Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV в. до н. э.




АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) про­вёл религиозную реформу, оказав­шую существенное влияние на ис­кусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходя­щими от него лучами, которые за­вершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прого­няешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы ле­тают в своих болотах, крылья их ве­личают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), поки­нул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформато­ра принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцо­вого (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находи­лись Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных ко­лоннад располагались большие, от­крытые солнцу дворы с жертвенни­ками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явле­ний», в котором по торжественным дням фараон представал перед сво­ими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рос­писи, рельефы с инкрустацией и по-

золотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изобража­ли бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах бла­гоухали тенистые сады, сулили про­хладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, что­бы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. В них переданы лирические настроения, естественные челове­ческие чувства. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения само­го Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал