Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Инструменты 10 страница
Исторические известия о заселении Царицынского уезда были приведены выше. Самое же прочное и правильное развитие народонаселения началось после пугачевского бунта и с учреждением Саратовского наместничества. В 1830 году считалось в Царицынском уезде 15752 д. м. п. и 15861 женского, в г. Царицыне 3317 д. м. п. и 1936 женского (?). В уезде 2 полицейских стана: более заселенным был и есть до сих пор 1-й стан; берега Волги и Иловли изстари давали место для возникновения поселков. 2-й же стан важен в историческом значении, так как местность его с древнейших времен была обитаема, чему свидетелями остаются курганы и остатки кирпичных городищ. Северная часть уезда, т. е. 1-й стан, представляет в настоящее время более удобств для заселепия: в нем были и отчасти еще остаются лесные поросли, там более воды и почва удобнее для земледелия; южная же часть уезда, т. е. 2-й стан, скуднее водою и почва в большинстве песчаная; но близость реки Дона к Волге, еще в глубокой древности, способствовала образованно удобного волока (переволоки) между этими большими водными путями (от [1152] Качалинской станицы на Дону к посаду Дубовке на Волге), почему мы видим в X веке по Рожд. Христ. хазарский город Саркел или Белую Вежу, близ нынешней Качалинской станицы и в ХIV веке город Бельджамен (близ Дубовки), поставленные в видах торговых и военных.
Народонаселение Царицынского уезда состоит почти в равных частях из русских и малороссов, незначительную же часть его составляют калмыки, немцы и цыгане; в гор. Царицыне много евреев. При сопоставлении числа жителей с количеством церквей (включая в то число и монастыри) православного населения усматривается: к 1 января 1874 года - в г. Царицыне одна церковь приходилась на 1809 человек, в уезде — 1 церковь на 2679 человек. Отношение числа горожан к проживаютщим в уезде в 1873 году было: мужского пола 1: 6, 6 и женского 1: 7, по городу Царицыну вместе с пос. Дубовкой таковое отношение было: мужского пола 1: 1, 9 и женского 1: 2. Что касается отношения мужчин к женщинам, то таковое усматривается из нижеследующих данных: в г. Царицын 1: 1, в уезде 1: 1, 09. По плотности, сообразуюсь с исчислением Швейцера, в Царицынском уезде (считая в нем 6091, 7 квадр. верст) на 1 кватратную версту приходилось: в 1852 году, когда при отделении Царевского, Николаевского и Новоузенского уездов от Саратовской губ., последняя установилась в настоящних границах, — 7, 2, а в 1874 году — 13 человек обоего пола.
Царицынский уезд
В 1873 г. было жителей по сословиям:
В г. Царицыне. Обоего пола.
В уезде. Об. пола.
В п. Дубовке. Обоего пола Дворян потомственных 88
17 Дворян личных 121
45 Духовенства православн. белого 66
83 монашествующих
-
-
70 женщ. протестантского
-
- магометанского
-
- Потомствен. почетн. граждан 5
1 Личных почетных граждан 1
-
- Купцов 425
680 Мещан 9321
10939 Крестьян всех наименований 1776
606 Бывших колонистов 204
136 Войска регуляр. и иррегул. 1137
26 Отставн. нижн. чинов, безсрочно и времен. отпускных, солдатских жен и детей 628
373 Инородцев 94
- Иностранных подданных 59
6 Итого 13932 53257 12982
А всего в 1873 году в городе и уезде жителей 80164 душ обоего пола. [1153]
По вероисповеданиям было:
В г. Царицыне. Обоего пола.
В уезде. Об. пола.
В п. Дубовке. Обоего пола Православных 12665 51113 10178 Единоверцев - - 253 Раскольников разных сект 339 800 1823 Римско-католиков 5 - 105 Лютеран 181 1011 40 Еврейского 152 - - Магометан 496 - - Прочих не христианских исповед. 94 333 33 Итого 13932 53257 12982
Родившихся было: в Царицыне — 972, в уезде 2594 и в посаде Дубовке — 117 человек обоего пола. Умерших: в г. Царицыне — 986, в уезде 1449, в пос. Дубовке — 476. Таким образом население в 1873 г. по городу Царицыну убавилось на 14 человек, а в уезде и посаде Дубовке прибавилось: в первом — на 1145, а последнем — 241. (Материалы для описания Саратов. губ. 1875 г.)
