Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. авата́ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме воплощение бога в новом теле (напр., бога Вишну в облике героев Кришны






авата́ ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме воплощение бога в новом теле (напр., бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр.)

авраами́ ческие рели́ гии – религии, в основе которых лежит откровение,

↓ Стр. 90.

данное Богом прародителю еврейского народа Аврааму: иудаизм, христианство, ислам.

англика́ нская це́ рковь, англика́ нство – протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании – государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.

аними́ зм (лат. «душа, дух») – вера в души и духов; одна из ранних форм религии, вера в наличие сверхъестественных двойников у людей (души), у животных и предметов (духов). Анимистические верования связаны с культом камней, растений, животных, душ умерших и пр.

антропоморфи́ зм (греч. «человекоподобие») – 1. очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевлённых предметов, явлений природы, животных; 2. представление богов в человеческом образе (напр., греческие боги).

аскети́ зм, аске́ за (греч. «упражнение, практика») – отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу, существующие в большинстве религий: особенно буддизме, индуизме (йога); в христианстве (монашество) Человек, занимающийся аскетизмом, называется аскет.

атеи́ зм (от греч. «отрицание» и «бог») – отрицание бога; разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека, находившие выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современные последователи атеизма (атеисты) рассматривают религию как иллюзорное сознание.

а́ тман – одно из центральных понятий индуизма – «душа», перерождающаяся после смерти тела в новое тело (см. сансара).

ахи́ мса – (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и индуизма, отказ от намеренного и случайного убийства, причинения боли и зла живым существам.

баха́ и, бахаи́ зм – Новая монотеистическая синкретическая авраамическая религия, основанная в 1844 г. в Персии Ба ́ бом и разработанная его последователями (Баха ́ -Улла ́ и Абду ́ л Баха ́). Сочетает элементы авраамических религий и буддизма.

Би́ блия (греч. «книга») – свод текстов, составляющих Священное Писание христиан. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

бог (от санскр. «светлый»), боги, божества – сверхъестественные существа, ответственные за 1) явления природы, 2) занятия людей, 3) психо-эмоциональные проявления людей. В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеизм, пантеизм, политеизм, См. пантеон.

богосло́ вие – см. теология.

↓ Стр. 91.

бодхиса́ ттва, бодиса́ ттва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддизме – человек, решивший выйти из круга перерождений и достичь состояния будды, достигшее нирваны, но сознательно перерождающееся, чтобы помогать людям.

бу́ дда (санскр. «просветлённый») – 1. Сиддха ́ ртха Гаута ́ ма, Бу ́ дда Шакьяму ́ ни, основатель буддизма, живший в 6 в. до н. э. (Сиддха ́ ртха – личное имя, означающее – «Выполнивший свое назначение», Гаута ́ ма – родовое имя, фамилия, Бу ́ дда – «Просветлённый высшим знанием», Шакьяму ́ ни – «мудрец из племени Шакья»); в махаяне трактуется как высшее существо, единственная безусловная реальность,

будди́ зм – мировая религия, в основе которой лежит учение Будды о Серединном пути спасения (учение Дха ́ рмы); основана Буддой в 6 в. до н.э. в Индии. Вероучительные тексты: Трипитака (Сутра-питака, Винная-питака, Абхидхарма-питака). Вероучение: вера в Будду как высшее существо, возможность достичь состояния нирваны – избавления от жизненных страданий и бесконечной цепочки перерождений; Три драгоценности (Будда, Дхарма, сангха); Четыре благородные истины, Восьмеричный путь спасения, и др. Этические требования: целомудрие, правдивость, чистоты поступков и мыслей, щедрость запрет убийства живых существ, непричинение боли и зла живым существам (как в индуизме). Основные направления буддизма: тхеравада (хинаяна, южный буддизм), махаяна (северный буддизм), в т.ч. тибетский буддизм (устаревшее название – ламаизм), и ваджраяна (тантризм), кроме того, существует масса школ (напр., Цзен-буддизм).

