Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отбор в профильные классы






 

Одним из приоритетных направлений развития системы школьного образования на современном его этапе является введение профильного обучения. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Связанные с введением профильного обучения изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса в школе создают возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать такие условия для обучения старшеклассников, которые в максимальной степени соответствовали их планам получения профессионального образования.

Выбор профиля обучения напрямую связано с профессиональным самоопределением школьника, формированием у старшеклассников навыков самостоятельного конструирования вариантов развития личности.

Профильное обучение предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода, при котором каждый из учащихся может выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Предполагается 11 профилей образования (рис.) Естественнонаучный профиль имеет специализации в области физики и химии и биологии и географии.

Возможно несколько моделей организации профильного обучения. Так, модели внутришкольной профилизации предполагает, что школа реализовать только один избранный профиль или организовать несколько профилей обучения. В модели сетевой организации профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется с привлечением образовательных ресурсов других образовательных учреждений.

Основная проблема связана с тем, что выбор профильного класса часто совершается под влиянием случайных обстоятельств: по совету взрослых (которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей), за компанию с товарищами, или влиянием средств массовой информации и общественных стереотипов.

 

 
 

Рис.2. Профили образования

Профильное обучение охватывает последние два класса общеобразовательной школы – 10 и 11. Однако полагается, что все усилия по организации профильного обучения могут быть сведены на нет, если по окончанию девятого класса учащиеся не смогут выбрать профиль в соответствии со своими желаниями и возможностями. Для этих целей в концепции профильного обучения особое значение придается подготовительному этапу – этапу предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка включает в себя мероприятия по профориентации, психолого-педагогической диагностике, анкетированию, консультированию, организации пробы сил. Эти мероприятия направлены на оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании обучения профильных и непрофильных классах, а также учреждениях начального и среднего профобразования. Такая подготовка способствует принятию школьниками обоснованного решения о том, в каком направлении они продолжат свое обучение. В отличие от профоринетационной работы проводимой в школе в различных формах предпрофильная подготовка предполагает совершение выбора в рамках школьного обучения, с реализацией еще в стенах школы. «Традиционная» профориентации предполагала отсроченное принятие решения, после завершения школьного образования. Это повышает ответственность и также предъявляет повышенные требования к педагогам, причастным к организации процедуры комплектования профильных классов и распределению (отбору) детей в профильные классы. Предпрофильная подготовка проводится с целью формирования у учащихся реалистичных самовосприятия и уровня притязания, развития способностей и воспитания трудовой мотивации. В том случае если число желающих учиться в профильных классов превышает число мест, организуется конкурсный отбор.

Резапкиной Г.В. предлагается программа психолого-педагогической диагностики для организации отбора. Акцент ставится на выявлении индивидуально психологических особенностей и мотивации. Эти качества полагается более значимыми по сравнению со способностями. По мнению автора программы, проводить диагностику способностей в школьном возрасте не корректно. Можно говорить только об индивидуальных особенностях школьников как предпосылках формирования профессиональных способностей. Нужно учитывать, что в юношеском возрасте некоторые ПВК из-за отсутствия условий для их проявления находятся в скрытом состояния.

Если в процессе профессионального консультирования изучаются мотивы, способности и личностные особенности, отбор в профильные классы - это своего рода разновидность групповой профессиональной консультации, при проведении которой акцент ставится на мотивационной составляющей. Причем отбор в профильные классы это не однократный акт фиксации психологических особенностей, а скорее помощь в самопознании, средство формирования реалистического представления о себе и в целом элемент систематической профориентационной работы в образовательном учреждении.

Возможны разные варианты средств диагностики. Например, для оценки интересов и склонностей могут быть использованы Опросник профессиональных склонностей и методика «Профиль», для оценки развития невербального интеллекта и типа мышления - тест интеллектуального потенциала и опросник типа мышления. Для определения уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий –ТУР (модификация теста ШТУР).

Помимо психодиагностических методик в работе по формированию профильных классов возможно применение всего арсенала методических средств профконсультанта: различных форм профессионального консультирования, методов активизации профессионального самоопределения. При избытке желающих на престижные направления учредитель образовательного учреждения может использовать различные модели построения образовательных рейтингов выпускников основной (9 класс) школы. Основными компонентами этого рейтинга могут быть результаты итоговой аттестации и совокупность индивидуальных образовательных достижений (призовые места на олимпиадах, конкурсах и т.п.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.