В 1879 г. (Ревизия и. д. губернатора уездных присутственных мест в 1879 г.) жителей в г. Царицыне и уезде было 84259 душ обоего пола, а в посаде Дубовке 13021 душа. Главное занятие жителей хлебопашество, торговля и промыслы на р. Волге. По сведениям Сарат. губерн. земской управы 1883 г. в Царицынском уезде было 28996 д. м. и., 28811 женск., всего 57801 д. обоего пола крестьян, бывших государственных и бывше помещичьих, отставных солдат, колонистов и калмыков. Всех годовых платежей с крестьян (кроме 510 душ Сарептских колонистов) — государственных, земских, общественных и других, приходилось в 1882 году до 178000 рублей при общем количестве надельной земли: удобной — 191355 десятин и неудобной 299788 десятин. (Всей земли вообще по Стельбицкому считалось в уезде 707391 десятина; по Раевскому же — 718435 десятин). В 1889—90 г. в уезде было 5 земских врачей, 20 школ, содержимых земством и сельскими обществами (из них 13 наделенных землею от обществ). В 1890 году в г. Царицыне было всего раскольников и сектантов обоего пола 1165 душ. (Сарат. губ. ведом. № 53, 1890 г.).
В Царицынском уезде, с городом и пос. Дубовкой, в 1889 г. было 138775 д. обоего пола жителей и уезд занимал по населению последнее место, а по пространству 5-е место среди других уездов губернии. С 1860 года по 1889 год население уезда увеличилось на 76753 человека обоего пола (в 1860 г. было 63022) или 123%; это прибавление объясняется проведением железных дорог, несомненно повлиявших на культуру края. Плотность населения Царицынского уезда в 1852 г. выражалась 7, 2 на 1 квадратную версту, а в 1889 г. — 22, 7. [1154] Смертность выражалась на 1000 человек: с 1880 до 1889 г. — в городе Царицыне 49, 7, в уезде 30, 4, а в 1889 г. — в городе 46, 6 и в уезде 32, 8. Родившихся было больше числа умерших 1880—1889 г.; в г. Царицыне — на 3241, или превышало на 19, 5; в пос. Дубовке — 1653 или на 26, 6 (Саратов. календарь на 1889 год). В 1886 г. в г. Царицыне было 19210 муж., 18316 женщ., всего — 37526 обоего пола; в уезде — 42935 м., 43742 ж., всего 86677; в пос. Дубовке — 7278 м., 7294 ж., всего 14572. В том числе евреев в г. Царицыне — 652 д. обоего пола, т. е. более, чем их насчитывалось в остальных местах всей губернии, где их было всего 563. В настоящее время (1897 г.) число евреев в г. Царицыне еще увеличилось и доходит в среднем до 1000 человек обоего пола. Число браков было: в г. Царицыне — 327, в уезде - 671 и пос. Дубовке 139. Родилось: в Царицыне — 2111, в уезде — 3784 и пос. Дубовке — 719; умерло: в Царицыне — 1743, в уезде — 2847 и пос. Дубовке — 714.
К 1 января 1894 года считалось:
в Царицыне
в уезде
в п. Дубовке
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен. Дворян потомственных 34
1 Дворян личных 151
15 Духов. прав. белого 53
13 - монашествующего 1
-
-
- - единоверческ. белого -
-
-
-
- - магометанского 3
-
-
-
- - лютеранского 1
-
-
- Граждан потомственных 65
2 - личных 41
10 - купцов 147
68 - мещан 9580
7250 - цеховых 285
-
-
7 Крестьян всех наименований 8452
395 Колонистов 141
240 Казаков 759
20 Регулярных и иррегулярных войск 42
-
-
-
-
- Отставных нижних чинов и временно отпускных, солдатских жен и детей 2095
330 Инородцев 41
-
- Разноцинцев 7
-
-
-
- Иностранных подданных 136
5 Итого
43295 об. п.
91765 об. п.
16500 об. п.
Всего в уезде к 1894 году — 151560 душ обоего пола. [1155]
По вероисповеданиям было:
В городе
В уезде
В п. Дубовке
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
Муж.
Жен. Православного населения 19557
6546 Единоверческого 164
-
-
107 Раскольников разн. сект 746
1482 Римско-католического 152
-
- Лютеранского 465
221 Еврейского 328
-
-
-
- Магометанского 584
-
- Прочих не христианских исповеданий 41
-
- Итого
В городе Царицыне, как оказывается, евреев проживает более, чем в прочих населенных местах губернии даже вместе с г. Саратовом на 52 человека.
