Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навесные веревочные дороги






 

Навесные дороги широко используются для передвижения и транспортировки пострадавших. Они позволяют обойти сложные участки транспортировки вдоль гребней горной местности, организовать переходы через провалы, каньоны, водные преграды. В техногенных ЧС такие дороги позволяют избежать опасных мест (заражений, ядовитых участков, очагов возгорания и т.д.).

Навесные дороги бывают горизонтальными (наклон не более 15º) и наклонными (наклон > 15º). Наклонные дороги должны отвечать требованиям вертикальных перил по организации безопасности.

Несущая веревка подвесной дороги должна быть натянутой таким образом, чтобы переправляющийся (переправляемый) не имел контакта с препятствием в связи с неизбежным провисанием веревки под нагрузкой.

Это относится в основном к горизонтальным дорогам. Наклонные дороги в большинстве случаев не требуют сильного натяжения, что создает условия выполаживания конечного участка транспортировки, притормаживает спуск и облегчает прием транспортируемого.

Более слабое натяжение облегчает также транспортировку через перегиб в верхней части спуска. Естественно, что для организации навесных дорог используются только статические веревки. Несмотря на то, что они имеют низкий коэффициент растяжения, усилия, возникающие при нагрузке таковы, что провисание может быть значительным. Для уменьшения провисания требуется предварительное натяжение несущей веревки, к которому уже добавляется усилие за счет нагрузки. Возникающие при этом суммарные натяжения представлены на схематических диаграммах (Рис.99).

 

 

Рис.99

 

Видно, что при значительных предварительных натяжениях в пределах 200÷ 350 кг усилия в веревке достигает 3÷ 4-кратного значения веса переправляемого груза. Исходя из этих данных, вряд ли целесообразно иметь предварительное натяжение более 300 кг, т. к. превышение этого предела может привести к неоправданно большим нагрузкам на веревку и точки ее закрепления. Особенно это важно, если в качестве точек закрепления выбраны не деревья, мощные скальные выступы, прочные конструкции техногенных объектов, а забитые крючья, закладные элементы и т. п., которые могут иметь ограниченную несущую способность.

Организация навесных дорог. Обычно для организации навесной дороги используются три веревки: несущая, страховочная и веревка сопровождения. Несущая веревка должна иметь такое натяжение, которое, как уже отмечалось, позволяет обходить препятствие, но не должно превышать по усилиям натяжения рекомендованные выше значения.

Иногда в качестве несущей используется сдвоенная веревка. Это уменьшает провис, но затрудняет передвижение, если нет специальных широких роликов. Вторая, страховочная ветвь дороги, обычно натягивается выше несущей и с меньшим усилием натяжения. В случае выхода из строя несущей ветви, страховочная веревка воспринимает груз на себя с некоторым динамическим рывком. Поэтому для нее нужно создать более «мягкие» условия, не слишком предварительно натягивая. Естественно, обе эти ветви дороги должны иметь разные точки закрепления.

Третья веревка («сопровождение») служит для подтягивания переправляемых, для ротации подвесных систем и, в тоже время, является также страховкой. На наклонных дорогах, к примеру, в случае выхода из строя основных веревок дороги, она предотвращает падение маятником и удар о стену (происходит зависание на верхней ветви сопровождающей веревки и торможение маятникового перемещения нижней ветвью). Поэтому веревка сопровождения должна проходить через тормозные устройства с обеих сторон. Возможно использование других способов торможения (через дерево, скальный выступ, элементы конструкций и т.д.).

Как натянуть, закрепить и снять навесную дорогу. Для организации навесной дороги необходимо, чтобы, по крайней мере, один человек был уже за тем препятствием, ради обхода которого дорога и нужна. Для этого иногда приходиться преодолевать достаточно большие сложности. Так, например, организация переправы через бурную горную реку часто требует длительного обхода через верховье реки, разливы и т.д.

Возможны два варианта натяжения веревок и их закрепления, зависящие от задач, решаемых при помощи дороги. Рассмотрим их на примере организации переправы через водную преграду.

а) Дорога организуется для переправы группы и пострадавших на противоположный берег, где транспортировочные работы продолжаются. После переправы всех дорога снимается. В этом случае последовательность действий такова.

На противоположный берег переправляются 3 веревки – несущая, страховочная, сопровождения. Член команды на том берегу закрепляет веревку способом, позволяющим развязать узел при нагруженной (натянутой) веревке. Это могут быть, например, обороты вокруг дерева или выступа с фиксацией штыками и т.п.

Со стартового берега, где находится вся команда, производится натяжение веревки при помощи полиспастных систем. Следует иметь ввиду, что в качестве зажимного элемента в полиспастных системах можно использовать только схватывающие узлы: Прусика, Бахмана, Маршара с петлей из мягкой веревки ø 7 ÷ 8 мм или кевларовой петлей. Более тонкие репшнуры ненадежны, были случаи с печальными последствиями, т.к. карабин при обрыве репшнура с силой «выстреливался» в тянущих полиспаст.

