Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параграф 3






Третий параграф «Результаты диагностики учащихся» направлен на описание результатов диагностики, составление психолого-педагогического диагноза и формулирование на основании полученных диагностических данных педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса.

Данный параграф должен содержать статистическое и текстуальное обобщение полученных данных.

В контрольной работе должны быть представлены расчеты основных параметров дескриптивной (описательной) статистики. Они могут быть осуществлены с помощью электронных таблиц (Excel и др.) или компьютерных статистических программ (Stаtistica, NCSS, SPSS и др.), либо вычислены самостоятельно, опираясь на приложение 3 и источники по математической статистике, указанные в списке рекомендуемой литературы.

Данный параграф должен включать первичное обобщение результатов и диагностическое заключение на обследованную группу. Первичная обработка данных заключается в составлении сводной таблицы данных, применении методов описательной статистики и в их графическом отображении. Диагностическое заключение – в обсуждении статистически выраженных тенденций, обнаруженных на данных группах, а также в их психологическом описании.

При написании параграфа 3 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

1. Составить сводную таблицу данных, оформив ее как приложение 2 контрольной работы. Указать характеристики всех обследованных учащихся (пол, возраст и т.п.) и полученные при их обследовании диагностические данные.

При оформлении сводной таблицы данных рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 4). Это приложение может быть составлено с помощью вышеупомянутых компьютерных программ. Такой вид представления данных имеет несомненное преимущество для их дальнейшей статистической обработки.

2. Вычислить параметры дескриптивной (описательной) статистики по каждой количественно измеряемой характеристике – возрасту, показателям шкал применяемой методики диагностики и т.п.

Вычислению подлежат следующие параметры дескриптивной статистики:

· количество вариаций по каждому признаку (n); иначе говоря, у скольких человек Вы измерили данный признак (выборка должна составить не менее 10 учащихся средней школы или лицея);

· центральные тенденции по всем измеряемым параметрам: среднее арифметическое (xср) и моду (Mo) – наиболее часто встречающееся значение признака;

· вариативный размах: минимальное (xmin) и максимальное (xmax) значение признака, амплитуду (разность максимального и минимального значений);

· дисперсию (d) и стандартное отклонение (S);

· область (xср +/ – S), в которую попадает большинство обследуемых (более 68%); вычисляется как среднее арифметическое плюс/минус стандартное отклонение: xср +/ – S;

· асимметрию (As) и эксцесс (Ex) распределения признака;

· нормальности (или ненормальности) распределения признака, для чего сравнить полученные значения асимметрии (As) и эксцесса (Ex) с табличными.

Для данных расчетов можно пользоваться вышеназванными статистическими программами.

При оформлении результатов дескриптивной статистики рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 5).

3. Нарисовать графики для каждого из обследованных параметров, отражающие центральные тенденции, стандартное отклонение и разброс.

При оформлении данных графиков необходимо следовать предложенному образцу (приложение 6).

Обратить внимание, каким образом обозначаются различные параметры дескриптивной статистики на подобных графиках:

· вариативный размах: минимальное (xmin) и максимальное (xmax) значение измеряемого параметра (рис. 1);

· центральная тенденция: мода (Mo) (рис. 2);

· область (xср +/ – S), в которую попадает большинство обследуемых (более 68%) (рис. 3).

 

 

·

·

·

·

·

·

 

 


Рис. 3. Графическое отображение параметров дескриптивной статистики:

область значений, в которую попадает большинство обследуемых

 

Помимо обозначенного графика, являющегося обязательным для контрольной работы, дополнительно можно применять иные способы графического оформления результатов дескриптивной статистики (например, в виде столбчатых, круговых диаграмм и т.п.).

4. Определить с помощью составленных графиков отображения результатов дескриптивной статистики те измеряемые психические свойства, которые характеризуются наиболее узкими областями разброса, охватываемого стандартным отклонением (xср +/ – S) (приложение 6). Именно эти параметры являются характерными особенностями определенной выборки обследуемых. Узкая область xср +/ – S означает, что в данной группе большинство обладает именно таким уровнем измеряемого признака, например, у большинства обследуемых самооценка низка. В других случаях, когда разброс этого признака широк, это означает, что в данной группе – как и среди остальных людей – этот признак весьма разнообразен, т.е. в группе в равной степени есть люди с низкой, средней и высокой самооценкой.

5. Составить диагностическое заключение на группу обследуемых учащихся, руководствуясь выбором и отражением в диагнозе только тех признаков, которые обладают минимальным стандартным отклонением1.

6. Написать параграф 3, включив в него психологическую интерпретацию со ссылкой на результаты статистических расчетов и их графическое отображение.

Например: Одна из характерных особенностей класса 5А – это высокий уровень интеллектуальных способностей (xср = 105; S = 5; Мо = 106). Сравнивая рис. 1 и рис.2, можно увидеть, что некоторые участники класса 5А обладают умственными способностями, попадающими в область «выше нормы». Большинство испытуемых класса 5А по этому параметру все же попадает в область от 100 до 110 баллов IQ.

Однако на фоне общего высокого уровня IQ имеются резкие различия между развитием уровня речевых и математических способностей. Так, показатели по математическим субтестам попадают, в основном, в область значения выше нормы. Результаты, показанные обследуемыми по субтесту АР (xср = 78; S = 10; Мо = 77), говорят о…

7. Завершить параграф 3 психолого-педагогическими рекомендациями по оптимизации педагогического процесса, основанными на теоретическом осмыслении полученных диагностических данных.

Например: Как уже упоминалось выше, одной из характерных особенностей класса 5А является высокий, по сравнению с тестовыми нормами, уровень интеллектуальных способностей. Это означает, что для этих учащимся может быть предложен более сложный учебный материал, и должно планироваться меньшее время для его освоения. Учащимся 5А класса, после проведения диагностики их профессиональной мотивации, могут быть также предложены профильные подготовительные курсы для поступления в вузы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Результаты статистических расчетов приводятся вне взаимосвязи
с психолого-педагогическими выводами.

Ø Психолого-педагогический диагноз строится без опоры на результаты описательной статистики.

Ø Психолого-педагогический диагноз строится на анализе средних значений, а не на результатах, показанных большинством участников.

Ø Психодиагностическое заключение составлено как перечень разрозненных фактов, не связанных в единый смысловой блок.

 

Заключение

В заключении отражается значимость изученной темы для педагогической теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в учебный процесс и дальнейшему развитию темы.

Список литературы

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

· соответствие теме и анализ всех названный источников в основной части контрольной работы;

· разнообразие видов изданий – научные, учебные, справочные, периодические.

Литературные источники располагают в алфавитном порядке по первым их элементам – авторским заголовкам (фамилии и инициалы авторов) или по основным заглавиям. Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован арабскими цифрами с точкой.

Выше уже было указано, что ко всем упомянутым источникам в ссылках в тексте работы должны быть даны те же источники в списке литературы. Каждой ссылке должен соответствовать источник в списке литературы. И, напротив, по каждому приводимому изданию в списке литературы должны быть ссылки в тексте контрольной работы.

При оформлении списка литературы рекомендуется следовать приведенному образцу (приложение 7).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø В списке литературы приводятся источники, с которыми автор в действительности не работал, либо в тексте не даются ссылки на этот источник.

Ø Несоответствие требованиям к оформлению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.