Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2






Дегуманизация – искривлённость, хаос.

Гротеск в импрессионизме связан с чем-то мрачным, негативным. Экспрессионизм о тех, кто страдает. Этическое восприятие страдания. Боль не снимается. Нас примиряют с ней, мы с ней уживаемся. Этическое восприятие предполагает действие («надо что-то делать»).

Катарсис – снятие боли.

Мистико-религиозное восприятие – желание спасти мир, но не на пути социального изменения, революции, а на пути религии.

Если боль не снимается и терпеть её нельзя, то мир нужно разрушить.

Густав Майринк (1868-1932) – пражский писатель, экспрессионист.

Экзотерические знания – открытые для всех. Эзотерические знания – оккультные, скрытые, не для всех.

Оккультная теория – «духовная алхимия». Классический образ алхимии – способ превращать неблагородное в благородное, железо в золото.

Роман «Голлем» - первое и самое известное произведение Майринка. Голлем – персонаж центрально-европейских кабалистических легенд. Идея «Голлема» - рассказать о магии, о духовных практиках. Голлем в романе – оживлённый раввином каменный истукан, который вышел из строя. Для автора важен не столько сюжет романа, сколько образ голлема. «В каждом из нас есть тёмное, голлемическое, неоформленное, и нам нужно это перерасти».

Хождение человека по изнанке реальности, фрагментарный текст без прямой связи между событиями. Текст посвящён видениям автора. Детективная фабула, раскрытие тайных преступлений. Разгадка сокрытого. Изначальное единство далёких жанровых моделей. Двойничество между главным героем и голлемом, между главным героем и повествователем. Герой надевает в церкви шляпу и перемещается в жизнь другого человека – Атанасиуса Перната.

Действие принципа антиспихологизма. Движение к глубинному, архитипическому, не совсем человеческому. Герой в романе болен амнезией. Однажды он нечаянно подслушивает разговор друзей и узнаёт, что его амнезия связана с травмой молодости, неразделённой любовью.

 

Художественный авангард. Авангард – это революционное искусство. Новаторство и художественная революция, иногда даже экстремизм. Модерн семантичен (художник разгадывает тайну мира, читатель ему как будто не нужен вообще), авангард прогматичен (не интересует реальность, интересует воздействие на аудиторию).

Кубизм – одна из школ авангарда. Гиём Аполлинер (1880-1918).

Кубизм изначально зародился как явление живописи и графики. Ещё один представитель – Пабло Пикассо. Аполлинер формирует поэтический авангард. По его мнению, искусство не должно подражать действительности, иначе это не будет творчеством. Творчество – это создавать новое.

1913 год – сборник стихотворений под названием «Алкоголий».

1917 год – «Фарс груди Тересия» (эпотаж). Здесь Аполлинер впервые вывел понятие сюрреализма. За грехи Тересия боги превращают его в женщину.

1918 год – «Новый дух и поэт». Дух удивления. Мир удивляет, он всё время нов и неожидан. Поэзия должна удивлять, поражать воображение. Действие прагматического принципа авангарда (воздействие на аудиторию).

Авангардисты в своих манифестах предлагают конкретные «рецепты». У Аполлинера это визуальная поэзия (писать стихи, используя другие виды искусства). Появляется каллиграмма (стихи в виде рисунка).

Симультанность – способность видеть многое одновременно.

Для авангарда характерно соединение несоединимого («окно раскрывается как апельсин»).

Авангард – ни красоты, ни добра, ни истины. Значимым остаётся только новизна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.