Механические зажимы не рекомендованы: они травмируют веревку при большом натяжении.

После того, как веревка получила необходимое и достаточное натяжение, основная веревка закрепляется на стартовом берегу таким образом, чтобы ее можно было продернуть с противоположного берега. При натяжении веревки полиспастной системой с повторением циклов натяжения веревка может фиксироваться на опоре различными способами, в зависимости от вида опоры. Если это объемная опора, например, дерево, столб, колонна, прочная металлическая труба, то при натяжении полиспаста веревка оборачивается вокруг опоры и при ослаблении полиспаста просто удерживается рукой. Затем цикл натяжения повторяется, веревка снова протягивается вокруг опоры, закрепляется и т.д.

В последнем цикле натяжения веревка обводится вокруг опоры, примеряется место на веревке, где вяжется узел для карабинной удавки. Надо так подобрать место узла, чтобы ослабление натяжения после снятия полиспаста было минимальным.

После переправы всей группы, последний переправляющийся включает в карабинную удавку веревку сопровождения и переправляется к группе, узлы на противоположном берегу развязываются и веревка продергивается.

Более сложна организация продергивания веревки, если она закрепляется на веревочной петле, т.к. при налаживании карабинной удавки узел при натяжении может попасть внутрь петли и продергивание веревки окажется невозможным.

Поэтому нужно предотвратить попадание узла в петлю. Для этого перед петлей нужно поставить объединенное с веревкой препятствие, которое не может затянуться в петлю. Проще всего это сделать с тормозным элементом, например, восьмеркой. Перед последним циклом натяжения веревка протягивается в петле и восьмерке, фиксируется в ней несколькими оборотами (Аналогичные действия изображены на Рис.100). При этом создается надежное препятствие для попадания узла в петлю точки закрепления. Далее веревку для надежности можно дополнительно зафиксировать карабинной удавкой. Как показывает практика, такая система надежно работает при закреплении веревки в петле, но требует отработки навыков, чтобы ослабление натяжения при снятии полиспаста было минимальным.

Рис. 100

 

б) Дорога организуется для переправы группы туда и обратно (например, при завершении ПСР на противоположном берегу). При этом веревка продергивается со стартового берега, поэтому должна закрепляться на противоположном берегу способом, позволяющим организовать продергивание. Обычно это карабинная удавка с вариантами закрепления на объемной опоре или петле. При натяжении веревки со стартового берега можно воспользоваться способами закрепления, позволяющими развязать узел, находящийся под нагрузкой (Рис.101). В этом варианте может быть использован для натяжения и полиспаст второго рода с включением в него самоблокирующегося спускового устройства для последующей фиксации веревки (Рис 101).

 

Рис.101

 

Использование навесных дорог. Для переправы переправляющийся подвешивается на несущей веревке с помощью установленного на ней ролика, который карабином, коротким отрезком ленты или веревки (например, оттяжкой) соединяется с беседкой ИСС. При этом корпус переправляющегося находится в положении, близком к полулежачему. Кроме того, ИСС соединяется со страховочной веревкой усом самостраховки со скользящим карабином или роликом (Рис.102, веревка сопровождения не указана).

 

Рис.102

Возможен вариант, когда включение в страховочную веревку происходит с некоторой ее подзагрузкой, при коротком соединении несущего и страховочного ролика (Рис.103).

 

Рис.103

В этом случае, если разрушается основная подвеска, нагрузка практически мгновенно переходит на страховочную веревку, без значительных динамических рывков.

Если дорога имеет значительный наклон, то страхующий наверху при помощи сопровождающей веревки притормаживает спуск. Уходящий последним, включив веревку сопровождения в карабинную удавку, может ее также использовать для регулирования скорости спуска при помощи своего спускового устройства.

В некоторых случаях обходятся только несущей и сопровождающей веревками (Рис.104).

 

Рис.104

 

Такая схема возможна только тогда, когда длина дороги не превышает высоты над землей (водой) и падение будет проходить маятником. Здесь страхующие еще могут справиться с ситуацией.

В случае необходимости перемещения вверх по натянутой веревке (при провисании горизонтальной веревки во второй половине переправы или просто наклонной дороге), организуется схема, аналогичная схеме подъема по вертикальной веревке способом «грудь-нога». Здесь нужно только помнить, что зажимы типа Жумар и Кролл работают только в том случае, если нагружаются вдоль той веревки, на которой они закреплены.

Способ организации подъема показан на Рис.105.

Рис.105

Здесь педаль имеет перегиб в карабине, и нагрузка на ножной Жумар идет вдоль веревки. То же и на грудном зажиме. Вместо грудного комплекта ролик-Кролл, можно использовать ролик с зажимом. Последовательность движений аналогична последовательности при подъеме по вертикальной веревке.

