Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентационная работа с особыми категориями учащихся






 

В практике профориентационной работы в качестве особых категорий учащихся выделяются подростки-инвалиды и подростки с девиантным поведением, одаренные школьники. Каждая из этих групп требует особого подхода, определяемого психологическими особенностями самих подростков и спецификой ситуации профессионального самоопределения.

Профориентационная работа с одаренными школьниками. По сравнению со своими сверстниками профессиональное самоопределение одаренных школьников имеет ряд отличительных особенностей.

Разнообразие познавательных интересов и склонностей. Одаренные школьники, как правило, имеют выдающиеся результаты по большинству учебных предметов. Они активно посещают различных кружки, факультативы, студии, занимают высокие места на различных конкурсах олимпиадах и т.п. Это открывает перед одаренными школьниками большое число различных вариантов профессионального самоопределения, из которых они не могут выбрать один, наиболее привлекательный, переключаясь от одного занятия на другое.

Раннее развитие и профессиональное самоопределение. Ускоренное развитие ставит перед одаренными детьми проблему профессионального самоопределения значительно раньше, чем перед их менее способными сверстниками. Часто они концентрируются на определенной области науки, искусства, спорта, посвящая своим занятиям много времени и отказываясь от других планов или развлечений. Недостаточная социальная и эмоциональная зрелость, возникающая из-за неравномерности психического развития, приводит к появлению специфических проблем, негативно влияющих на принятие решений о будущей профессии. Кроме того, появляющиеся у школьника новые увлечения, могут вступать в конфликтные отношения с тем, что занимало его время раньше. Боязнь огорчить родителей и учителей, переживания из-за потраченных сил и средств на развитие способностей, которые проявились раньше, может вести к подавлению новых интересов. Этот конфликт может сохраниться надолго и оказать влияние на профессиональное развитие в той сфере, которая была выбрана первоначально.

Низкий уровень самоконтроля и несформированность процессов планирования. Часть одаренных детей сталкивается с серьезными проблемами, которые препятствуют реализации их способностей:

– неумение строить планы во временной перспективе. Хорошо представляя, чем будет заниматься через 5–10 лет, подросток не знает, что будет делать в ближайшие дни.

нежелание делать то, что не нравится. Многие одаренные подростки делают только то, что им интересно, а то, что выходит за пределы интересов часто просто забрасывается. Этим могут объясняться низкие баллы ЕГЭ по тем предметам, которые мало интересны.

– неумение довести дело до конца. По этой причине подросток может оставить незавершенным какой-либо исследовательский проект, заявляя, что он все понял и не видит смысла в завершении этой работы.

Конформность. Одаренные подростки часто стремятся соответствовать этим ожиданиям близких, учителей, сверстников. Результатом может быть искажение самоопределения. Часто это связано с нереализованными мечтами самих родителей. В результате процесс его самоопределения может существенно искажаться из-за возникающих противоречий между ожиданиями окружающих людей и собственными планами. Негативным последствиям такого конфликта может проявляться в том, что подросток не будет ничего предпринимать до тех пор, пока нет полных гарантий успеха; у него возникает страх перед будущим из-за неуверенности в возможности достижения целей, поставленных другими людьми; появляется привычка забрасывать начатое дело, которое активно не нравится или же не ладится, и объяснять это тем, что лучше быть «первым среди худших», чем «самым лучшим».

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения одаренных школьников. В работе с одаренными подростками могут быть использованы две основные стратегии. Традиционная стратегия, основанная на поиске единственного правильного решения или выбора, к которому подводят на основе обсуждения результатов методик, как правило, оказывается малоэффективной. Эта стратегия плохо учитывает склонности к углубленному, всестороннему рассмотрению проблемы, и не опирается на их способность к обработке разностороннего массива информации.