ва́ рны (санскр., букв. – качество, цвет), четыре сословия Древней Индии: брахма́ ны (жрецы), кша́ трии (воины), ва́ йшьи (земледельцы и ремесленники, торговцы) и шу́ дры (слуги); вне системы варн находятся «неприкасаемые» (чандалы).

ваххаби ́ зм, ваххаби ́ ты – религиозно-политическое течение в суннизме, возникшее в 18 в как движение за чистоту ислама.

ве ́ ра – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным. Религиозная вера – вера в сверхъестественное.

веротерпи ́ мость, – признание права человека на свободный выбор религии, уважительное отношение к представителям всех верований, см. толерантность.

вероуче ́ ние – систематизированное изложение веры, догматов и положений конкретной религии.

Влади ́ миров пантео ́ н – в восточнославянском язычествепантеон богов (Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Макошь, Симаргл), введенный на Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 982 году с целью объединения

↓ Стр. 92.

славянских племен под своим руководством. В 988 (989) г. был отменен с принятием христианства.

Вселе́ нские собо́ ры – собрания высшего христианского духовенства, поводившиеся начиная с 325 г. для уточнения основ вероучения и обрядности, а также для осуждения ересей. Православие признаёт 7 Вселенских соборов (325-787 гг.), произошедших до разделения церквей, а католическая церковь – 21.

гностици ́ зм (от греч. «знание») – религиозно-философское эзотерическое дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв. н.э.), ставшее во 2 в. соперником христианства (восприняв некоторые его положения, греческой философии и восточных религий) и оказавшее влияние на средневековые ереси и мистику Нового времени. Вероучение: дуализм доброго и злого начал в мире, света и тьмы, духа и материи, Бога и греховного мира; неприятие Ветхого Завета и искупительной миссии Иисуса Христа; эзотеризм («истинное» знание о боге и тайнах мироздания). Через познание собственного «Я» гностики познают мир и идеальное доброе божественное начало, отрицая злое телесное, материальное.

дала ́ й-ла ́ ма (великий как океан) – высший учитель в тибетском буддизме, считающийся воплощением бодхисаттвы.

даоси ́ зм – философская система и мистическая синкретическая национальная религия Китая, возникшая в 5 в до н.э. Основателем считается Лао цзы, изложивший в трактате «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ») основные принципы даосизма: да́ о (естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей; основа их существования), дэ (качество всех вещей; в конфуцианстве – мораль или энергия), у-вэ́ й (недеяние, подчинение дао и гармония с ним). Цель даоса – поиск вечного счастья (единства с дао), достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и др.), соблюдение заповедей и обретение бессмертия посредством алхимии и психофизических упражнений.

даца ́ н (тибет. «монастырская школа») – буддийский монастырь, в которой монахи живут и изучают Учение.

декало ́ г (греч. – «десять слов») – «десять заповедей», нормы поведения древних евреев, согласно Ветхому Завету, данные Богом Моисею

деномина ́ ция (лат. «наименование») – 1. общий термин для обозначения типа религиозной организации, ограниченной классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками, а также течения или ответвления религии (конфессии); 2. в социологии религии – тип и этап в развитии религиозной организации, переходной от секты к церкви и характеризующийся её частичной социализацией (включением в общественную жизнь).

джиха ́ д (араб. «усердие, рвение»), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.

↓ Стр. 93.

д о ́ гмат, до ́ гма (греч. «мнение») – неоспоримое положение вероучения, неизменное и обязательное для всех верующих.

дуали ́ зм (лат. «двойственный») – учение о двух равноправных противостоящих началах; в философии обычно – материя и идея; в религиях – постоянное противостояние доброго Бога (богов) и его противника (сатаны, злых богов). См. зороастризм.

ду ́ хи – бестелесные сверхъестественные двойники объектов природы, представителей флоры и фауны; персонажи низшей мифологии;

духов е ́ нство – священнослужители. В православии различают чёрное (монашествующее) и белое (немонашествующее, брачное) духовенство.