В 1893 годe было:
Чис. брак.
Род. законнор.
Незакон.
Умерш.
Приб.+ уб.- В Царицине 428
+910 В уезде 886
+1864 В Дубовке 147
+291 Итого
+3065
Плотность населения Царицынского уезда на квадратную версту, приняв во внимание исчисление по Стрельбицкому, была в 1893 году 22, 16 обоего пола без города и посада — 14, 2. В этом отношении Царицынский уезд стоял в ряду других уездов губернии на последнем месте, — в Саратовском уезде, например, приходилось 45, 5 человек на 1 квадратную версту.
Средняя величина наличной семьи d уезде равняется 5, 71 душ обоего пола, по данным 1891 года.
Из жителей Царицынского уезда — дворяне и чиновники или состоят на службе, или занимаются сельским хозяйством, редкие торговлею; духовенство, особенно сельское, при отправлении своих служебных обязанностей почти все занято домашним хозяйством; купечество производит различный торг, а некоторые из купцов, имея свои земельные участки, занимаются земледелием и скотоводством и обрабатывающею промышленностью. Мещане, частию производят небольшой торг, болеe же снискивают пропитание разными ремеслами, а некоторые из них и земледельцы. Собственно же земледельческий класс составляют крестьяне разных наименований; а смотря по удобству дач и угодий, к их земледелию присоединяется, местами, довольно обильное скотоводство. Есть и между крестьянами некоторые ремесла и промыслы, но все они производятся [1156] или некоторыми членами семей, круглый год, или только в спободное от земледелия время, а потому не делают заметного исключения в общем земледельческом классе.
В старое время и степных селах Царицынского уезда крестьяне занимались исключительно чумачеством и скотоводством, а земледелием — так ceбе, кое как. Чумачеству и скотоводству отдавалось преимущество, и много было тогда нераспаханной земли. Для разного мастерства народ был здесь пришлый: портные — непременно из Рязанской губернии, Зарайского уезда, села Белого Омута; бондари — той-же губернии, Егорьевского уезда; сапожники и чеботари непременно Воронежской губернии, Бобровского уезда, из села БутурЛиповке овчинники - Тамбовской губернии, Шацкого уезда; полостовалы и плотники - непременно Симбирской губернии; кузнецы—ковали из мещан разных городов; словом все мастеровые были пришлые, жившие тут вромено или оседло. В настоящее же время во всяком селе есть уже свои ремесленники. Чумаки ходили в ходку во все южные города Воронежской губернии, в Старобельск, Харековской губ., в Хареков, в Екатеринославскую и Полтавскую губернии, в Крым и на Кавказ; нередко на стороне и зимовали со своими волами, высылая по почте заработанные деньги, а теперь уж ходят в ходку не далеко, почти только в станицы Области Войска Донского и часто возят неподрядную кладь, а продавать свои доски или каком нибудь другой мелкий поделочный лес, купленный на Волге в посаде Дубовке для барыша. Вследствие упадка чумацкого промысла теперь более занялись земледелием. (П. А. Гуревич-Афанасьев; Саратовские Губернские Ведомости, 1901 года, № l5).
По сведениям Саратовских Епархиальных Ведомостей (1897 г., №№ 3, 4 и 5) в 1895 году считалось, кроме города, в Царицынском уезде при благочиннических округах: по 1-му округу церквей 5; священников 5; диакон 1, псаломщиков 5. В приходах: дворов 1595; прихожан мужского пола — 4834, женского — 4877, всего обоих полов - 9611, в том числе раскольников 65 душ обоего пола. Церкви находятся в селах: Рынке, Орловке, Городище, Червленоразном и Отраде. По 2-му округу: села — Стрелковский поселок, посад Дубовка, Вознесенский женский монастырь, казачья станица Пичужинская, село Ерзовка (Пичуга), село Лозное, село Песковатка, село Водяное, с. Пролейка, казачья станица Александровская и село Балыклей. Всех церквей 15 (в том числе 2 монастырских и 1 кладбищенская безприходскаяе священников 16, диаконов 4, псаломщиков 18. Дворов 6636; прихожан мужского пола 18898, женского 19530, обоего пола — 38428, в том числе раскольников 2688 душ обоего пола. В 3-м округе: села — Ольховка, Каменный Брод, Троицкая женская община, село Солодчи, слоб. Александровка, село Большая [1157] Ивановка, село Малая Ивановка, слоб. Давыдовка, село Семеновка, село Тополевка, село Ягодное, село Липовка; село Романовка, село Караваинка и село Ново-Георгиевское. Всех церквей 16 (из них 1 домоваяе священников — 16, диаконов 2, псаломщиков 17. Дворов — 5547; прихожан — 19148 мужского пола, 19295 жен., обоего пола 38443, в том числе раскольников - 152 души обоего пола. В городе Царицыне 9 церквей (из них 2 домовых): 12 священников, 6 диаконов; 11 псаломщиков: дворов — 3971; прихожан — православных мужского пола — 9816, женского вола - 9941, сектантов мужского вола — 632, женского—641; обоих полов: православных — 19757, сектантов — 1273, всего обоего — 31030 душ.