В профориентационной и профконсультационной работе с одаренными школьниками необходимо использовать такие характерные их особенности, как склонность к критическому анализу ситуации, к поиску творческих вариантов решения сложных проблем, стремление к самостоятельному осуществлению поиска. Возможно применение поисковой стратегии основанной на многомерном, многоступенчатом процессе рассмотрения проблемы.

На начальной стадии процесс профессионального самоопределения учащихся интенсифицируется с помощью различных методических средств:

«мозгового штурма» для выявления желательных и нежелательных профессий для себя и других; исследовательских проектов для самостоятельного изучения мира профессий; дискуссии на темы профессионального самоопределения, где кто-либо из группы становится оппонентом, критикующим все предложения. Активное отстаивание своей позиции способствует прояснению сложных проблем.

Проводимые на первой стадии мероприятия направлены на расширение вариантов выбора, осознание личностных возможностей и специфики разных профессий.

На второй стадии происходит интеграция накопленных ранее знаний о себе и своих способностях, своих планах на будущее и жизненных ценностях со знаниями о мире профессий.

Особое внимание учащихся обращается на формулировку задачи профконсультирования как поиска подходящей в данный момент жизни профессии. Наличие многочисленных интересов и способностей, наряду с высокой обучаемостью и работоспособностью, делает весьма вероятными изменения в профессиональном пути в период взрослости (временами даже радикальные). Такой подход снижает чрезмерную значимость выбора и связанную с этим тревожность. У школьника формируется установки на открытость новому, акцентируется его внимание на изменениях происходящих в нем самом и в мире профессий.

Одной из успешных форм работы в этом направлении является проектно-исследовательская деятельность школьников. Работа над исследовательским проектом в предметной области, вызывающей интерес у подростка способствует формированию исследовательских навыков, создает условия для профессионального самоопределения.

Профориентационная работа с подростками с девиантным поведением. Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение.

Подростки этой группы часто отличаются неадекватностью представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми. Хроническая неуспеваемость в школе приводит, как правило, к тому, что подростки не верят в свои силы, не видят будущего. Вследствие дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов процесс профессионального самоопределения у подростков с девиантным поведением существенно затруднен, выбор профессии часто является случайным. Это определяет необходимость оказания профессиональной помощи при решении вопросов профессионального выбора, в которой особая роль отводится мероприятиям по психологической коррекции и поддержке.

Содержание профориентационной работы с подростками с девиантным поведением тесно связано с реабилитационной работой по возвращение подростка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Деятельность специалистов должна быть направлена на формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; оказание психологической и педагогической поддержки, способствующей ликвидации кризисных состояний личности, обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться. Общение с подростком должно строиться на основе доверия и взаимоуважения, важны терпение и выдержка. Для повышения уверенности в себе важно создавать ситуации успеха, вовлекать подростка в значимую для него общественно-полезную деятельность, обеспечивая тем самым возможности для самоутверждения и самореализации.

Особое значение придается формированию у подростков будущих жизненных устремлений. Профориентационная помощь должная быть направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство. Занятие по профессиональному просвещению направлены на знакомство с миром профессий, оказание помощи в самопознании. Организуются экскурсии в конкретные учебными заведениями, обучение в которых доступно для подростков. В том случае если у подростка имеется какие-либо планы получения профессии, работа специалиста заключается в том, чтобы помочь ему оценить осознанность, взвешенность, реальность сделанного выбора. В некоторых случаях требуется помощь в раннем трудоустройстве.

Профориентационная работа с подростками – инвалидами. Переход от школы к трудовой жизни для молодых инвалидов вызывает значительные трудности. Одна из причин этих трудностей заключается в недостаточном развитии системы профориентации и помощи в планировании карьеры для людей данной категории.

Основные проблемы, которые возникают у инвалидов, связаны с незнанием своих возможностей и ограничений, неадекватной самооценкой; недостаточной информированностью о реальном производстве, профессиях и их требованиях к работнику, о возможностях профессиональной подготовки в регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, низким уровнем активности и готовности к труду. Часто инвалиды плохо адаптированы, отличаются низким уровнем развития социальных навыков, инфантильностью.

