янковскому, взявшим на себя нелегкое дело — публикацию и доведение до читателя этого руководства.

 

Глава 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.