Всего по Епархиальным сведениям по г. Царицыну и его уезду было в 1895 году: церквей 45, священников — 49, новых священнических мест — 6, диаконов—12, новых диаконских мест — 13, псаломщиков — 51, новых псаломщичьих мест — 3. Всех дворов 17749; прихожан: православных мужского пола — 51180, женского — 52154, сектантов мужского пола — 2048, женского — 2130; всего же душ обоего пола 107512.
Самые старые церкви в Царицынском уезде; в городе: Иоанно-Предтеченская — в 1664 году, Успенская построена в 1718 году, Свято-Троицкая — в 1720 г. и Преображенская — в 1771 г.; в посаде Дубовке — Успенская — в 1796 году; в уезде: в селе Отраде — Никитинская — в 1795 году, в селе Караваинке — Николаевская — в 1749 году и в седе Липовке — Михаило-Apхангельская — в 1779 году. Все остальные церкви сооружены уже в XIX столетии.
Физическое состояние народа: телесные силы; местные болези; история врачебного дела в крае; современное состояние и организация врачебной помощи; деятельность в этом смысле земства.
Крепкое телосложение составляет основную черту в природе здешнего народа. Относительно роста жителей должно сказать, что, как и везде, есть в своем роде — великаны, есть и карлики, но люди среднего роста и плотные — явление обычное; посадка их твердая, манеры несколько мешковаты, по во всех частях тела, стане и очерке лица видна правильность. Больше русых. Все почти с свежим, здоровым цветом лица; худощавых мало. Проворство, торопливость и оборотливость мало заметны в здешнем простолюдине, зато крепкий и богатый жизненными силами, он терпеливо переносит жар и холод, труда и работы — не боится. Однако самонадеянная отвага, небрежность и общая неосторожность простолюдинов бывает причиною разных болезней, главные начала которых — простуда: чему много способствуюг быстрые перемены в температуре здешнего климата, особенно весною. Холодные [1158] ночи после жаркого дня, проводимые здешним народом чаще вне жилищ, чем внутри их, духота и зной долгих летних дней, манящие невольно утомленного работника-земледельца к холодному роднику и т. п., влекут за собою худые последствия. Неосторожное и не умеренное до жадности употреблоние арбузов, дынь и отурцов, в изобилии родящихся в этом крае, производят много гастрических болезней. Такого рода болезни в простонародии здесь обыкновенны каждый год, но крепкая натура степняка, привыкшого ко всему с молоду, большею частию переносит их благополучно. Особенной злокачественности в климате нет, а потому нельзя жаловаться на какие нибудь постоянные эпидемии.
С целью улучшения неблагоприятных гигиенических и санитарных условий к 1874 году, по распоряжению начальника губернии, М. И. Галкина-Враского, образованы во всех городах оной санитарные коммиссии - в видах охранения народного здравия и приведения городов в возможно лучшее состояние в гигиеническом отношении. Опытом доказано, что в городах Европы, где введена правильная система очистки, заболевание и смертность уменьшились на половину. На народное здравие Царицынским уездным земством было ассигновано на 1870 год 5740 руб., а на 1874 год 5500 руб. В 1874 году в Царицынском уезде врачебная помощь подавалась в гор. Царицыне, в пос. Дубовке и в колонии Сарепте, а в центре уезда находился один земский врач. В 1873 году в гор. Царицыне было 2 вольных аптеки с филиальным отделением и 1 аптека в колонии Сарепте. В 1888 году в Царицынском уезде находились: в гор. Царицыне — земская больница с амбулаторией и аптекой. В с. Ольховке — земская больница с амбулаторией. В с. Сарепте — земская больница с амбулаторией. В пос. Дубовке — тоже с аптекой. Аптекарские лавки: в Царицыне и Дубовке.
