Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музей Веллингтона, Лондон.






КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ СТАРЫХ МАСТЕРОВ В ДРЕЗДЕНЕ

Галерея старых мастеров — лишь од­на из обширных Государственных ху­дожественных коллекций в Дрездене. Здесь находятся также Галерея совре­менного искусства, графический и нумизматический кабинеты, собра­ние скульптуры, музеи декоративного и народного искусства, собрание юве­лирных изделий XIV—XVIII вв., коллек­ции фарфора, оловянной посуды и те­атральных кукол. Большая часть этих сокровищ была собрана курфюрстами (с 1806 г. — королями) Саксонскими из династии Веттинов.

Первый меценат в этом семейст­ве — курфюрст Фридрих III Мудрый (1486—1525 гг.) — давал заказы и по­кровительствовал мастерам эпохи Воз­рождения Альбрехту Дюреру и Лукасу Кранаху Старшему. Его потомок кур­фюрст Август (1553—1586 гг.) основал в 1560 г. придворную кунсткамеру (музей), которая считалась самой бога­той в немецких землях. Помимо все­возможных редкостей там была коллек­ция картин.

Курфюрст Фридрих Август I Силь­ный (1694—1733 гг.) в 1699 г. приоб­рёл «Спящую Венеру» итальянского художника Джорджоне, работы фла­мандских и голландских мастеров, а в 1722 г. по его распоряжению при дво­ре была основана картинная галерея. Двести восемьдесят четыре живопис­ных полотна из многочисленных рези­денций курфюрста разместили в пере­строенных дворцовых конюшнях в Дрездене.

Август Сильный был азартным кол­лекционером: в 1717 г. он выменял у прусского короля несколько ценных ки­тайских ваз за шестьсот драгун. А его сын Фридрих Август II (1733—1763 гг.) буквально разорил казну Саксонии, но приобрёл многие картины, которые принесли дрезденскому собранию ми­ровую славу. Только в 1741—1742 гг. он приобрёл семьсот пятнадцать поло­тен на знаменитой ярмарке в Лейпциге, а также в Праге, Париже и Нидер­ландах. В 50-е гг. XVIII в. были куплены сто картин, принадлежавших герцогу Молены Франсиско III, в том числе «Ди­нарий кесаря» итальянского мастера Тициана и «Портрет Шарля де Моретта» кисти немецкого живописца Ханса Хольбейна Младшего, а также часть ху­дожественного собрания австрийских императоров. В 1754 г. у монастыря Сан-Систо в Пьяченце (Италия) за двад­цать тысяч дукатов по особому разре­шению Папы Римского приобретена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

В середине XVIII в. картины разме­шались по стенам в порядке их посту­пления и не имели этикеток. Галерея оставалась придворной коллекцией, но её хранители могли допускать в за­лы посетителей.

В первой половине XIX в. собрание пополнили полотна из королевских замков и государственных учреждений, среди них «Автопортрет с Саскией на коленях» голландского живописца Рем­брандта. При галерее была образована постоянная комиссия из авторитет­ных специалистов. Она начала приоб­ретать картины современных художни­ков — но только после смерти авторов. В 1839 г. в залы дрезденского собра­ния был открыт свободный доступ для «прилично одетой публики».

В 1847—1855 гг. по проекту архи­тектора Готфрида Земпера (1803— 1879) возвели новое здание галереи ря­дом с дворцовым ансамблем Цвингер. Однако оно оказалось слишком тесным для коллекции, и руководство галереи приняло решение продать пятьсот ше­стьдесят шесть второстепенных картин на аукционе.

В 1853 г. галерея приобрела пятна­дцать полотен испанских мастеров XVII в. (Франсиско Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо и др.) из на­следства бывшего короля Франции Луи Филиппа, в 1860 г. — работы итальянских живописцев (в частности, Сандро Боттичелли). Особенно актив­ные закупки велись после войны 1870—1871 гг.: ландтаг (парламент) Саксонии ежегодно выделял для галереи значительные суммы. Самое удач­ное приобретение тех лет — «Святой Себастьян» кисти итальянского худож­ника Антонелло да Мессины.