дха ́ рма (санскр. «учение», «правило», «миропорядок») – кардинальное многозначное понятие всей индийской философии. В буддизме Дхарма – это 1. Безличный мировой Закон и учение Будды (Закон Дхармы); 2. мельчайшие активные элементы, из которых состоит весь материальный, идеальный и психический мир.

епи ́ скоп (греч. надзиратель, блюститель) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии), третий чин духовенства. Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

е ́ ресь (от греч.: «школа», «учение», «течение») – религиозное учение, отклоняющееся от официальной (канонической) позиции церкви в вопросах догматики, культа и церковной организации, напр., монофизиты.

закя ́ т – один из 5 столпов ислама, предполагающий добровольное пожертвование.

Зарату́ ́ стра, Зарату ́ штра (иран.), Зороастр (греч.) – пророк и основатель зороастризма, живший около 6 в. до н. э., составил древнейшую часть Авесты.

зороастри ́ зм (маздеи́ зм, авести́ зм, огнепокло́ нство) – древнеиранская религия, основанная Заратуштрой в 7 – 6 вв. до н.э. Священная книга – Аве́ ста. Вероучение разделяет мир на две части (дуализм): земную – мир вещей и духовную – мир душ и предполагает борьбу добрых духов (ахуров) со злыми (дэвами), господство триад (троек) богов – в

↓ Стр. 94.

добром мире (Ахура-Мазда, Арту Вахишта, Воху Мана) и злом (Друдж, Ако Мана и Айшма, возглавляемые Анхра-Майнью). Главную роль в культе зороастризма играет огонь. Численность – около 190, 5 тыс. (две территориальные группы: гебры в Иране и парсы на индийском субконтиненте).

индуи ́ зм – этническая политеистическая религиозная система индийского субконтинента.

исла ́ м (мусульма́ нство) – мировая монотеистическая религия, последователи которой верят в единого бога Аллаха, посланником которого был Мухамма́ д (Мухаммед)

иудаи ́ зм – этническая монотеистическая религия потомков Авраама (евреев).

календа ́ рные обря ́ ды или обряды годового цикла – обряды, связанные с солнечным, лунным или климатическим (сельскохозяйственным) циклами.

Кальв и ́ н, Жан – французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение – «Наставление в христианской вере».

кальвини ́ зм – направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Для кальвинизма характерны: исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), и упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма – кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

камла ́ ние – религиозные действия шамана, сопровождающиеся ударами в бубен/барабан, пляской, пением и пр., и направленные на введение себя и окружающих в состояние экстаза (транса) с целью обеспечения общения с духами.

ка ́ рма – одно из основных положений в индуизме и буддизме – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков (в этой и прошлых жизнях) и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. Закон кармы – воздаяние за поступки.

католи ́ чество, католици ́ зм – (от лат. «всеобщий», «вселенский») – одно из основных направлений в христианстве (Западное христианство), возникшее вследствие разделения церквей в 1054 году и находящихся под духовной властью папы Римского (под католицизмом также понимают политику папы и католической церкви).

кита́ йские рели́ гии (сань цзя́ о – кит. «три религии») – китайский термин для определения трёх основных религий Китая (и некоторых стран Юго-Восточной Азии): конфуцианство, даосизм, буддизм.

клерикали ́ зм (от лат. «церковный») – социально-политическое течение, стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии во

↓ Стр. 95.

всех сферах общественной жизни, противоположное понятию секуляризация. Клерикал – сторонник клерикализма; член клерикальной партии.

конфе ́ ссия (лат. «признание, исповедание») – термин, обозначающий вероисповедание, религиозное объединение со своим вероучением, культом, организацией; обычно понимается как течение в какой-либо религии (реже – как синоним религия), например, христианскими конфессиями являются православие, католицизм и протестантизм.

конфуциа́ нство – философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в национально-государственную религию Китая. Конфуцианство отличается от других религий отсутствием официального жречества, мистических элементов и метафизических спекуляций. Оно сводится главным образом к строгому выполнению ритуалов и социально-этических предписаний.

Кора ́ н – (араб. – чтение) – Священное писание в исламе.