К истории врачебного дела в описываемом уезде не лишним считаю привести следующую краткую летопись:
Еще при царе Михаиле Феодоровиче, в 1620 году, учреждается аптекарский приказ, определяются полковые врачи и учреждаются полковые аптеки.
При царе Алексее Михайловиче с поволжья и из Астрахани были привозимы в Москву солодковый корень, ревень, селитра, поташ и проч.
С Петра Великого медицина в Россин получает толчек к самостоятельному научному развитию. При нем явились аптеки в больших городах и уничтожаются, с 1701 года, существовавшие дотоле " Зелейные" лавки. При Петре I наш край посетил с научною целью доктор Шибер, открывший между прочим Сергиевские минеральные воды и составил землеописание Российской Империи, проехав до Каспийского моря.[1159]
В 1728 году в феврале в гор. Царицыне учрежден 12-ти дневный карантин, по случаю холеры ви Персии. Холеры в поволжье не было.
Прямое указание о лекаре в Царицыне относится к 1728 году. В царствование Елизаветы Петровны иноземный доктор Траутготт Гербер совершил путешествие в окрестности Волги, для изыскания полезных для врачебных целей трав. Он оставил рукопись о растениях, найденных им между прочим, близ Саратова и Царицына.
В 1765 году основана колония Сарепта, близ которой в 1775 году были открыты минеральные источники, которыми стали пользоваться с следующего же 1776 года, а в 1790 году число пользовавшихся водами достигло 300 человек, но затем Сарептские немцы позаботились сокращением числа посетителей вод, убоявшись вторжения в свой тихий угол сторонних людей и в 1801 году на водах был всего только 1 приезжий.
В 1793 году в Сарептской школе преподавались химия и ботаника; при школе находилась аптечная мастерская, были гербарий и прочие пособия. Здесь разводились ценные лекарственные травы, которыми снабжались Саратовские аптеки.
При утверждении 10 ноября 1780 года штата Саратовского наместничества назначены были по штату лекаря в уездные города с жалованьеч по 140 руб. ассигн. в год. 19 января 1797 года были учреждены врачебные управы в городах. К 1799 году относится повеление о выдаче прогонных денег уездным врачам для объезда селений. На 1807 год дворянством был внесен расход в 10727 руб. на постройку в Царицыне «делового дома для больных, сарая, лекарских покоев с аптекою и на заборы». В 1811 году была открыта в Царицыне больница для судорабочих на пожертвования именитого гражданина Злобина. В этом же году вводится оспопрививание. Из присланных Императрицей Марией Феодоровной ученых повивальных бабок, была назначена в 1817 году в г. Царицын — Аграфена Прокофьева. Во второй половине 1820-х годов в Царицыне была больница на 20 человек, в Дубовке на 13 человек и по одному врачу. В 1806 году в с. Балыклей и Александровской казачьей станице появилась чума. Вся Саратовская геберния была оцеплена войсками и никого не пропускали. В 1808 году зараза прекратилась. От чумы умерло в Саратове, Царицыне, Камышине и 7 селениях — 153 человека. Дома, в которых умирали, сжигались, причем ничего из имущества выносить не позволялось. Вся улица оцеплялась на время караулом. Убытки населения были громадны. Холера была в губернии: в 1830 году (тогда духовенство увещевало народ не отвергать помощи врача), 1831, 1847, 1848, 1853, 1854, 1856, 1866 и 1892 годах, но смертность от нее сравнительно была не велика. В былые времена не только чума и холера, а и местные болезни получали такое развитие, [1160] что наводили страх на безпомощное население. В 1866 году две больницы в Царицыне и Дубовке от приказа общественного призрения перешли в ведение земства и уже с этого времени врачебное дело получило толчек к развитию. Развитие врачебного дела продолжается и теперь, но завершение его еще далеко, так как рядом с делом непосредственной врачебной помощи встает еще более обширная и плодотворная задача предупреждение большой заболеваемости населения, улучшение санитарной части в городах и селах.
По данным Губернского Земства за 1889 год Царицынский уезд разделялся на 4 врачебных округа и 6 фельдшерских пунктов, а именно:
1) Ольховский - три волости: Ольховская, Александровская и Ивановская. Жителей 28244 души обоего пола. Персонал: 1 врач, 3 фельдшера (больничный и 2 пунктовых) и 1 акушерка. Земская больница в слоб. Ольховке на 5 кроватей, одна кровать на 5650 жит. об. пола Амбулатория и аптека помещаются в больничном здании. Фельдшерских пунктов два: в Александровке и Малой Ивановке. Фельдшерская лечебница одна в с. Александровка на 6 кроватей; акушерка при больнице.
