Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марсель Пруст






(1871-1922)

Пруст – одна из главных фигур того времени. Он связан с отошедшим импрессионизмом.

Роман «В поисках утраченного времени». Пруст с ранней юности мыслит себя писателем, собирается идти этой дорогой, но ничего не пишет. Он обеспечен, ценит искусство, но сам ничего не создаёт. Проступает проблема утраты времени. Перед Прустом открыты все двери литературы (есть средства на публикации) и есть первые произведения, которые могут быть входными для большого писателя. Время утрачивается, и в середине 900-х годов у Пруста открывается тяжёлая форма астмы. Тогда и появляется крупное произведение.

Роман «В поисках утраченного времени» состоит из 7 томов. Первый называется «По направлению к Свану», 1914 год. После его публикации погибает первая любовь Пруста, которая входит в роман новой сюжетной линией.

Второй том – «Под сенью девушек в цвету», 1918 год.

Третий том – «Сторона Германтов», 1921 год.

Четвёртый том – «Содом и Гоморра», 1922 год. Последний том, опубликованный при жизни автора.

Следующие томы публиковались под редакцией издателя.

«Пленница», 1924 год, «Беглянка», 1925 год, «Обретённое время», 1927 год.

Сначала издатели не брали первый том в публикацию, 2 года Пруст ходит по издательствам, и никто не хочет его брать. Спустя 2 года автор публикует роман за свой счёт. В 1918 году второй том публикуется без проблем, ни у кого уже нет сомнений в нашумевшем произведении. Пруст получает престижную премию.

Изначально роман не принимают в публикацию потому, что писателя воспринимают как устаревшего (представителя ушедшего импрессионизма). Оказалось, что Пруст – новатор. Его слов ново и для вопросов литературы, и для мировой политики. В то время чувствуется приближение первой мировой войны, время революций.

Импрессио – впечатление. Впечатление – это след, который остаётся в нашем восприятии, в нашей душе.

«Только я, и никто другой, увидел это дерево именно так». За этим и нечто более существенное – «только я так чувствую», «только я так переживаю», «только я так люблю».

Философская сущность мировоззрения эпохи – философия жизни. Есть такое направление, для которого это имя собственное. Разрушение и господство разума. Разумность, реальность. Разум – это чуждое жизни. Но к подлинной сути реальности разум отношения не имеет. Реальность всегда уникальна и неповторима, а разум закономерен. Разум здесь бессилен. Но это не знает, что тайна реальности непостижима. Поскольку мы часть реальности, мы можем постичь её изнутри без применения разума. Посредством интуиции. Первичное буквальное значение интуиции – «мы находимся внутри, поэтому мы это знаем».

 

Проблемы, острые для Пруста, которые он решил:

· Концентрация внимания на субъекте, на уникальности, распад личности, нет целостности

· Наследование принципа гуманистической культуры

· Модели целостности связаны с языками, общими для всех

· Поиск и постижение собственного «я».

 

Раньше в импрессионизме эти проблемы не вставали, поэтому Пруст и стал новатором.

Пруст находит язык, художественную модель реальности, где чувства можно выразить, придать им существенность и сделать вечными.

Классический роман уходит в прошлое, на смену ему приходят роман-миф и роман потока сознания. Пруст и Джойс сделали господствующим роман потока сознания. Это стало большой эпохальной формой. В ней есть разные оттенки, подвиды и т.д.

Концепция потока сознания связана с потоком жизни.

В потоке сознания, в отличие от классического романа, нет объективного мира. Есть только впечатление. Субъект. Во-вторых, в романе потока сознания нет сюжета в привычном смысле слова. Всё определяется весомостью в душе героя, а не привычной иерархией. В-третьих, целостность героя разрушена. Распад «я». Героя в привычном смысле здесь нет. Есть только сознание. Только наши ощущения и впечатления, наши размышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.