космоло ́ гия (от греч. «космос» и «слово, учение») – мироустройство, представления об устройстве мира, включая космогонию. Обычно разделяется по вертикали: небеса, срединный мир, преисподняя (см. Ось мировая, мировое Древо); в горизонтальной проекции – по сторонам света, на мир явный и непроявленный. Может изображаться в виде сложных схем, см. мандала.

кришнаи ́ зм, кришнаи ́ ты – новое религиозное движение, возникшее на основе вишнуизма, последователи которого поклоняются богу Кришне (аватара бога Вишну), напр. Международное Общество сознания Кришны

ксенофо ́ бия – (от греч. «чужой» и «страх») – неприязнь ко всему иностранному.

культ (лат. «поклонение», «возделывание») – 1. религиозные действия; общее название для всех видов религиозных действий: вербальные формы (молитвы, мантры), моторные формы (жесты, поклоны), обряды, жертвоприношения и пр.; 2. культ религиозный – социологическое понятие, обозначающее тип религиозной организации на начальном этапе её существования, характеризующийся наличием харизматического лидера, слабой разработанностью вероучения и обрядности, значительной активностью последователей, осознанно выбравших данное религиозное направление в результате убеждения и эмоционального кризиса (напр., Богородичный

↓ Стр. 96.

центр). Культ может перейти в секту.

культ вожде ́ й – поклонение вождям и правителям в ранних формах религии, ставшее причиной появления небесных (астральных) божеств и небесной иерархии божеств, закрепившей неравенство в обществе и наследование власти вождей, став предпосылками к возникновению государства.

культ плодоро ́ дия/ сельскохозя ́ йственный культ – в первобытных и сельскохозяйственных обществах – поклонение силам природы, ответственным за плодородие и урожай.

культ пре ́ дков –одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.

ла ́ ма – монах в буддизме.

лютера ́ нство – (евангельские христиане, Евангелическо-Лютеранская церковь лютеранство), христианская конфессия 1 волны протестантизма, основанная Мартином Лютером в 1517 г. в Виттенберге, Германия, дав начало реформации.

ма ́ гия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определённых символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

маха ́ яна (широкий путь спасения) – одно из основных направлений в буддизме возникшее в первом веке. Не требует обязательного принятия монашеского сана для духовного спасения и воспринимает Будду как божество.

месси ́ я (от др. евр. «машиах» – помазанник) – в авраамических религиях – посланник Бога, который придёт перед Судным днём, чтобы спасти людей.

мировы ́ е рели ́ гии – религии, не имеющие этно-национальной привязки, распространённые по всему миру и включенные в культуру разных стран: буддизм, христианство, ислам.

ми ́ стика, ми ́ стицизм (от греч. «таинственный») – религиозные вероучения и действия, направленные на переживание в экстазе (трансе) единения с божеством.

митраи ́ зм, древняя религия, основанная на культе Митры бога солнца, одного из главных индоиранских богов, бога договора, согласия, покровителя мирных, доброжелательных отношений между людьми. Распространилась в эллинистическом мире и Римской империи; во 2-4 вв. Митраизм – один из главных соперников христианства.

миф – (от греч. «сказание, предание») – архаические (древние) повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире и управляющими им богах и духах. Выделяют мифы космогонические (о происхождении мира), космологические (об

↓ Стр. 97.

устройстве мира), антропогенетические (о происхождении человека), этногенетические (о происхождении этноса, народа), календарные (об умирающих и воскресающих богах), эсхатологические (о конце мира) и пр. Мифы тесно связаны с обрядами. Десакрализация превращает мифы в сказки.

мифологи ́ ческое мышле ́ ние – вид мышления, характерный для детей и для ранних этапов человеческой истории, предполагающий одушевление объектов и явлений природы (см. анимизм) и определение их взаимодействий на основе мифических сюжетов.

монотеи ́ зм (от греч. «один» и «бог») – единобожие, почитание одного Бога: иудаизм, христианство и ислам (см. табл. типологии религий по объекту).