2) Балыклейский — две волости: Липовская и Балыклейская (собственно три, так как надо считать и Романовскую, тогда еще не существовавшую). Персонал: 1 врач и 2 фельдшера (один пунктовый). Больницы нет. Врач живет в Балыклее и ведет лишь амбулаторию. Аптека помещается в наемном доме. Фельдшерский пункт один в Липовке.
3) Дубовский — посад Дубовка и 2 волости: Песковатская и Ерзовская. Персонал: 1 врач и 3 фельдшера (больничный и 2 пунктовых). Больница в Дубовке на 12 кроватей. Одна кровать на 2645 жит. об. пола. При больнице амбулатория и аптека. Фельдшерских пупктов 2: в Оленьем, и Ерзовке (Пичуге). В Дубовке живут вольнопрактикущие врачи и акушерка и имеется вольная аптека.
4) Пригородний — одна волость Отрадинская. Персонал: 1 врач, 1 акушерка-фельдшерица и 3 фельдшера (пунктовый и 2 больничных). Больница в Царицыне на 40 кроватей. При больнице амбулатория, операционная комната и аптека. Фельдшерский пункт в с. Отраде. Город и Сарептская волость имеют свою врачебную организацию.
В Царицыне, от города, имеются 2 лечебницы для амбулаторных больных с аптеками. В каждой лечебнице работают по 2 врача с низшим персоналом.
Железнодорожные управления имеют 2 врачей, 1 больницу на 12 кроватей и 1 приемный покой.
Завод Нобеля — 1 врача, лечебницу для приходящих и аптеку.[1161]
К колонии Сарепте — 1 врач, 1 фельдшер, 1 акушерка и 1 больница с аптекою.
В Царицынском уезде один врач приходится на 26.000 жителей, а в городе Царицыне 1 врач на 2660 жителей. Несмотря на всю заботливость правительства, земства, города и посада о народном здравии, здешние простолюдины, не только в селениях, но в городе и посаде, еще твердо верят «бабушкам» и знахарям, которые всевозможные болезни объясняют — злым глазом, порчею, наговором и подводят под одно универсальное средство «умывание больного с уголька».
В 1894 году было глухонемых: в г. Царицыне — 4 муж. и 2 женщ., в уезде — 17 муж. и 11 женщ., в пос. Дубовке — 3 муж. и 1 женщ.
Самая здоровая местность в Царицынском уезде находится по берегам р. Иловли; там она вообще и живописнее благодаря лесам, озерам и притокам Иловли.
Нравственное состояние народа. Все жители, составляющее народонаселение Царицынского уезда, исповедуют христианскую веру, исключая калмыков-идолопоклонников, но их очень не много и они скорее не исповедуют никакой веры. Калмыки чрезвычайно падки до водки; они или занимаются пастьбой скота в общественных табунах, или круглый год живут в своих кибитках (юртах) при бойнях. Господствующее здесь вероисповедание — православное, греко-российское, к которому принадлежат и некоторые из калмыков, принявших крещение в начале нынешнего столетия, о чем много говорилось выше. Раскольников в уезде не много; центры их главным образом сосредоточены в посаде Дубовке и гор. Царицыне. Собственно в настоящее время раскол распадается. Существенная причина уменьшения закоснелости раскола заключается в том, что правительство прекратило суровые меры против старообрядцев, возбуждавшие фанатизм раскольников и их убеждение, что исповедуемая ими вера есть та истинная древне- православная, ради которой можно и должно потерпеть гонение и даже смерть. Но новые секты, как-то: пашковщина, толстовщина и штунда действительно явления в высшей степени не желательные: отрицание церкви как истинного храма Божьего не почитание икон, признаииие властен — насилием, наглое толкование всего этого в местах скопления людей — вот истинный вред, с которым надо бороться энергично. Слышать подобное учение из уст какой нибудь слепой девки, живущей праздно в среде своей бедной семьи и нечего неделающей — странно, но между тем вредное учение, по большей части, и посевается в душу таких же убогих, а те уже распространяют его, высказывая, что — " зачем де вы идолам покланяетесь, ликам то на иконах ваших изображенным; ведь еще закон Моисея предусмотрел это, говоря во 2-й заповеди - " не сотвори себе кумира и всякаю подобия елико", т. е. о самых ваших ликах [1162] здесь и упоминается". Я подобную проповедь слышал именно из уст одной слепой девки в Царицыне.
|