В начале XX в. в музей поступили полотна живописцев предшествующе­го столетия. Патронажный союз (обще­ственная организация, покровительст­вующая художникам) дарил галерее картины молодых мастеров, предлагая десять лет спустя решить, достойны ли эти произведения занять место в её коллекции. После Первой мировой войны в разорённой Германии не бы­ло средств для пополнения художест­венных собраний, но Дрезденская га­лерея охотно обменивалась с другими музеями второстепенными работами.

Художественные коллекции Дрезде­на не раз подвергались опасности: во время Семилетней войны 1756— 1763 гг., наполеоновских войн, рево­люции 1848 г. В 1937 г. нацисты прове­ли акцию «Дегенеративное искусство» и изъяли четыреста тридцать семь про­изведений.

Но настоящие испытания принес­ла Вторая мировая война. С 1942 г. Дрезден подвергался бомбардиров­кам, а налёты авиации в феврале 1945 г. превратили город в руины. Лучшие экспонаты Галереи старых ма­стеров с августа 1943 г. были спрята­ны в шахтах каменоломен близ дере­вень Гросс-Котта и Поккау-Ленгефельд и на Роттвердорском руднике. В мае 1945 г. эти хранилища остались без электричества, подходы к ним были за­минированы — дрезденские шедевры оказались на грани гибели. Тогда мест­ные жители и сотрудники галереи об­ратились за помощью к советским во­енным властям, которые спасли художественные сокровища.

Тысяча двести сорок картин дрез­денского собрания были вывезены в СССР; здесь, в музеях Москвы и Кие­ва, над ними работали реставраторы во главе с Павлом Дмитриевичем Кори­ным. В 1955 г. все эти шедевры возвра­щены Восточной Германии, а год спу­стя Дрезденская галерея начала работу в восстановленном здании.

нанести смертельный удар. (Соглас­но ветхозаветной традиции, иудей­ка Юдифь, обезглавив ассирийско­го полководца Олоферна, спасла свой город от неприятеля.) Хотя действие происходит в полутьме, глубокие насыщенные краски хоро­шо видны, и это усиливает общее драматическое звучание картины. В отличие от итальянского живо­писца Караваджо Эльсхеймер пока­зывал источник света (в данном случае факел) и размещал героев не на первом плане, а в глубине. Благо­даря этому создаётся любопытный эффект: действие словно происхо­дит на театральных подмостках, а персонажи похожи на актёров.

События многих произведений Эльсхеймера на библейские сюжеты разворачиваются на фоне пейзажа. Так, в картине «Кораблекрушение апостола Павла на Мальте» (1600 г.) основная сюжетная линия не очень занимает мастера. Апостола Павла трудно сразу заметить, внимание зрителя переключается на второсте­пенных персонажей. Главное на этом полотне — величественный ночной пейзаж, в котором свет луны даёт мерцающие бликина волнах моря, а вдали поднимается тёмный силуэт горного хребта. И картина «Отдых Святого Семейства на пути в Египет» (1609 г.) — фактически пейзажное произведение, в кото­ром важная роль отведена тонкой игре лунного света.

Постепенно мастер отказался от тщательной проработки деталей (стволов, листьев деревьев), а всё внимание уделил световым эффек­там. Увлечение Эльсхеймера ноч­ным пейзажем повлияло на отноше­ние к этому жанру в Голландии и Италии (достаточно вспомнить хо­тя бы фантастические виды Сальватора Розы).

Крупнейшим художником немец­кого неоклассицизма был Антон Ра­фаэль Менгс (1728—1779). Он вы­полнял и монументальные росписи, и камерные портреты, во всём ори­ентируясь на свой идеал — античное искусство и живопись болонских академистов. Это прекрасно видно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.