монофизи́ тство, монофизи́ ты (от греч. «один» и «природа») – течение в христианстве, Древние Восточные церкви отделенные на Халкидонском Вселенском Соборе, за то, что полагали природу Христа единой (Христос – только Бог), в противовес остальным христианам, полагавшим его двойственную природу: Богочеловек (дуофизиты).

мусульма́ нство – см. ислам.

нирва́ на (санскр. – угасание), центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – выход из сансары (прекращение перерождений) и полное успокоение дхарм сознания.

обря́ д религио́ зный, (ритуа ́ л) – система символических действий (устанавливаемых обычаем или традицией), в отношении сверхъестественного или между людьми по поводу сверхъестественного. Выделяют три типа обрядов: 1. инициационные, обряды перехода или жизненного цикла; 2. календарные или обряды годового цикла; 3. ситуативные

пантеи́ зм (от греч. «все» и «бог» – всебожие) – тип религий и религиозно-философских учений предполагающих единство Бога и мира, идеальной и материальной сущностей.

пантео́ н (от греч. «все» и «боги») – 1. иерархическая (или иная) система богов в какой-либо конкретной религии, напр., Владимиров пантеон.; 2. Пантеон – название храма всех богов в Риме.

↓ Стр. 98.

па́ стор (лат. «пастырь, пастух») – служитель культа в протестантских течениях, отрицающих институт священства.

полидемони́ зм (от греч. «много» и «демон, дух») – поклонение духам, этап в развитии религии, возможно предшествующий политеизму.

поликонфессиона́ льность (от греч. «много» и «конфессия») – одновременное наличие разных конфессий/деноминаций в одном регионе.

политеи́ зм (от греч. «много» и «бог») – многобожие; тип религий, в которых происходит поклонение многим богам в противовес монотеизму. Боги могут представать в разном виде (зооморфизм, антропозооморфизм, антропоморфизм), находиться в четких иерархических отношениях (см. пантеон) или в противостоянии (см. дуализм). Обычно боги отражают явления или объекты природы (Перун – бог грозы, Ра – бог солнца, Посейдон – бог морей), занятия/профессии людей (Велес – скотий бог, Гефест – бог кузнец, Марс – бог войны) или психосоматические процессы человека (Афродита – богиня любви, Морфей – бог снов, Фобос – бог страха).

правосла́ вие – Восточная ветвь христианства, возникшая вследствие разделения церквей в 1054 году. В настоящее время православие представлено 15 автокефальными церквями, крупнейшая из которых – Русская Православная Церковь.

протестанти́ зм – одна из трёх основных конфессий в христианстве, возникшая в XVI в. в Европе как движения за реформацию католической церкви. Полагает основным источником вероучения Священное писание, отвергает Священное предание, провозглашает принцип спасения личной верой и принцип всеобщего священства. Первыми основными протестантскими церквами стали лютеранство, кальвинизм и англиканство.

пять столпо́ в исла́ ма – действия предписанные мусульманину: шаха ́ да (исповедание веры), саля ́ т/нама ́ з (молитва), закя ́ т (благотворительность), сау ́ м (пост в месяц рамада ́ н), хадж (паломничество в Мекку).

религиове́ дение – комплексная наука, изучающая религию как таковую (её структуру, типы, функции) и разнообразие религиозных феноменов;

рели́ гия – вера в сверхъестественное и в возможную связь с ним с помощью символических действий – обрядов, выражающихся в поклонении.

реформа́ ция – религиозное движение в Европе XV в. за изменение католической церкви, на основе которого возник протестантизм.

↓ Стр. 99.

ритуал – см. обряд.

санса́ ра – одно из основных понятий индуизма – перевоплощение души (в индуизме) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного), осуществляемое по закону кармы.

сверхъесте́ ственное – то, что выходит за рамки обыденного и за рамки известных законов природы. Различают сверхъестественные существа (напр., Бог, боги, духи, души и т.д.), явления (напр., чудеса), свойства предметов (напр., обереги), «дар» человека (харизма) и пр.