Носилки с пострадавшим могут навешиваться на несущей веревке двумя способами: в одной точке за центральную подвеску, куда сходятся 4 подвески, объединяемые карабином и роликом, и за две точки, когда головные и ножные подвески закрепляются на двух отдельных роликах. Естественно, что в первом случае длина подвесок должна быть такой, чтобы носилки были уравновешены и находились в горизонтальном положении.

При наклонной дороге длина подвесок во втором случае также должна придавать носилкам горизонтальное положение. Вид подвески определяется условиями транспортировки носилок. Так, второй способ может быть удобен в тех случаях, когда дорога натянута выше площадки эвакуации. Тогда, приподняв ноги, закрепляют этот край носилок, продвигают их вперед и закрепляют головной конец. Если же дорога натянута низко, удобнее вывесить носилки параллельно краю площадки, закрепить центральную подвеску и начать транспортировку. (Тщательная страховка носилок и работающих на операции вывешивания!)

Рис.106

Двухкоординатные веревочные дороги. В некоторых случаях требуются более сложные навесные дороги, позволяющие перемещаться в двух координатах- горизонтально и вертикально. Для решения этих задач разработан ряд схем организации таких дорог. Одна из них представлена на Рис.106.

 

Веревка №1 является основной несущей веревкой дороги. На нее подвешивается система из роликов и веревок, создающих перемещение по горизонтали и вертикали. Веревка №3 - сопровождение и перемещение по горизонтали. Веревка №2 создает полиспастную систему для перемещения по вертикали. На противоположном берегу веревки №1 и №2 закреплены (например, карабинной удавкой), а веревка №3 закладывается в тормозное устройство. Здесь для работы достаточно одного спасателя.

На «рабочей» стороне дороги веревки №2 и №3 также закрепляются в тормозных устройствах. Веревка №1 натягивается при помощи съемной полиспастной системы и закрепляется. На веревке № 2 устанавливается полиспаст с двойным выигрышем в силе (Рис.106).

Затем к полиспастному блоку подвесной системы закрепляется спасатель, которого веревкой №3 выводят над местом ЧП и закрепляют эту веревку в тормозном устройстве. Затем, выдавая веревку №2, спускают спасателя к месту ЧП. Если на месте ЧП необходима самостраховка, а организовать быстро ее невозможно, спасателю следует перед спуском закрепить на веревке №1 страховочную веревку скользящим карабином. Оказав помощь пострадавшему и надев на него ИСС или спасательный треугольник, спасатель пристегивает его к полиспасту. Команда сначала поднимает пострадавшего веревкой №2 с помощью уже имеющегося полиспаста на рабочей площадке, затем перетягивает к себе веревкой №3. Здесь также может потребоваться полиспаст при значительном прогибе веревки. Затем систему возвращают за следующим пострадавшим или, если таковых нет, спасателем.

Подъемная система может быть доставлена спасателю, находящемуся в зоне ЧП, двумя способами: к ней может быть пристегнут груз, достаточный для протравливания веревки, либо конец веревки, за который можно вытянуть ролик полиспаста. Возможен и вариант активного возвращения спасателя - самоподъемом по страховочной веревке. Одновременная эвакуация спасателя и пострадавшего на веревочных дорогах не рекомендуется, кроме исключительных случаев, представляющих угрозу жизни. Подъем двоих возможен, если несущая ветвь дороги выполнена из стального троса диаметром не менее 8мм.

В конечном счете, схемное решение такой сложной транспортировки во многом определяется конкретной ситуацией, наличием снаряжения и квалификацией спасателей.

Подъем пострадавшего по наклонной дороге. Сама техника подъема по наклонной дороге принципиально не отличается от подъема по вертикали - также используются полиспастные системы для подтягивания пострадавшего, который подвешен на несущую веревку, будучи либо в ИСС, либо в спасательном треугольнике, либо в носилках. Несущая веревка обычно натягивается выше уровня приемной площадки. Если такой возможности нет, необходимо использовать специальные подставки-треноги, устанавливаемые на краю площадки, либо импровизированные, сделанные из подручных материалов. В противном случае предстоит тяжелая операция по переносу пострадавшего через край площадки, требующая тщательной страховки и пострадавшего, и спасателей.

В этом разделе рассмотрено использование навесных дорог в спасательных операциях. Во всех схемах предусматривается использование роликов, большого количества карабинов и т.п. Конечно, во многих случаях ролики могут быть заменены карабинами. Но если вы используете ролики, нужно следить, чтобы плоскость включаемого в него карабина была перпендикулярна плоскости ролика. В противном случае под нагрузкой карабин будет разворачивать ролик относительно веревки и затруднять работу. Для выполнения этого условия иногда приходится использовать лишний карабин, но это оправданно. Удобны в организации сложных схем переправ и монтажные пластины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.