У подростков-инвалидов, воспитывающихся в интернатах в условиях теплоты и заботы, самооценка часто сильно завышена. Покинув интернат, подросток-инвалид может впасть в депрессию, столкнувшись с трудностями самостоятельной жизни на фоне безразличия к своей судьбе со стороны общества и государства.

Работа профконсультанта с инвалидами требует индивидуального подхода к каждому клиенту и должна проводиться с учетом специфики конкретных проблем. Профориентационная помощь школьникам, имеющим инвалидность и завершающим обучение в школе, оказывается в обязательном порядке как составная часть программы реабилитации. Она включает информирование:

– о профессиях, условиях труда в разных сферах производства, особенностях экономики региона и т.д.

– о возможностях получения образование по тем направлением, по которым он мог бы работать;

– о государственных организациях, которые оказывают содействие в трудоустройстве инвалидов (В настоящее время это Управление федеральной государственной службы занятости населения и местные территориальные Центры занятости). В соответствии с законом «О занятости населения РФ» при обращении в центр занятости населения по месту своего жительства граждане, имеющие инвалидность 2 группы или 3 группы и не имеющие работы и заработка, могут получить статус безработного. Для получения статуса безработного требуется наличие индивидуальной программы реабилитации, выданной МСЭК с заключением о рекомендуемом характере и условия труда.

– о правах и льготах при принятии на работу и трудовом процессе, например, о наличии квот для приема на работу инвалидов, сокращенной продолжительности рабочего дня и т.п.

Для выявления индивидуальных особенностей инвалидов используются психологические методики. Помимо традиционных методик для изучения профессиональной направленности и способностей применяются методики, направленные на оценку состояния, внутреннего понимания болезни, особенностей мотивации и межличностных отношений. Полученные сведения используются в процессе работы с клиентом-инвалидом прежде всего для разработки мероприятий психологической поддержки: оптимизацию состояния, формирование мотивации на получение профессии, гармонизацию отношений в системе социальных отношений, формирование социальных навыков.

Психологическая поддержка особенно необходима при низкой самооценке и низкой мотивации на профессиональное обучение. Формированию направленности на получение профессии должно придаваться особое значение. Это повышает возможности социальной адаптации инвалида и конкурентоспособность на рынке труда. Важно достичь гармонического соотношения всех факторов выбора профессии: мотивационных – «хочу», социальных – «надо» и возможностей личности – «могу».

Работа также может быть направлена на формирование адекватного отношения к болезни и рационального типа реакции на эту ситуацию. Проводится работа по развитию позитивной шкалы ценностей, адекватных притязаний и самооценки. Отдельной задачей коррекционной работы является снижение внутренней тревожности.

В работе с подростками инвалидами возможно использование групповых форм работы. Во время встреч участники делятся собственным позитивным опытом решения проблем, оказывают поддержку друг другу.

С помощью консультанта осуществляется подбор одной или нескольких профессий, доступных по состоянию здоровья и соответствующих интересам, склонностям и способностям. Важно, чтобы рекомендации не только учитывали возможности человека, медицинские показания, но и способствовали социально-психологической реабилитации.

Рекомендация по профессиональному обучению составляются на основании результатов психологического обследования, с учетом результатов медицинской экспертизы. Они включают сведения о доступном уровне образования (высшего, среднего, начального), специальность, по которой может обучаться подросток-инвалид, описание организации учебного процесса и индивидуальных условий обучения (например, использование дистанционной формы обучения), нуждаемость в специальных программах обучения, в приспособлении помещения, оборудования и т.п. в соответствии с имеющимися ограничениями в состоянии здоровья.

В работе с инвалидами очень важен особый такт: инвалиды отличаются повышенной ранимостью, чувствительностью, «тонкокожестью». Они могут быстро привязываться к специалисту и также быстро разочаровываются в психологе, если обнаруживают неискренность и слабую заинтересованность в своих проблемах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.