свяще́ нное писа́ ние – священные (вероучительные) тексты, по преданию дарованные Богом или его пророком (в христианстве – Библия; в исламе – Коран, в иудаизме – Танах).

свяще́ нное преда́ ние – сведения и канонические положения, дополняющие и комментирующие Священное Писание (в христианстве – сочинения Отцов – основателей Церкви и решения Вселенских Соборов, из которых православные признают 7, а католики – 21; в исламе – Сунна)

се́ кта – (не юридический термин; в большинстве случаев не принимаемый в науке термин в силу своего эмоционального негативного отношения) (от лат. «отделяться», «следовать») тип религиозной организации, характеризующийся замкнутостью, противопоставлением себя доминирующим религиозным организациям, наличием харизматического лидера, слаборазвитыми обрядностью и вероучением; может перейти в деноминацию.

секуляриза́ ция – (от лат. «светский») – процесс «омирщения», превращения из религиозного в светское.

Си́ мвол ве́ ры – краткое догматическое изложение основ христианского вероучения, составленное I и II Вселенскими Соборами, проходившими в г. Никея и Константинополь, от чего получил название Никео-константинопольский символ веры. В православии и католицизме состоит из 12 членов (в католицизме называется «кредо» (credo)).

синаго́ га (греч. «место собраний») – место собраний и молений в иудаизме (не храм, т.к. нет алтаря).

синкрети́ зм (от греч. «соединение, объединение») –сочетание, слияние, взаимопроникновение и совместное сосуществование разнородных религиозно-философских воззрений (напр., в современном православии – синкрелизм славянского язычества и восточного христианства).

собо́ р – в христианстве – 1) (архитектурное) храм (церковь) с несколькими алтарями, собранными под одной крышей, где богослужения проводятся обычно собором священнослужителей (собранием, т.е. несколькими); кафедральным называется собор, в котором находится кафедра, с которой обращается к народу митрополит или патриарх 2) собор церковный – Собрание представителей высшего духовенства для решения важных вопросов (напр., поместный собор избирает патриарха), см. также Вселенские Соборы.

↓ Стр. 100.

Су́ нна – мусульманское священное предание, состоящее из хадисов – преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

сунни́ зм, сунниты – одно из главных направлений в исламе, почитающее наряду с Кораном Сунну, возвеличивающее наряду с пророком Мухамедом и его наследниками ряд халифов.

та́ инства – главные обряды в христианстве, посредством которых верующим сообщается божественная благодать (крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, соборование (елеосвящение), священство).

Талму́ д (др.евр. «Изучение Торы») – вероучительные, религиозно-правовые и культовые представления иудаизма; представляет собой толкования Торы.

Тана́ х – главные священные тексты в иудаизме, состоящие из 3 сводов (39 книг): Тора («Закон»), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания), почти полностью составившие христианский Ветхий Завет.

теи́ зм, теистические религии (от греч. «бог») – вид монотеизма, где Бог – творец управляет миром (иудаизм, христианство, ислам).

теоло́ гия, богосло́ вие (от греч. «бог» и «слово, учение») – учение о боге, о его сущности и действии, основанное на священных текстах. Как религиозная наука теология изучает проявления божественного в этом мире, определяя догматы и основы вероучения. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

толера́ нтность (от лат. «терпение») – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; см. веротерпимость.

То́ ра (евр. «Учение», «Закон») – священный текст в иудаизме, данный по преданию пророку Моисею Богом.

тотеми́ зм – одна из ранних форм религии, вера в наличие у рода (родовой общины) сверхъестественного предка (тотема) – животного или растения.

трансценде́ нтное – (потустороннее) религиозно– философский термин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума.

↓ Стр. 101.

тхерава́ да (санскр. «учение старших») или ХИНА ́ ЯНА (санскр. узкий путь спасения) – течение в буддизме, связанное с ранним буддизмом. В отличие от махаяны, в тхераваде Будда воспринимается как человек, нашедший путь к спасению – нирване; подобно ему, достичь нирваны могут только монахи и монахини.

