Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции политической элиты и российская практика. Аутсайдерский политический рынок






 

 

Аутсайдерский политический рынок

На аутсайдерском политическом рынке сделки осуществляются между власт-

ными субъектами и объектами власти. Субъекты власти — инсайдеры — обла-

дают ресурсами, в которых нуждаются аутсайдеры: это могут быть разрешения,

лицензии, должности, награды, материальные блага и услуги элитарного каче-

ства и т. д. Государственные служащие, наделенные правом награждать или ка-

рать, разрешать или не разрешать, давать или брать, контролировать или нет,

могут осуществлять свои права, а могут этого не делать. Дефицитные ресурсы, в

которых ощущается острая потребность у аутсайдеров, выступают в виде при-

вилегий, социальная цена которых всегда относительна и связана с престижем.

Привилегированными являются те ресурсы, которые недоступны для других,

которые символизируют особый статус тех, кто ими обладает. Поскольку воз-

можность распоряжаться привилегиями как дефицитными ресурсами появля-

ется после приобретения элитного статуса, позиция в государственной корпо-

рации является стартовым условием накопления политического капитала. Но

инкорпорация в политический класс — это не просто занятие должности, это и

приобщение к капиталу во всех его формах (в том числе и экономической),

аккумулированных в этой должности.

Поэтому одной из целей, которые преследуют протополитические круги,

является инкорпорация в политический класс, сопровождающаяся занятием

государственной должности. Тот, кто принимает решение об инкорпорации, ожи-

дает, что инкорпорируемый будет как минимум лоялен (т. е. не критичен) к

нему лично, а также будет эффективно исполнять свои функции, что повлечет, в

свою очередь, увеличение политического капитала инсайдера. Происходит об-

мен, где инсайдерским ресурсом является должность, а аутсайдерским — лояль-

ность и компетентность. Потребительская стоимость обоих ресурсов в данном

случае признается эквивалентной. Любой пример инкорпорации может быть

рассмотрен как покупка должности, хотя далеко не всегда аутсайдер платит за

нее деньгами.

В период выборов игроки политического рынка ощущают наиболее ост-

рый дефицит в голосах избирателей. Эти голоса отчасти уже превращены в

политический капитал, которым владеют ведущие партии, имеющие устойчи-

вый пул своих сторонников. Партия может обменять свой капитал, который

выражен в голосах избирателей, на государственную должность для своего ли-

дера. Тогда заключается сделка между государственной бюрократией, капитал

которой выражен в возможности распоряжаться должностями, и партией.

Во время выборов не бюрократическая партия может передать свои голоса бю-

рократической («партии власти»), за что ее лидер и получает искомую долж-

ность. В ходе переговоров может выясниться, что стоимость голосов избирате-

лей оценивается одним из участников торга выше, чем предлагаемая должность,

и тогда сделка не удается. В другом случае такое соглашение покажется взаимо-

выгодным сторонам торгов и произойдет обмен ресурсами: лидер партии от-

даст голоса своих сторонников, а лидер организации, получивший голоса в свою

поддержку, отдаст имеющийся в его распоряжении высокий пост. Такие торги

проводятся постоянно во время выборов. Так, на президентских выборах 1996 г.

в России 15 % голосов сторонников генерала Александра Лебедя стали эквива-


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.