фетиши́ зм – вера в наличие у предмета сверхъестественных свойств. Виды фетишей талисманы, амулеты, обереги и др.

филио́ кве (лат. – «и от Сына») – католический догмат об исхождении Святого Духа, послуживший формальной причиной Великой схизмы: православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, а католики – «филиокве» – и от Сына (

фундаментали́ зм (от лат. «основа») – 1 общественные идеологические религиозные движения, требующие преодоления появившихся отклонений в учении или ересей, направленные на возврат к первоначальной чистоте, «возвращению к истокам» и противостоящие процессам модернизации (обновления) и секуляризации. В протестантизмепресвитериане, в правосмлавии – старообрядцы; в исламе – ваххабиты.

хари́ зма (греч. «дар, милость, благодать»), – 1. сверхъестественные способности, присущие конкретной личности, по мнению окружающих (мудрость, героизм, «святость»). 2. в христианстве – термин для обозначения даров Сятого Духа.

харизмати́ ческий ли́ дер, харизма́ тик – религиозный лидер, обладающий харизмой.

храм – место отправления культа, где имеется алтарь для жертвоприношений. В христианстве – здание, предназначенное для совершения богослужения (литурги́ и/мессы и общественной молитвы), особо устроенное и имеющее престол, освященный архиереем; жертва во время литургии – символическая. В иудаизме Храм – место, где пребывал Бог, и ему совершались жертвоприношения: I Храм (10-6 вв. до н.э.) был построен царём Соломоном; II Храм (6 в до н.э – 70 г н.э.) был разрушен римлянами; начало строительства III Храма будет знаменовать приход судного дня.

христиа́ нство – мировая монотеистическая религия, возникшая в первой половине 1 в. в восточных провинциях Римской империи. В её основе лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем втором пришествии. Христианство – монотеистическая религия с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви (конфессии): православие, католицизм, протестантизм.

це́ рковь –1) собрание верующих – экклесия 2); общее название христианского храма

↓ Стр. 102.

(постройки), обычно имеет 1 алтарь; 3) приход конкретного храма; 4) все верующие христиане или представители одной из его конфессий; 5) тип централизованной религиозной организации, иерархическое объединение священнослужителей и мирян.

шама́ н – профессиональный служитель культа в шаманизме – посредник между духами и людьми, достигающий в процессе камлания экстатического состояния, в котором он может вступать в связь с духами и душами, исцеляя людей, вызывая изменения в природе и предсказывать будущее.

шамани́ зм, шама́ нство – ранняя форма религии, предполагающая веру в сверхъестественные возможности шамана.

шариа́ т – система мусульманского права, основанная на Коране.

шии́ зм, шии́ ты – направление в исламе, последователи которого считают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству от потомков пророка Мухаммеда и его зятя Али.

эзоте́ рика (греч. «сокрытый»), оккульти́ зм, гермети́ зм, эзотери́ ческие уче́ ния – религиозно-философские учения, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых» (в противовес открытым – экзотерическим); основывается на принципах соответствия (всеобщих скрытых связях всех элементов и явлений Вселенной) и аналогии (подобие макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека)); к эзотерике относятся астрология, алхимия, каббала и пр.

эсхатоло́ гия (эсхатологические мифы) – религиозное учение о конечных судьбах мира (учение о конце света) и человека.

этнонациона́ льные рели́ гии – религии, распространённые в пределах одного (нескольких) этносов (народов) и / или государств.

язы́ чество (от слав. «языцы» – народы) – 1. некорректный термин, обычно используемый представителями авраамических религий по отношению религиям «народов, забывших Бога» и поклоняющихся «твари, а не Творцу» чаще всего обозначает политеизм; 2. название дохристианских религиозных традиций у народов, принявших христианство.

 

↓ Стр. 103.

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, ПРОТОКОЛ № 3 от 21 октября 2008 г.

_ _ _ _ _ _ _ _ _


[1] Цит. по: по Радугин А.А. Религиоведение: Курс лекций. М., 1997. С. 84.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.